Hsrs.ru

Самоучители онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг межличностного взаимодействия

Тренинг межличностного взаимодействия
учебно-методический материал на тему

Тренинг служит для включения участников группы в работу. Снижается уровень напряжения. Формируется мотивация к совместной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тренинг межличностного взаимодействия

Единственная настоящая роскошь — это

роскошь человеческого общения.

( Антуан де Сент-Экзюпири)

«Единственная настоящая роскошь, — писал Антуан де Сент-Экзюпери, — это роскошь человеческого общения».

В нашей работе необходимо взаимодействие как между членами детского коллектива, между взрослыми, так и между воспитанниками и взрослыми.

Для развития межличностного взаимодействия мы используем тренинговые занятия.

Тренинг — это не только метод развития способностей, но и личности в целом.

Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:

— доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;

— сотрудничать и действовать сообща;

— согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;

— разрешать конфликтные ситуации

Система построения тренинга.

  • Тренинг состоит из относительно самостоятельных занятий.
  • В структуру занятий включены разного вида невербальные методики: мимические, жестовые, тактильные, ролевые этюды, позволяющие каждому на время стать разным – «Я» и другим – «Я».
  • Местом для проведения занятий важно выбрать изолированное, просторное помещение, оснащённое звуковой аппаратурой, стульями так, чтобы все могли сесть в круг, и плоской поверхностью для рисования.
  • План занятий предусматривает 3 основные части:
  • Вводная часть.
  • Рабочее время.
  • Обсуждение.

Вводная часть и обсуждение должны составлять примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе.

Вводная часть служит для включения участников группы в работу. Снижается уровень напряжения. Формируется мотивация к совместной деятельности. Появляется возможность взаимодействия участников друг с другом, а также связь между всеми занятиями.
Все последующие занятия необходимо начинать с краткого обзора предыдущей встречи. Очень важно спрашивать детей, не хотят ли они что-нибудь «высказать» (любые чувства, мысли или вопросы) по поводу последнего занятия. Другой очень важный момент – обсуждение того, что дети пробовали делать сами между занятиями (например, использовали ли они новые способы поведения и т.п.).

Рабочее время направлено на достижение намеченной цели занятия и зависит от динамики группы.
Обсуждение является важнейшей частью каждого занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали во время занятия. Обсуждение затрагивает внутриличностные процессы, межличностные взаимодействия, новые чувства, мысли, поведение и возможности применения новых знаний. Этому уровню отвечают следующие вопросы:

  • Что ты чувствовал, когда рассказывал об этом?
  • Какие мысли возникли у тебя, когда кто-то рассказывал о своих проблемах?

Обсуждение следует проводить после выполнения каждого упражнения и в конце занятия. Если не уделять должного внимания обсуждению, все предыдущие этапы теряют смысл, обсуждение помогает структурировать весь материал занятия. Это даёт возможность понять точно и ясно, что произошло, помогает закре пить новый опыт.

— Предлагаю поучаствовать в тренинге «Развитие сплоченности коллектива»

  • формирование благоприятного психологического климата в группе;
  • нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
  • первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
  • осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
  • развитие умения работать в команде;
  • сплочение группы.

Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:

  • доверительный стиль общения;
  • активное участие в происходящем;
  • общение по принципу «здесь и сейчас»;
  • уважение друг к другу.

Упражнение «Геометрические фигуры»

Чтобы узнать немного больше о себе, выберите одну из имеющихся у меня геометрических фигур.

Тот, кто выбрал круг , хорошо умеет взаимодействовать с окружающими и строить отношения.

Выбравшие квадрат , как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру.

Любители треугольников обычно хорошо знают свои цели и умеют их достигать.

Участники, выбравшие спираль , как правило, творческие натуры, готовые предложить новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Вне зависимости от того, какую фигуру вы выбрали, каждый из вас уникален.

Цель: снятие напряжения и тревоги, налаживание контактов между членами группы.

Участники садятся в круг. Педагог — психолог дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передач его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.

Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют оригинальные идеи.

В процессе тренинга развиваются коммуникативные способности.

Часто мимика, поза, жесты, физиологические реакции, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние, то есть невербальные проявления — важнейшие компоненты процесса коммуникации. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять другого.

Упражнение «Рисунок на спине»

Участники делятся произвольно на две команды и строятся в две колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Психолог показывает какую-нибудь простую картинку последнему участнику. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине следующего члена команды. Задание — почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

Оборудование: стенд для выставки, альбомные листы, цветные карандаши.

Обвести свою ладонь на бумаге карандашом. На каждом пальце написать свои достоинства, все хорошее, что знаете о себе. Сделать импровизированную выставку.

Упражнение «Ведро мусора»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Мне очень приятно сегодня с вами работать, я бы хотела, чтобы каждый из вас что-то сделал своему соседу, а может быть, и всем нам. Это может быть как воображаемый подарок, так и доброе, сердечное пожелание.

Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы пожелать Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплочёнными? Давайте напишем, что каждый из нас желает группе. Я, например, желаю вам оптимизма и взаимного доверия». Далее каждый из участников пишет на своем лучике пожелание. Участники сами прикалывают лучики к солнышку.

В завершение нашей работы я бы хотела всем вам подарить притчу.

Однажды старик сидел у входа в город. К нему подошёл юноша и спросил:

— Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?

Старик ответил ему вопросом:

— А какие люди были в том городе, из которого ты ушёл?

— Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.

— Здесь ты встретишь таких же, — ответил ему старик.

Немного погодя другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:

— Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?

Старик ответил тем же:

— Скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришёл?

— О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться.

— Ты найдёшь таких же и здесь, — ответил старик.

Купец слышал оба диалога. И, как только путник отошёл, он обратился к старику с упрёком:

— Как ты можешь двум людям дать совершенно разные ответы на один и тот же вопрос?

— Сын мой, — ответил старик, — каждый носит свой мир в своём сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь и тем более не найдёт ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы видим в них.

«Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мною разработана презентация на тему «Тренинг межполушарного взаимодействия», в которой представлены упражнения на развитие взаимодействия между левым и правым полушариями головного мозга.

Статья посвящена проблеме влияния социально-психологических факторов, в частности особенностей межличностного взаимодействия, на развитие предрасположенности подростков к компьютерной зависимо.

Классный час в 5 классе на тему: «Толерантность. Особенности межличностного взаимодействия.».

uml;«Межличностное взаимодействие в (широком смысле) – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт .

Формирование экологической культуры обучающихся через подготовку и проведение экологических праздников.

В связи с изменениями в социальной сфере актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизнедеятельности. Особого внимания в этом плане требуют лица с на.

Читать еще:  Упражнения для разминки на тренинге

Тренинг межличностных отношений «Что в имени тебе моем. » для обучающихся старших классов.

Тренинг межличностного взаимодействия

Тренинг межличностного взаимодействия

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпири

«Единственная настоящая роскошь, — писал Антуан де Сент-Экзюпери, — это роскошь человеческого общения». Нам сегодня такая возможность предоставлена, и я надеюсь, что мы с пользой для себя проведём отведённое нам время.

Упражнение «Имя и эпитет»

Я попрошу участников нашего тренинга представиться остальным, назвав своё имя и подобрав по отношению к себе определение, которое будет начинаться с той же буквы, что и имя и позитивным образом характеризовать вас. (Например, Татьяна – творческая натура.)

Спасибо, мне приятно, что сегодня здесь собрались удивительные, талантливые люди, знающие: чтобы реализовать в жизни заложенный природой потенциал, необходимо иметь высокую самооценку и уметь видеть свои сильные стороны.

Упражнение «Геометрические фигуры»

Чтобы узнать немного больше о себе, выберите одну из имеющихся у меня геометрических фигур.

Тот, кто выбрал круг, хорошо умеет взаимодействовать с окружающими и строить отношения.

Выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру.

Любители треугольников обычно хорошо знают свои цели и умеют их достигать.

Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, готовые предложить новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое.

Вне зависимости от того, какую фигуру вы выбрали, каждый – настоящая звёздочка.

Помните, у В. Маяковского:

…если звезды зажигают – значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Каждому человеку хотя бы раз в жизни, а педагогам особенно, необходимо ощутить себя настоящей звездой.

Упражнение «Возьми звёздочки»

Я попрошу каждого из вас взять столько звёздочек, сколько он желает. А теперь мне хотелось бы, чтобы вы сообщили о себе столько фактов, сколько звёздочек вы взяли. Это могут быть интересные факты из вашего жизненного опыта, особые интересы, награды, памятные события, характеризующие вас как интересную личность.

Да, каждый из нас уникален и неповторим. У каждого свои особенности, жизненный опыт, пристрастия. Совокупность этих факторов и создаёт неповторимую личность.

А сейчас я попрошу вас удобно, насколько это возможно, расположиться на своих местах, закрыть глаза и представить себя цветком. На земле тысячи цветов — и у каждого свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка. Представьте себя одним из этих цветов, прекрасным цветком — чудом красоты… Постарайтесь внимательно разглядеть каждый свой лепесток с прозрачными капельками росы, листья, стебель, а может быть, у кого-то есть и шипы… А теперь откройте глаза…

Мне, конечно, очень бы хотелось, чтобы вы нарисовали свой цветок, но так как мы ограничены во времени, я попрошу вас выбрать из тех цветов, что я подготовила, один и прикрепить его к нашей поляне (листу ватмана на доске).

Посмотрите, какой «прекрасный сад» у нас получился, постарайтесь запечатлеть эту картину в памяти, чтобы она поделилась с вами своей положительной энергией. И хотя здесь и много цветов, и все они разные, непохожие друг на друга, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам.

Каждый из нас интересен по-своему, у каждого есть место, которое мы занимаем в многообразии этого мира, и всем нам без исключения, так же как и цветам, нужно солнце и внимание, ощущение себя частью этого прекрасного мира.

Но, ощущая свою уникальность, не следует забывать о том, что рядом с нами не менее интересные люди, достойные нашего внимания. Теодор Драйзер, в частности, утверждал, что «богатство человека наполовину заключается в умении ладить с окружающими людьми». Но чтобы наше общение с ними состоялось и было эффективным, необходимо умение «видеть» их.

Я предлагаю вам немного поиграть в ассоциации. В моём волшебном мешочке много самых разных предметов. Я попрошу вас, поочерёдно доставая по одному предмету, рассказать нам, каким человеком, по-вашему, мог бы быть этот предмет.

Мне очень приятно сегодня с вами работать, и в конце нашего занятия я бы хотела, чтобы каждый из вас сделал своему соседу, а может быть, и всем нам подарок. Это может быть как воображаемый подарок, так и доброе, сердечное пожелание.

Участники тренинга по очереди дарят своему соседу справа «воображаемый подарок». (Например, «я хотел бы подарить своему коллеге ларец, наполненный мудростью, чтобы в трудных ситуациях он всегда мог найти верное решение».)

В завершение нашей работы я бы хотела всем вам подарить притчу.

Однажды старик сидел у входа в город. К нему подошёл юноша и спросил:

— Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?

Старик ответил ему вопросом:

— А какие люди были в том городе, из которого ты ушёл?

— Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.

— Здесь ты встретишь таких же, — ответил ему старик.

Немного погодя другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:

— Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?

Старик ответил тем же:

— Скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришёл?

— О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться.

— Ты найдёшь таких же и здесь, — ответил старик.

Купец слышал оба диалога. И, как только путник отошёл, он обратился к старику с упрёком:

— Как ты можешь двум людям дать совершенно разные ответы на один и тот же вопрос?

— Сын мой, — ответил старик, — каждый носит свой мир в своём сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь и тем более не найдёт ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы видим в них.

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ

ЧЕМУ МЫ НАУЧИМСЯ, И КАКИЕ НАВЫКИ ПРИОБРЕТЕМ И РАЗОВЬЕМ, ПРОЙДЯ ТРЕНИНГ

«УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ»?

Ответ. Тренинг поможет развить технологии конструктивного межличностного взаимодействия, управления и влияния.

Результатами внедренных технологий будут следующие навыки:

— умение договариваться и строить взаимовыгодные отношения с любым собеседником;

— легкость в убеждении коллег, подчиненных, руководителей, клиентов и партнеров по бизнесу;

— увеличение роста продаж и количества сделок;

-эффективное противостояние психологическому давлению;

— высокий уровень психологической устойчивости;

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА (курса)

«УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ»

1.Базовые коммуникативные техники профессионального слушания и формирования благоприятного впечатления о себе:

— техники слушания, разрушающие межличностный контакт;

— техники слушания, устанавливающие и укрепляющие межличностный контакт;

— техники эффективной подачи себя;

2.Психологическая устойчивость. Способы сохранения спокойствия в коммуникации:

— методика «Нейтральное событие»;

— техника физиологического снятия напряжения и контроля над эмоциями «Гомеостатическое равновесие»;

— техника нейтрализации конфликта «Сдойка эмоций».

3.Универсальная модель скрытого управления на основе транзактного/транзакционного анализа Эрика Берна.

4.Распознавание манипуляций. Контрманипуляции. Как правильно сказать «Нет»

5.Психокомплексы и воздействие на них.

6.Эриксонианский гипноз. Техника «Тройная спираль Милтона Эриксона».

7.Видеосъемка, анализ и обсуждение результатов.

ПОЛНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ»

«Для успеха в жизни умение общаться

с людьми гораздо важнее обладания талантом»

Дж. Леббон. Английский литератор

1.Базовые коммуникативные техники, и техники формирования первого впечатления о себе.

  • Нерефлексивное слушание. Практика подстройки под собеседника
  • Рефлексивное слушание. Практика установление «раппорта»
  • Техника говорения
  • Техника вхождения в контакт. «Мгновенная вербовка»
  • Упражнение: «открытые вопросы/отмотка назад»
  • Упражнение: «раздвоение личности»

2.Транзактный анализ Э. Бёрна как универсальная модель скрытого управления