Hsrs.ru

Самоучители онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задачи психологических тренингов

Психологический тренинг

​Психологический тренинг — личностный тренинг, проводимый психологом и с использованием психологических, а не эзотерических и мистических понятий и категорий.

Основная цель психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов. Дадим им краткую характеристику.

Принцип активности

Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.

Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

Принцип исследовательской творческой позиции

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.

Исходя из этого принципа, работа тренера заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.

В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались или иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни, к самому себе.

Принцип объективации (осознания) поведения

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса:

— Какой цели я хочу достичь?

— Почему я хочу достичь этой цели?

— Какими средствами я собираюсь ее достичь?

Ответ на второй вопрос дают диагностические исследования тренера во время работы с группой. Объектами диагностики являются:

— содержательный план работы

— уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками

— состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.

Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.

Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относится: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.

Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

Цели и задачи тренингов

Цели и задачи тренингов

При построении как тренинга в целом, так и отдельных занятий следует определить цель проводимой работы, продумать и сформулировать задачи , требующие решения. Данный этап порой вызывает у ведущих скептическое отношение, воспринимается как пустая формальность («Ну ладно, если школьная администрация требует – задачи напишу, но вообще-то тренинг – это процесс живой и непредсказуемый!»). Однако подобная позиция чревата опасностью того, что процесс прохождения тренинга превратится в самоцель, а обучающий и развивающий потенциал занятий может быть утрачен. Ведь именно цели и задачи служат путеводными маяками в работе, основой выбора используемых в тренинге упражнений, именно на них делается акцент при обсуждении упражнений и получении обратной связи.

В наиболее общей формулировке в тренингах обычно ставятся следующие группы целей:

1. Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.

2. Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

3. Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.

4. Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.

5. Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.

Для тренингов общения наиболее специфична первая группа целей, а для тренингов личностного роста – вторая. Цели 3–5 преимущественно психотерапевтические и психопрофилактические. На тренингах они чаще присутствуют в качестве дополнительных.

Помимо общих целей тренингов, изначально сформулированных ведущим и обычно отраженных в названии программы, можно говорить и о личных целях участников (Горбатова Е. А., 2008). Они могут быть изначально далеки от направленности тренинга – например, участник желает расширить свой круг общения. Для продуктивной работы важно, чтобы эти цели осознавались, уточнялись в процессе тренинга, находились параллели между ними и теми целями, что обозначены ведущим.

Читать еще:  Двигательные разминки для тренинга

Цель конкретизируется в задачах. Если первая указывает общее направление работы, то вторые раскрывают конкретные шаги, необходимые для данного движения. «В то время как цель может выражать желаемый исход, именно задача описывает то, каким образом и когда мы к нему придем» (Ли, 2001, с. 23).

Чем руководствоваться при постановке задач?

1. Задачи должны отражать конкретные результаты, достижение которых планируется в ходе работы, а не превращаться в абстрактные рассуждения или лозунги. Например, вряд ли удачны такие формулировки: «Формирование психологических качеств как нового уровня трансформации психических свойств и раскрытие субъектного потенциала» или «Детям должно быть весело!». В первом случае – хотя и научно осмысленная, но очень абстрактная фраза, допускающая неоднозначное толкование и требующая долгой конкретизации. Во втором – лозунг, отражающий к тому же не результат, а эмоциональность процесса работы.

2. Результаты, достижение которых намечено в задачах, должны быть, по возможности, сформулированы в позитивных терминах – отражать то, что нужно достигнуть, а не то, чего избежать. Например: «Не допустить распада группы» – неудачная формулировка, «Повысить уровень групповой сплоченности» – более удачная. Это связано с тем, что если ожидаемый результат формулируется негативно (чего надо избежать), у человека зачастую возникает образ неудачи и происходит подсознательное самопрограммирование на нее. Если человек, едущий на велосипеде, думает: «Только бы не упасть», – вероятность падения существенно повышается.

3. Решение поставленных задач должно быть адекватно сущности тренинга как метода активного социально-психологического обучения. Например, если необходимо разделить школьников на «сильный» и «слабый» классы по уровню учебной подготовки, решать данную задачу с помощью тренинга неуместно.

4. Задачи должны быть реалистичны, т. е. достижимы в условиях тренинга с учетом отведенного для занятий времени, и в то же время не слишком простыми.

5. Достижение планируемых результатов должно быть принципиально проверяемо: или на уровне объективного изучения вызванных тренингом изменений (более характерно для тренингов умений), или на уровне самоотчетов участников (более характерно для тренингов личностного роста).

Как отмечает Л. А. Петровская (1982, с. 103), «круг задач, решаемых средствами социально-психологического тренинга, широк и разнообразен и, соответственно, разнообразны формы тренинга. Все множество этих форм можно разделить, в частности, на два больших класса: ориентированные на развитие специальных умений (например, умение вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты); нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения – имеется в виду повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом».

Достаточно часто цель психологического тренинга с подростками обозначается в широком смысле как развитие компетентности в общении, и даже выделяется разновидность тренингов, направленных на достижение именно этой цели, – тренинги компетентности в общении. Однако данное понятие явно нуждается в конкретизации.

Как отмечает Н. А. Морева (2003, с. 61), для людей с высокой коммуникативной компетентностью характерны следующие признаки:

? быстрая, своевременная и точная ориентация в ситуации взаимодействия и в партнерах;

? стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;

? установка в контакте не только на дело, но и на партнера; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей;

? уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в ситуацию;

? владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;

? большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;

? умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо сложившихся отношений, а иногда и вопреки им;

? высокий статус и популярность в том или ином коллективе;

? умение организовать дружную совместную работу, добиваться высокого результата деятельности;

? способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Перечисленные внешние, поведенческие проявления характерны для людей с высокой коммуникативной компетентностью. Из чего же «складывается» сам этот феномен, каковы его внутренние, психологические компоненты?

М. Аргайл (цит. по: Куницына и др., 2001) выделяет такие компоненты «социальной компетентности»:

? социальная сенситивность (точность межличностного восприятия);

? основные навыки взаимодействия;

? навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций (т. е. умение давать положительную обратную связь партнерам по общению. – Л. Г.);

? равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности.

Применительно к подростковому возрасту представляется целесообразным расширить этот перечень, добавив еще ряд компонентов, которые могут развиваться с помощью тренинга общения:

? развитие речи: способность говорить точно, кратко, по существу. Богатство словарного запаса.

? чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии собеседников — способность адекватно фиксировать нюансы переживаний, выражающиеся в речи, мимике, позах и т. д.;

? гибкость ролевых позиций в общении , способность динамично менять их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения;

? социальная рефлексия , самоосознание себя как субъекта общения;

? умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь собеседникам ;

? ассертивность — умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению;

Развитие каждой из этих составляющих может быть поставлено в качестве частной задачи психологического тренинга общения для подростков.

Стоит ли знакомить подростков, участвующих в тренинге, с целями и задачами работы? Это представляется целесообразным, поскольку участники должны понимать, что им дает тренинг. В противном случае ведущий окажется в их глазах массовиком-затейником, и они будут охотно выполнять лишь упражнения развлекательного плана. Само собой, объяснение задач тренинга должно быть кратким, ненавязчивым, понятным для слушателей, без использования сложной терминологии. Кроме того, участники могут ставить также личные задачи работы на тренинге. Американский автор Р. Смид (2000) даже рекомендует отражать цели в письменном договоре, заключаемом между ведущим и посещающими группу детьми и подростками. Копирование данного действия при работе с российскими подростками, наверное, не вполне оправданно, но полностью упускать из виду участников цели и задачи работы тоже не следует.

Для иллюстрации участникам целей тренинга (особенно в области личностного роста) ведущие довольно часто используют так называемое «окно Джохари» (по именам разработчиков – Джо Люфта и Харри Ингрэма). Оно представляет собой таблицу из четырех клеток. Ведущие порой прибегают к метафоре: вот окно, через которое личность глядит на окружающий мир, а окружающие – на нее; в раму вставлены четыре стекла: одно из них (открытое Я) «обоюдопрозрачно» – то, что попадает в эту область, одинаково видно как самому человеку, так и окружающим; следующие два стекла – тонированные, как в дорогих иномарках, позволяющие видеть только в одну сторону. Установлены они таким образом, что через одно из них «хозяину» все видно, а окружающим внутрь не заглянуть (секретное Я), через другое же стекло, напротив, хозяину ничего не видно, зато окружающим прекрасно все видно («слепое пятно»). Наконец, последнее стекло – матовое, через него ничего не разглядеть (бессознательное Я).

В данном случае цель тренинговой работы в том, чтобы расширить область открытого Я. Происходит это за счет уменьшения «слепого пятна» (посредством обратной связи) и секретного Я (посредством самораскрытия). Возможно также уменьшение области бессознательного Я путем перевода части его содержания на осознаваемый уровень, но подобная задача ставится в тренингах далеко не всегда.

В целом, чем выше в тренинговой группе уровень доверия, тем больше материала выносится на «арену» (подробнее см. Рудестам, 1998; Ялом, 2000).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Задачи психологического тренинга с подростками

2011 Ольга Лысак,

Читать еще:  Психогимнастические упражнения и их роль в тренинге

Понятие и задачи психологического тренинга с подростками

Психологический тренинг — это особое групповое занятие, направленное на психологическую помощь людям.

Принципы и правила групповой работы.

К настоящему времени метод групповой работы представлен большим разно-образием своих форм и конкретных методологических подходов, обусловленных различными теоретическими ориентациями. Тем не менее можно говорить о нали-чии ключевой идеи, объединяющей эти формы: стремление помочь развитию лич-ности путем снятия ограничений, комплексов, освобождения ее потенциала. Идея изменения, трансформармации человеческого Я в изменяющемся мире. Речь идет о фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания, даже если эта задача напрямую не ставится в ходе работы.

Преимущества групповой формы психологической работы:

Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межлично-стных проблем, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и дру-гие испытывают сходные чувства.

Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидным такие факторы, как давление партнеров, социальные влияние и конформизм. Это дает возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности закономер-ности общения и поведения других людей и самих себя.

Возможность получение обратной связи, искренней и безоценочной, поддержки от людей со сходными проблемами.

В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Появляется возможность научиться по-новому относиться к себе и людям.

В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения.

Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить пси-ологические проблемы каждого.

Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания — открытие себя другим и открытие себя самому позволяет понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.

Базовые тренинговые методы:

Групповая дискуссия. Это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющего поменять мнения, позиции и установки участников группы в про-цессе непосредственного общения. Также это возможность увидеть проблему с раз-ных сторон и способ групповой рефлексии через анализ индивидуальных пережива-ний. Групповая дискуссия позволяет получить опыт высказаться самому и выслу-шать других, опыт конструктивного спора и выяснений противоречий.

Игровые методы. Включают ситуационно- ролевые, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игр в тренинге чрезвы-чайно продуктивно. Игры часто позволяют обнаружить наличие трудностей в об-щении и психологических проблем ( диагностическая задача ). Они являются пре-красным способом преодоления скованности и напряжения участников. Благодаря игре закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступ-ными ранее способы взаимодействия с окружающими, тренируются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Игра как никакой другой метод, эф-фективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потен-циалов человека, проявления искренности и открытости. Игра становится мощным психотерапевтическим и и психокоррекционным средством работы в группе.

Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники развивают умения воспринимать, понимать, и оценивать других людей, самих себя, свою группу. Участники получают вербальную и невербальную информацию, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие.

Методы телесно- ориентированной психотерапии. Здесь выделяют три основ-ные подгруппы приемов: работа над структурой тела, чувственное осознание и ме-тоды нервно- мышечной релаксации.

Медитативные техники . Чаще всего используют для обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряже-ния, стрессовых состояний.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ТРЕНИНГОВ

Общие цели групповой психологической социально — и личностно — ориентированной работы:

•1. Исследование и анализ психологических и социальных затруднений участников.

•2. Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психичпского здоровья.

•3. Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия и создание основы для более эффективного общения.

•4. Стимуляция и развитие самосознания.

•6. Активизация творческого потенциала.

  1. Содействие процессу личностного развития, развитие личностных качеств и умений.
  2. Выработка новых и изменение неэффективных навыков поведения.
  3. Коррекция и предупреждение эмоциональных нарушений, нарушений в познавательной сфере.
  4. Реабилитация при различных травматических нарушениях психического здоровья.

Специфика любой групповой социально-психологической работы такова, что в той или иной степени мы можем иметь « побочную» пользу , поскольку и аналитический , и коррекционный , и реабиалитационный эффект могут на-ступить в результате личностного и социального развития.

Личностный рост — это процесс развития личности, то есть:

1) получение опыта осознанного переживания;

2) осознавание ресурсов возможностей;

3) повышение уровня психологической компетенции;

4) самопознание и самовыражение;

5) развитие смелости к изменениям;

6) рост аутентичности ( умения быть собой );

7) пересмотр установок и мировоззренческих позиций.

Результатом этого процесса являются:

— изменения в реальной жизни;

— гибкость в поведении;

— разрешение конфликтов, проблем;

Социальное развитие возможно только в результате личностного развития. В противном случае любые попытки развить социальную адаптацию сведутся к простому заучиванию ограниченного набора фраз, реакций , нескольких наборов поведения. И они ни в коем случае не смогут оказать человеку существенную помощь во всем многообразии трудных жизненных ситуаций, которые прихо-диться пройти подростку в период взро тем и упражнений, с тимулирующих личностное развитие.

Групповые психологические тренинги — это наиболее эффективный инстру-мент для личностного и социального развития.

У каждого человека есть свои представления о себе, о других, о том , что « хорошо» и « правильно », о том, что «плохо» и « неправильно ». Складыва-ющиеся в течение жизни представления о себе нередко не совпадают с совокуп-ностью реальных качеств человека. Кроме того, его способы самопроявления производят на окружающих определенное впечатление, которое часто не сов-падает с тем, что человек на самом деле переживает и/или хотел бы выразить.

В группе происходит не только процесс самопознания, самораскрытия, но и возникает возможность обратной связи участников, которые непосредственно наблюдают проявления человека, слушают рассказ о его внутреннем состоянии и могут сопоставить детали, обнаружив несовпадения.

В результате происходят процессы, описанны Лафтом Джозефом и Гарри Инграмом в схеме « Окно Джогари »

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА

Тренинг (англ. training от trainобучать, воспитывать) — форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

  • · тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;
  • · тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
  • · тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
  • · тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
  • — Повышение адекватности собственного представления о себе и восприятия других;
  • — Рост индивидуальной ответственности за достижение личных целей и решение актуальных коммуникативных задач;
  • — Актуализация индивидуальных ресурсов, психологическая самокоррекция — приближение к состоянию внутренней гармонии и сбалансированности;
  • — Рост коммуникативной открытости и качества общения;
  • — Овладение навыками конструктивного социального взаимодействия;
  • — Развитие способностей к адаптации и творчеству.
  • — Предоставить участникам группы профессиональную помощь в решении насущных внутренних конфликтов, преодолении актуальных трудностей и барьеров;
  • — Обеспечить участникам группы опыт конструктивного самоисследования (самоанализа) и самостоятельного решения актуальных внутренних задач.
  • — Предоставить участникам группы опыт полноценного общения друг с другом и группой, переживания коммуникативной общности, эффективного взаимодействия в процессе решения общих задач.
  • — Обучить навыкам конструктивного выявления и решения межличностных проблем и конфликтов, установления эффективных отношений с окружающими, навыкам достижения максимальной степени групповой общности и сплоченности.
  • — Обучить навыкам активного самостоятельного внутреннего поиска и решения насущных психологических проблем и конфликтов.
  • — Обучить навыкам получения и конструктивного использования «обратной связи» (информации о себе от окружающей коммуникативной среды).
Читать еще:  Упражнения в конце тренинга

Одной из основных задач группы коммуникативного тренинга является помощь участнику в выражении себя своими индивидуальными средствами, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:

1. Восприятие себя через соотнесение себя с другим, то есть человек рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. В этом случае человек смотрит на себя как бы со стороны.

Групповые занятия дают возможность идентифицировать себя с другими членами группы.

  • 2. Восприятие себя через восприятие себя другими, то есть человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. Это так называемый механизм «обратной связи». В группе коммуникативного тренинга постоянно действует обратная связь, что позволяет участникам узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт.
  • 3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности, то есть человек сам оценивает, то, что он сделал. Это механизм самооценки, который может помогать развитию личности или мешает этому процессу. В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.
  • 4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, то есть человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы: проникновение в своё «Я», получение опыта понимания своего внутреннего мира.
  • 5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика, то есть человек принимает своё тело, своё физическое Я. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть и, приняв его, развивать себя и свои возможности.

ТЕМА 1. Введение. Предмет, задачи, цель курса «Психологический тренинг»

Место, задачи и возможности курса в подготовке специалиста по социальной работе. Предмет курса. Возможности использования метода психологического тренинга в работе с населением специалистами учреждений социальной защиты.

ТЕМА 2. История развития групповых методов психотерапии и практической психологии

Оформление социальной работы с группой как общественной формы психологической практики. Социально-психологические аспекты групповых методов. Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России. Современные групповые методы и развитие самосознания.

ТЕМА 3. Психологический тренинг как метод практической психологии

Психологический тренинг: понятие, задачи, принципы. Общее представление о психологическом тренинге. Специфические черты и основные парадигмы тренинга. Основные задачи, решаемые в процессе психологического тренинга. Типология тренингов и стоящих перед ним задач: тренинги коммуникативных навыков и умений, тренинги личностного роста, методические тренинги профессиональной подготовки, креативные, сензитивные и т.д. Содержательная классификация тренинговых групп в зависимости от их «идеологической» основы: гештальт-группы, группы трансактного анализа, группа психосинтеза, группа нейролингвистического программирования, психодинамические тренинги.

ТЕМА 4. Классификация и основные виды тренинговых групп

Критерии классификации тренинговых групп. Гештальт-подход. Групповой аналитический подход. Трансактный анализ в группе. Психодраматический подход. Тено-ориентированный подход. Методы групповой работы в нейролингвистическом программировании.

ТЕМА 5. Основные этапы развития группы в тренинге

Общие представления о стадиях развития группы в тренинге. Первая стадия – подготовка. Кризис в развитии тренинговой группы. Вторая стадия – осознание. Третья стадия – переоценка.

ТЕМА 6. Основные роли, стили руководства, характеристики личности группового тренера

Основные роли ведущего группы. Стили руководства группой. Характеристика личности группового тренера. Подготовка ведущих тренинговых групп. «Задание» для ведущего. Критерии профессиональной пригодности специалистов по психотехнологиям. Общие рекомендации для тренинга по проведению тренинга.

ТЕМА 7. Медитация. Визуализации как метод психологического тренинга

Общее представление о медитации. Общие правила применения медитативных техник. Медитативные техники: «Судно, на котором плыву»; «Мудрец из храма»; «Горная вершина».

ТЕМА 8. Разогревающие игры и психотехники

Знакомство. Надувная кукла. Спутанные цепочки. Встреча взглядами. Коллективный счет. Любое число. Выбор траектории.

ТЕМА 9. Игры, ориентированные на получение обратной связи

Понятие «обратная связь». Психотехники: Мой портер глазами группы. Первая проба на роль. Дискуссия в ролях друг друга. Ответы за другого. Молчащее и говорящее зеркало. Рекламный ролик. Самосуд. От сумы до от тюрьмы… Страшноватый суд. Стул откровений.

ТЕМА 10. Игры и упражнения социально-перцептивной направленности

Я знаю, что тебе приснилось. Зубы дареного коня. Личный герб и девиз. Белая магия. Черная магия. Шахматы.

ТЕМА 11. Коммуникативные игры и упражнения

Психоличностические упражнения. Направленные на установление контакта, восприятие и понимание. Эмоционального состояния, прием и передачу информации, умение слушать.

ТЕМА 12. Психотехники, направленные на помощь в решении проблем

Разговор со сменой позиции. Несказочные проблемы. Метафора проблемы.

ТЕМА 13. Психогимнастические упражнения, направленные на создание работоспособности группы

Упражнения на создание работоспособности группы. Упражнения на создание работоспособности в начале дня. Упражнения на поддержание и восстановление работоспособности.

ТЕМА 14. Психогимнастические упражнения, направленные на развитие креативности

Психогимнастические упражнения, направленные на осознание того, что такое креативность, каковы ее проявления, барьеры и этапы креативного процесса. Упражнения, направленные на развитие креативности.

ТЕМА 15. Тренинг по сказкотерапии: особенности проведения и психотехники

Принципы работы со сказками. Схема размышления над сказками и их обсуждение. Структура коррекционно-развивающегося сказкотерапевтического занятия.

Список рекомендуемой литературы *

Основная

1.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994.

2.Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика. Упражнения. Игры. СПб., 1996.

3.Высокиньска-Госер Т. Поведение группового психотерапевта // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. М., 1990. С. 160-171.

4.Деркач А.А,, Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1-2. М., 1993.

5.Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания. Ленинград, 1990.

6.Захаров В.П., Хрящева М.Ю. Социально-психологический тренинг: Уч. пособие. Л., 1989.

7.Козлов М.И. Лучшие психологические игры и упражнения.

8.Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.

9.Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М., 1995.

10. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Уч. пособие для студентов. М., 2002.

11. Гаджиева М.М., Михитина М.И., Кислинская М.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.

12. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: методич. пособие для преподавателей. Новосибирск — М., 1997.

13. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.

14. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. СПб., 1994.

15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2001.

Дополнительная

1.Ассаджионе Р. Психосинтез: теория и практика. М., 1994.

2.Берн Э. Трансактивный анализ в группе. М., 1994.

3.Гриндер Д., Бендлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж, 1993.

4.ДжеймсМ., Джионевард Д. Рожденные выигрывать. Транцакционный анализ с упражнениями. М., 1995.

5.Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.

6.Как построить свое «я» / Под ред. В.П. Зинченко. М., 1991.

7.Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М., 1998.

8.Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М., 1994.

9.Перыз Ф. Опыты психологии самосознания (практикум по гештальттерапии). М., 1992.

10. Робин Ж.-М. «Фигуры гештальта» // Гештальт-92 / Под ред. Д.М. Хломова и др. М., 1992.

11. Ситников А.П. Акмеологические тренинг: Теория. Методика. Психотехнология. М., 1996.

12. Цветков Э.А. Мастер самопознания, или погружение в я. СПб., 1995.

13. Хломов Д.М. Реабилитационный тренинг социальных навыков. М., 1995.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector