Hsrs.ru

Самоучители онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинги для 1 класса на сплочение

Конспект тренингового занятия по сплочению классного коллектива «Мы — одна команда»

Екатерина Гордеева
Конспект тренингового занятия по сплочению классного коллектива «Мы — одна команда»

Тренинговое занятие на сплочение классного коллектива

«Мы одна коман да»

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом.

Задачи:

— создание благоприятного психологического климата;

— преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

— развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;

— сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Возраст: школьники 11 — 14лет.

Состав участников: 10 – 12 человек.

Оборудование: ручки, листы, цветные карандаши.

Режим работы: 50 минут.

Ход занятия

Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).

Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом.

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

1) Упражнение «Ты мне нравишься». Это упражнение способствует развитию хороших отношений между подростками. Подростки отличаются друг от друга по способности открыто выражать свои эмоции и чувства, быть открытыми в межличностном общении. В данном упражнении все участники получают возможность развить этот важный навык.

Материалы: мягкая игрушка

Психолог: Сядьте удобно. Сейчас мы с вами будем стараться сказать друг другу приятные слова, комплименты, которые, конечно, все любят получать. И делать это мы будем так: кидаем игрушку и тому, кто ее поймал, говорим следующее: «Ты мне нравишься … или Мне понравилось, как ты…». Начнем. Можно говорить приятные слова, комплименты, хвалить за что-либо или благодарить. И обязательно запоминайте те слова, которые услышите в свой адрес.

Рефлексия: С подростками необходимо обсудить то, какой они видят смысл в упражнении, что такое комплимент, зачем он нужен, за что мы может друг другу говорить приятные слова и какой в этом смысл, почему каждый человек достоин приятных слов и любви.

2) Игра «Танец с листком»

Упражнение выполняется в парах. Для выполнения упражнения лучше использовать соответствующую музыку. Каждой паре предлагается взять по одному листу бумаги, встать лицом друг к другу и соприкоснуться головами «лоб в лоб». Лист бумаги при этом прокладывается между лбами. Задача каждой пары – двигаться по комнате, удерживая свой лист лбами. Руки при этом необходимо заложить за спину. При этом участникам нельзя долго стоять на месте и нельзя разговаривать. Парам необходимо найти каналы интуитивного понимания партнера. Партнеры, которые уронили листок, должны замереть в тех позах, в которых они находятся в момент, когда их листок коснется пола, и должны оставаться в них до окончания общей процедуры игры. Она закончится тогда, когда останется только одна пара.

В задании есть лазейка, которую не сразу замечают участники. Замереть нужно только в тот момент, когда листок коснется пола. А пока он падает, можно успеть принять более удобную позу, хотя бы выпрямиться. Кто-то даже успевал сесть на стул. Но иногда участники так и стоят – «лоб в лоб». На эти моменты следует обратить внимание в процессе обсуждения.

3) Упражнение «Волшебный стул».

Время: 15 -20 мин.

Это упражнение не только позволяет приобрести и развить навыки получения и передачи обратной связи, но и создает условия для обратной связи среди всех участников занятия.

В нашем кругу сегодня место чуду и волшебству! Здесь в кругу стоит «волшебный» стул. Что в нем необычного? Человек, который садится на него, становится обладателем уникальной возможности услышать от нескольких человек из группы обратную связь. Это могут быть и критика, и положительные высказывания.

Тем, кто дает обратную связь, необходимо делать это, используя правила обратной связи; тому, кто сидит на «волшебном» стуле, нужно внимательно все выслушать, не оправдываясь, не благодаря, а просто принимая информацию. Затем на «волшебном» стуле окажется следующий участник. Итак, кто хотел бы первым сесть на «волшебный» стул?

– Что вы чувствовали, когда получали обратную связь?

– Удалось ли вам следовать правилам?

– Хотите ли дать обратную связь группе?

4) Упражнение «Картинки».

Оно является диагностическим для выявления взаимоотношений в классе и позволяет создать условия для обратной связи от участника ко всей группе.

Сейчас каждому из вас я раздам лист А4 и цветные карандаши. За несколько минут необходимо нарисовать картину «Каким я вижу наш класс». Ваши художественные способности здесь не важны, главное – то, как вы видите свой класс, какие образы у вас возникают. На создание картин у вас есть 10 минут.

А сейчас, когда картины готовы, каждый по очереди проведет презентацию своего рисунка, рассказывая, почему именно таким он получился, что на нем изображено.

– Насколько совпадает ваше представление о группе с представлениями других?

– С чем вы согласны, а с чем нет?

– Что показалось неожиданным?

5) Процедура «Спасибо за приятное занятие»

— Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Рефлексия:

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о группе?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?

Конспект классного часа для 3 класса «День знаний» День Знаний во 3 классе. 2018-2019 учебный год Цель мероприятия: воспитание у учащихся положительного отношения к своей школе и получению.

Фотоотчет «ГТО-одна страна, одна команда!» По всей стране идет массовая сдача нормативов ГТО. Конечно каждый из нас помнит, как мы в школьные годы сдавали нормативы, и нам казалось,.

Конспект классного часа «Мы за здоровый образ жизни!» Классный час «Мы за Здоровый Образ Жизни!» Девиз: Скажи : Да! Здоровому Образу Жизни Цели: воспитывать культуру здоровья; обобщить представления.

Конспект классного часа для младших школьников «Цветок здоровья» Классный час «Цветок здоровья» (для младших школьников) Цель: формирование представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой.

Конспект классного часа для младших школьников «Путешествие по городу Здоровейску» КЛАССНЫЙ ЧАС ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ЗДОРОВЕЙСКУ» Цели: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой.

Тренинг на сплочение класса (игры для тренинга)

В копилку классного руководителя 5 класса

Дружный класс — мечта любого классного руководителя. Если в классе имеется сложившийся коллектив, с ним гораздо легче работать педагогам, да и самим детям в школу ходить приятнее и радостнее, а значит, и учеба становится более продуктивной. Поэтому в педагогике очень часто используются специальные коммуникативные игры на сплочение класса, повышающие социализацию.

Во время тренинга на сплочение коллектива школьники смогут показать свои лучшие стороны, иногда неожиданно для себя и для всей группы. В будущем классному руководителю наверняка будет приятно напоминать им об этих качествах, ненавязчиво развивая их и усиливая атмосферу дружбы и взаимовыручки в классе.

Сплоченный коллектив — понятие многоплановое:

* это показатель психологической совместимости группы;
* это единство или близость ценностей ее участников;
* это общность целей и мотивации в делах;
* это дружеские отношения, сотрудничество, взаимопомощь, а значит, привлекательность группы для тех, кто в нее входит.

Факторы, оказывающие воздействие на сплочение коллектива, зависят от индивидуальных особенностей его членов, личных убеждений, уровня развития. Потому тренинг на сплочение коллектива для младших школьников будет довольно значительно отличаться от методов, применяемых в среднем звене, и тем более – в старшем.

Каким может быть психологический тренинг на сплочение коллектива

Тренинги для школьников на сплочение коллектива по методам и формам проведения могут быть разными. Хорошую эффективность обычно дают программы из нескольких занятий или классных часов, следующих друг за другом без больших временных промежутков (не больше недели). Разовые тренинги и игровые упражнения помогают решать возникшие конкретные проблемы или поддерживать хорошие взаимоотношения и в целом психологический климат в классе.
Самые яркие впечатления у школьников оставляют тренинги, проводимые на выезде: необычность обстановки, оторванность от привычных ориентиров, с одной стороны, помогают раскрепоститься, а с другой – создают ряд трудностей, вызывая реакции, к которым не готовы, как непривычные к такой практике педагоги, так и точно так же неподготовленные дети. Тем не менее, принятые почти во всех учебных заведениях осенние выезды классов на природу многие вспоминают весь год, а кто-то — и всю жизнь.

Читать еще:  Темы тренингов для взрослых

Как провести тренинг для 5 класса на сплочение

Особенно эмоционально такие мероприятия воспринимают дети, перешедшие из начальной школы в среднюю. Для пятиклассников многое сейчас в новинку: и педагоги, и предметы, и режим, они изменяют их привычную жизнь. Поэтому тренинг на сплочение коллектива 5 класса во время осеннего выхода на природу будет отличным началом «совместной жизни» для классного руководителя и для самих детей.
Важно грамотно поставить цель и задачи, выстроить последовательность интересных упражнений, игр — и продуктивный положительный контакт с детьми обязательно возникнет.
Главная цель такого тренинга — достичь хороших взаимоотношений между детьми. Известно, что в каждой группе есть уже сложившаяся структура, свои «звезды» и «вороны», «подпевалы» и «одиночки». Важно каждому дать право быть тем, кто он есть, и в то же время показать, что в группе они могут достигнуть большего. На это ориентировано огромное количество упражнений и заданий, которые могут использовать как профессионалы-психологи, так и люди, имеющее любое педагогическое образование.

Учитывая, что у выпускников начальной школы новый учебный год вызывает определенный стресс, тренинг для 5 класса на сплочение должен вести хорошо подготовленный ведущий. В том случае, когда учитель не имеет опыта тренингов, лучше обратиться к профессионалу.
Если учитель (классный руководитель) будет работать в паре с психологом (пусть даже студентом, но имеющим опыт участия в тренингах и ведения психологических упражнений), это непременно даст положительные результаты и поможет в его дальнейшей работе со школьниками. Но еще лучше, если педагог будет в одной команде с детьми, чтобы поровну делить с ними трудности, возникающие во время выполнения упражнений и игр. Он может подсказывать и направлять (только не следует этим увлекаться, необходимо предоставить детям право применить их опыт и попробовать реализовать собственные решения).

Веревочный курс как эффективный тренинг для коллектива детей

Удачный вариант тренинга на сплочение коллектива школьников представляет собой веревочный курс. Он применим для разных возрастов — от младших школьников до старших; его используют и для студентов, и для сотрудников серьезных компаний — все зависит от уровня сложности упражнений.
Важно, чтобы участники команды в ходе тренинга сами находили решения и претворяли их в жизнь. Сплочение команды детей происходит во время преодоления трудностей различного плана: от необходимости пройти часть пути с закрытыми глазами (вот где в качестве проводника идеален классный руководитель!) до «спортивных» преград вроде задания пройти по натянутой веревке или прыгнуть за заграждение с помощью «тарзанки».

Пример тренинга на сплочение класса для классного часа

Если вы все еще не знаете, как сплотить коллектив, предлагаем вашему вниманию разработку тренинга, провести который может классный руководитель, школьный психолог на классном часе или внеклассном мероприятии. Нужно последовательно выполнить предложенные игры на сплочение класса и провести анализ выполняемых действий.

Цель тренинга: повысить сплоченность и самооценку у детей в классе.

План тренинга

Приветствие
— Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодняшнее занятие буду вести я. Оно будет немного необычным, но обещаю, что вам очень понравится. И прежде, чем начать, давайте все вместе поприветствуем друг друга. Для этого нужно рассчитаться на первый-второй.
Отлично! А сейчас давайте все дружно встанем и отодвинем свои стулья, чтобы нам ничего не мешало. Те, кто в первой группе, встают за мной в одну линию, а вторая группа встает в такую же линию прямо напротив нас.
Приветствие будет заключаться в следующем: каждый по очереди поворачивается и жмет руку стоящему за ним в колонне. Как только обе колонны закончат это делать, нужно будет обменяться приветствиями между колоннами. Для этого мы все будем идти «змейкой» и обмениваться рукопожатиями.

Погружение
— А теперь внимательно слушайте и выполняйте мои команды. Нужно поднять руку тем, у кого сейчас отличное настроение. А теперь тем, у кого, наоборот, настроение не очень. И в заключение пусть поднимут руку вверх все, у кого в классе есть товарищи.

Данное задание считается выполненным успешно, если с ним справились все ученики. Не имеет значения скорость выполнения и качество. Главное, чтобы задание было выполнено всеми.

— А сейчас послушайте одну историю. В некотором селе жила-была семья, глава этой семьи был уже стар. И перед смертью он дал своим сыновьям веник и попросил их его сломать. Как ни пытались его сыновья сломать его, ни один с этим не справился. Потом старец разрезал бечевку, которая связывала прутья воедино, и предложил сломать их по отдельности. С этим сыновья справились без особых усилий. И тогда глава семьи дал своим детям такой наказ: когда его не станет, они должны всегда держаться друг за друга и всегда быть вместе, тогда им будут не страшны никакие беды.
И на этом занятии мы постараемся понять, каким дружным является ваш класс.

Строй
— Для вас не составит труда, если я скажу, что за минуту нужно выстроиться в ряд по росту. А если я скажу, что за минуту нужно выстроиться по цвету волос? В начале ряда должен стоять тот, у кого волосы самые светлые, а за ним по порядку те, у кого волосы все темнее и темнее.
С этим заданием вы справились. А сможете ли вы построиться по алфавиту первых букв своих имен, не произнося ни одного слова вслух?
И с этим справились! Отлично!

Путаница
— А сейчас каждый из вас должен встать в круг и поднять вверх свою правую руку. Этой рукой нужно ухватиться за руку одного из своих одноклассников. Сложность состоит в том, что нельзя брать за руку стоящих рядом людей. Как только все ухватились друг за друга, и не осталось ни одной свободной правой руки, нужно сделать аналогичное с левой рукой. Произошла вот такая путаница. Теперь задача состоит в том, чтобы распутаться из всех этих «цепей», а делать это необходимо не расцепляя рук.

Ботинки
— Теперь всем нужно разуться и раскидать обувь по всему классу. Теперь снова все встаем в круг и крепко держим друг друга за руки. Задание состоит в том, чтобы каждый смог обуть свою обувь. Расцеплять руки нельзя.

Когда всем удастся вернуть свою обувь, нужно спросить детей о том, понравилось ли им такое задание, как у них получилось его выполнить, и кто оказывал им помощь.

Почеши спинку
— Сейчас всем нужно образовать два круга: один побольше — внешний, другой поменьше— внутренний. А теперь каждому нужно повернуться направо. Получилось так, что сейчас каждый стоит спиной к своему товарищу и видит спину другого товарища. Игра заключается в том, что нужно почесать, помассировать, пощипать или погладить спинку тому, кто стоит перед тобой.

Превращение
— А сейчас мы будем развивать свое воображение. Я называю животное, известного человека или любой предмет, а вы должны его изобразить. При этом нужно проявлять свою фантазию и показывать персонажа с разных сторон: движениями, звуками, повадками и т.д.
Итак, сейчас мы превращаемся в: корову, стол, сову, Аллу Пугачеву, плаксу, учителя, поэта, гитариста, клоуна.
Здорово, вы отлично справились с заданием! Настоящие артисты!

Стекло
Продолжаем тренировать ваши актерские способности и навыки общения. Сейчас вы должны разбиться на пары и встать друг напротив друга. Ваша задача поговорить с одноклассником, стоящим напротив, на какую-нибудь тему. Сложность в том, что нельзя произносить ни слова, все нужно изображать жестами. Представьте, что между вами звуконепроницаемое стекло.
Какие вы молодцы! И с этим заданием справились.

Поезд
— А сейчас мы отправимся с вами в путешествие на поезде. Мне нужно 5 человек, которые должны построиться друг за другом и взяться за талию впереди стоящего обеими руками. Это поезд. Ученик, стоящий впереди колонны, будет машинистом, остальные — вагоны поезда.
Ребята вне поезда разбегаются по классу и выполняют роль препятствий. Все, кроме машиниста, закрывают глаза. Он должен провести поезд через все препятствия, встречающиеся на пути. Как только он проедет свой круг, нужно поменяться.

Игра продолжается до тех пор, пока все не побудут в составе поезда.

Обобщение
А сейчас я прочитаю всем вам пару строк, а вы попробуйте задуматься над их смыслом каждый для себя.

*Никогда не опускайте руки! Тот, кто это делает, заранее обречен на неудачи.
*Никогда не бойтесь проиграть! Тот, кто боится, обречен на поражение.
*Проявляйте усердие! Только так вы добьетесь своих целей.
*Прежде чем что-то сделать, подумайте, и так вы сможете избегать ошибок.
*Никогда не обманывайте, и вас будут окружать верные и преданные друзья.
*Будьте честными сами с собой, старайтесь чаще смотреть на себя со стороны, и вы многое сможете понять, а другие начнут относиться к вам с уважением.
*Будьте всегда самими собой, не сворачивайте с выбранного пути. И тогда вы добьетесь успеха.

Надеюсь, что каждый внимательно выслушал эти слова, и сделал для себя выводы.

Читать еще:  Упражнение на установление контакта тренинг

Итоги
— Настало время подвести итоги.
Для заключительного задания нам всем снова нужно встать в круг. У меня в руках клубок ниток. Сейчас каждый по очереди будет делиться своими впечатлениями об этом занятии, после чего, обмотав нить себе вокруг пальца, передавать клубок дальше.
Все высказались, умнички! И теперь мы с вами являемся частью одного большого целого. Если я опущу руку вниз, то и вам придется друг за другом опустить руку вниз, ведь все мы связаны этой нитью. Мы — команда.
Прежде чем мы разомкнем этот круг, я попрошу вас сказать мне, хотелось ли вам хоть когда-то поблагодарить кого-нибудь просто за то, что вы провели время вместе?
Так вот сегодня вы можете это сделать. Сейчас я буду передавать клубок обратно, чтобы мы могли тем же путем, распутать этот круг, но теперь каждый, у кого в руках клубок, говорит свои слова благодарности и передает клубок следующему.
Итак, ребята, спасибо вам за такой прекрасный день. Я вижу, что уже все распутались. Теперь можно вытянуть руки вперед так, чтобы наши пальчики соприкасались друг с другом. И давайте скажем друг другу: «До свидания!»

Мысли вслух о наболевшем

Что делать, если ученик боится отвечать у доски или с места

Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива «Класс глазами каждого»

Цель:

  • Сплочение классного коллектива.
  • Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию

Участники тренинга расположены по кругу.

Психолог. Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Сначала вспомним правила тренинговой работы. Участники высказывают свои правила. Затем показывается слайд презентации, где расписаны правила. Работу начнем с упражнения, которое называется «Мы с тобой похожи тем…»

1 упражнение. «Мы похожи с тобой тем…»

Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая– внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.
Рефлексия – чем же вы похожи друг на друга и чем отличаемся?

2 упражнение. «Салфетка»

Каждому дается салфетка, которая сложена несколько раз. Психолог дает команды: Оторвать правый угол, затем нижний левый ит.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться найти одинаковые салфетки. Их нет. Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.

3 упражнение «Модель идеального класса», «Модель реальной группы»

– Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса. В анкете (Приложение) я задала вам вопросы. Одним из них было оценить психологический климат.
В результате ваша средняя оценка – 4 Самая отрицательная оценка – 8. Чем меньше оценка, тем лучшая психологическая обстановка в классе.
Вы понимаете друг друга, стараетесь помочь товарищу?
Зачем ходят в школу? Во-первых получать знания, во-вторых, пообщаться. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Нужно назвать черты, благодаря которым в группе всем хорошо. На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей. Психолог подписывает каждый радиус с внешней стороны круга качества, необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе, комментирует и уточняет представление подростков о том или ином качестве. В числе названных могут быть следующие: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. Каждый радиус окружности ведущий делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта.

Далее ведущий называет качество и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина» Чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому.

Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Ведущий подводит к тому, чтобы оставаясь собой, каждый работал над своими недостатками. «Мы не можем изменить группу, не изменяя себя».

4 упражнение «Понятия»

Класс делится на 4 группы. Каждый из первых четыре человек сидящих в кругу говорят, какое качество он ценит в людях, человеке. Затем класс делится по порядку

На листах формат А3 написаны слова Взаимопомощь, Дружба, Конфликт, Равенство.

Каждой команде дается по листу ватмана и маркеры. Каждой команде предлагается:

1. Нарисовать эмблему, символ
2. Написать понятие этого слова
3. Девиз, лозунг к этому слову
4. Плюсы и минусы этого понятия

Листы передаются по кругу. В конце лист возвращается первоначальной команде и участники делают презентацию своего понятия, высказываются с чем согласны и с чем не согласны при добавлении другими командами.

5 упражнение «Пожелания»

Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.

Рефлексия занятия-тренинга

– Кому, что понравилось, что не понравилось?
– Какие выводы сделали для себя. (Высказывания каждого участника.)

Ритуал прощания «Подсолнух»

Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.

Приложение

Анкета

1. Самочуствие в классе:

А) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;
Б) есть отдельные друзья и товарищи;
В) скорее всего я здесь одинок.

2. Отношение к классу

А) Дорожу классом;
Б) не задумывался о значении класса в моей жизни;
В) хотел бы перейти в другой класс.

Тренинговое занятие на сплочение младших школьников на тему: «Вместе мы сила!»

Тренинговое занятие на сплочение младших школьников

на тему : «Вместе мы сила!».

Цель: сплочение детского коллектива.

· ознакомить обучающихся с правилами работы в тренинговой группе;

· разработать «Законы дружного коллектива»;

· способствовать повышению самооценки у школьников;

· воспитывать чувство коллективизма;

· формировать интерес к тренинговым занятиям.

Методы: мониторинг психоэмоционального состояния, тренинговые упражнения, дискуссия, мозговой штурм.

Оборудование и материалы: 2 ватмана в виде солнца, смайлики по числу участников в двойном размере на начало и на конец тренинга, плакат «Законы дружного коллектива», бейджики, клубок ниток, запись расслабляющей музыки, музыкальный центр.

Участники: учащиеся 1 — 4 классов (не более 12 человек), педагог-психолог.

1.этап «Вступительный» (10 минут)

1.Начало занятия: (приветствие, цели):

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы попробуем подружиться и крепко – накрепко скрепить нашу дружбу! Я была свидетелем того, что не все ребята в коллективе пользуются уважением, у некоторых ребят мало друзей. Поэтому сегодня мы выясним причины возникающих проблем в общении, придумаем «Законы дружного коллектива», познакомимся получше друг с другом, станем дружнее и сплочённее и просто приятно пообщаемся. Готовы? Тогда начнем!

2. Мониторинг психоэмоционального состояния учащихся на начало тренинга:

— Напишите на веселом или грустном «смайлике» Ваше имя и приклейте его на ватман («Весёлый смайлик» — хорошее настроение, «Грустный смайлик» — плохое).

психологический настрой (ритуал встречи): Предлагаю Вам взять карточки со своими именами и прикрепить на грудь. Образуем «круг дружбы». Поделимся теплом др. с др., пожелаем успехов и добра!

3. Правила работы в тренинговой группе:

— Наше занятие будет проходить в форме тренинга. Для того, чтобы у нас с Вами получилось все что мы задумали, нам необходимо принять правила работы в группе.

1. Быть активным

2. Высказываться только от своего имени

3. Выполнять правило поднятой руки (не выкрикивать с места)

4. Не говорить хором

5. Не давать оценок

6. Здесь и сейчас (все чувства переживаем здесь и сейчас, соблюдаем конфиденциальность)

7. Право ведущего (слушаем внимательно то, что я говорю)

— Какие дополнения, изменения?

— Принимаем? Стараемся соблюдать.

Упражнение № 1 «Здравствуй, друг».

1. Победить неуверенность и страх ребенка

2. Создание благоприятной атмосферы в группе.

3. Предотвращение замкнутости и создание условий психологической раскрепощённости участников.

Дети делятся на две группы. Дети первой группы встают в круг, а участники второй группы заходят внутрь его и тоже встают по кругу, повернувшись лицом к своим одноклассникам. Таким образом должны получиться пары, которым нужно поздороваться друг с другом, повторяя за психологом его слова и движения:

После этого ребятам из внутреннего круга нужно сдвинуться вправо, перейдя к другим партнерам, и снова произнести приветствие. Так можно повторять несколько раз. В ситуации, когда все действуют по одинаковому шаблону, ребенок будет чувствовать себя равноправным членом коллектива, сможет раскрепоститься и преодолеть замкнутость.

2 этап. «Основной» (20 минут)

Упражнение №2 «Передай эмоцию»

Цель : развивать социальный интеллект, учить распознавать эмоции.

Читать еще:  Упражнения для разминки на тренинге

Инструкция: Группа стоит или сидит в кругу, один начинает и делает определенное выражение лица, с которым он смотрит на своего соседа слева. Теперь тот повторяет выражение лица и поворачивается в свою очередь к своему соседу слева и т.д. Игра продолжается пока эта «эпидемия» не охватывает всех играющих.

Упражнение №3 «Цветная паутинка».

Цель: Развитие навыков самооценивания и оценивания одноклассников, выражение своего мнения, коллективной сплоченности.

Инструкция: детям нужно встать в круг. Первый участник получает клубок ниток. Он должен несколько раз обмотать ниткой палец на руке и называть свои черты характера «Я…». После этого он продолжает: «Мне нравится…, потому что он(а)…» и перекатывает клубок ниток к тому, кого он назвал. Следующий игрок делает то же самое. Игра продолжается, пока все дети не окажутся связанными в одну паутинку. Допускается, чтобы один ребенок был выбран несколько раз. При этом надо следить, чтобы не осталось детей, не включенных в общую паутину. После игры рекомендуется обсудить, что в каждом человеке есть что-то хорошее, надо уметь это подмечать. И, конечно же, стоит обратить внимание на то, что эти нити символизируют дружеские отношения, коллективные связи между детьми.

Упражнение №4 «Мозговой штурм» разработка «Законов дружного коллектива»

Цель: развитие навыков выражения своего мнения, групповой сплоченности.

Дети садятся в круг. Ведущий говорит: «Ребята, я вам буду говорить начало закона, а вы продолжите этот закон. Говорим по очереди».

ЗАКОНЫ ДРУЖНОГО КОЛЛЕКТИВА

1. Закон пунктуальности (не опаздывайте!)

2. Закон улыбки (улыбайтесь всем вокруг, будьте в хорошем настроении)

3. Закон вежливости (будьте со всеми вежливыми)

4. Закон общения (говорите спокойно, не кричите, слушайте внимательно, не перебивайте собеседника)

5. Закон активности (будьте всегда активными)

6. Закон уважения (относитесь так к людям, как бы вы хотели, чтобы относились к вам)

7. Закон аккуратности (следите за своим внешним видом, соблюдайте правила личной гигиены)

8. Закон ответственности (будьте ответственными за свои поступки и обещания)

9. Закон бережливости (берегите своё и школьное имущество)

10. Закон милосердия (помогайте друг другу, не обижайте никого, будьте добрыми)

3 этап «Заключительный» (10 минут)

№5 Итоговая рефлексия:

· Мониторинг психоэмоционального состояния:

— Изменилось ли Ваше самочувствие, настроение, если да, то приклейте тот смайлик, какой соответствует вашему настроению. Нам очень интересно Ваше мнение о сегодняшнем тренинге – а так же о Вашем самочувствии, понравились ли Вам наши упражнения? (высказываются)

· Чему мы научились на сегодняшнем тренинге? (высказываются)

А сейчас давайте крепко накрепко скрепим нашу дружбу большим объятием! (Все берутся за руки, образуя круг, и обнимаются).

Тренинговое занятие на сплочение младших школьников на тему: «Вместе мы сила!»

Тренинг на сплочение для детей 1-4 классов

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Тренинг «Таинственный остров»

Участники: дети школьной оздоровительной смены 1-4 классов.

Количество участников в группе : по 25-30 человек.

Время занятия : 45 минут.

Цель : сплочение группы и обеспечение условий для личностного роста каждого участника группы.

Вступительное слово ведущего. Правила общения:

— не перебивать друг друга

— не насмехаться над мнением другого человека

— безоговорочно слушаться ведущего

Упражнение 1. Прежде чем мы отправимся в путешествие по таинственному острову, проведём инструктаж по технике безопасности.

Правила и заповеди жизни в лагере:

Чтобы уйти с «острова», спроси разрешения у взрослого !

«Таинственный остров» — это наш дом, и мы — хозяева в нём. Чистота, порядок и покой зависят, прежде всего, от Тебя!

Время дорого для нас, берегите каждый час! Не заставляй ждать себя или беспокоить напрасно других!

Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Сначала подумай, потом действуй. Помни, наш остров — не остров дикарей!

Охраняй и цени природу! Познавай и украшай мир!

Упражнение 2. «Тайна имени» (по кругу)

Сегодня остров раскроет нам тайну наших имён. Известно, что имя даётся человеку не просто так, оно наделяет человека определёнными чертами характера и судьбой.

Задание: «Меня зовут … Я думаю, что моё имя означает …»

Пример: «Меня зовут Эля. Я думаю, что моё имя означает светлая, солнечная.

Упражнение 3. «Змея» (рассредоточившись по комнате)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Командир отряда — «голова» змеи, ходит между вами, произнося слова:

-Я змея, змея, змея

Я ползу, ползу, ползу.

Хочешь стать моим хвостом? (обращается к одному из ребят)

К кому обратился, отвечает:

-Ну, конечно же, хочу! (встаёт за «головой»)

Голова должна собрать всех ребят в хвост.

Упражнение 4. Игра «А я могу вот так» (по кругу)

Цель : развитие творчества, раскрытие талантов, раскрепощение.

Каждый должен показать какое-то движение и сказать: «А я могу вот так!» . Мы отвечаем хором: «И я могу вот так!» и копируем участника, как сумеем.

Чьё движение понравилось, запомнилось больше всего? Чем ?

Вывод ведущего : Не бойтесь быть смешным! Умение посмеяться над собой – это признак лидера. Главное, не отказываться от задания, а хоть как-то его делать!

Упражнение 5. «Мы с тобой одной крови!»

(рассредоточившись по комнате)

Цель : развитие внимания к людям.

— Кому принадлежит эта фраза? (Маугли)

— Что она обозначает? (Мы с тобой — друзья, мы равны, не бойся, я тебя не обижу!)

— Благодаря этому секрету, Маугли выжил в джунглях. Так, в чём же состоял секрет, тайна Маугли? (не ссориться, жить дружно, хорошо относиться ко всем, как к равному себе)

Сейчас мы будем объединяться по одинаковому признаку. Я задам вопрос, и кто ответит на него «да», тот должен объединиться с ответившими «да», встав лицом в круг, обняв друг друга за плечи. Те, кто ответил «нет», тот объединяется с ответившими «нет», став спиной к центру круга, сцепившись локтями. Разойдитесь сейчас по комнате. Внимание, вопросы:

— Вы любите смотреть футбол?

— У вас живёт дома кошка?

— Математика – ваш самый любимый предмет?

— Вы когда-нибудь мечтали стать героем?

— Вы умеете писать стихи?

— У вас день рождения летом?

— Вы умеете быстро бегать?

— Вы считаете себя лидером?

Обсуждение. Встать круг, отвечать по часовой стрелке.

— Расскажи про своего соседа слева, что ты про него узнал на этом конкурсе? (достаточно 1 ответа)

Кто ошибся, того ставим в центр круга (сгорел). В конце игры его спрашиваем, что он запомнил про других ребят? (если отвечает правильно, то возвращается обратно в круг).

Вывод ведущего : учитесь быть внимательными к людям.

Упражнение 6. «Тайна сплочения» (построение в шеренгу по заданному признаку)

Цель : развитие коммуникативных навыков.

Это задание на сплочение.

Отряд, за 1 минуту самостоятельно (без помощи своего командира или воспитателя, вожатого) постройся по росту!

Командир отряда и его заместитель, за 30 секунд исправьте все ошибки!

Критерии оценки сплочённости отряда:

Отлично — нет ошибок, и отряд уложился во время

Хорошо – 1 ошибка или отряду потребовалось лишних несколько секунд для построения

Средне – 2 ошибки

Удовлетворительно- 3 ошибки

Низко – 4 и более ошибок

— Какие выводы сделаете на будущее относительно своей организованности?

Вывод ведущего: если каждый будет выполнять своё дело хорошо, то команда победит!

Упражнение 7. «Единство» (в кругу)

Цель : развитие организованности и умения чувствовать друг друга.

— Начиная с командира, по цепочке влево передайте хлопок.

— Теперь передайте хлопок, но гораздо быстрее. (Считают количество ошибок, допущенные отрядом. Разрешается сделать 2-3 попытки.)

— Командир, по цепочке вправо передай какой-нибудь хлопковый ритм . Быстрее.

— Передайте ритм ногами.

Вывод ведущего : оценивает, насколько группа дружная и организованная и выявляет ребят с низкой саморегуляцией.

Упражнение 8. «Карусель у костра» (в меняющихся парах)

Цель : развитие коммуникативных навыков.

Дети строятся в «Карусель». Для этого делятся на 2 группы по считалочке «Чай-кофе», стоя в кругу. «Чай» делает шаг вперёд и объявляется внутренним неподвижным кругом. «Кофе» объявляется внешним, подвижным кругом. «Чай» разворачивается лицом к «Кофе», образуются пары, пара держится за руки (чтобы увидеть, кто остался без пары). Если у кого-то из детей нет пары, то вожатый или воспитатель не участвуют в конкурсе.

Задание : Сейчас вы будете общаться друг с другом на тему «Самый-самый». Время общения 15 секунд, должны успеть высказаться оба человека в паре. Переход делаем по звонку, на 1 человека вправо.

— Ты здесь самый … (2 перехода)

— В твоей внешности у тебя самое красивое…(2 перехода)

— С тобой приятно общаться, потому что ты…(2 перехода)

— Мне нравится в тебе…(2 перехода)

— У тебя очень хорошо получается…(2 перехода)

— Я хочу тебе пожелать…(2 перехода)

Обсуждение в общем кругу: Поделитесь, что хорошего о себе услышали? (Опрос по кругу, нежелающие говорить закрываются в «домик», скрещивая руки на груди).

Упражнение 9. Ритуал прощания (в кругу)

Цель : усиление группового единства.

Все встают в круг. Командир отряда выставляет свою руку вперёд ладонью вниз и говорит своё имя. Его руку накрывают по очереди другие ребята. Можно попробовать положить и вторые руки. В конце сказать «Все за одного, один за всех, тогда в отряде будет успех!» и вскинуть руки к верху.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector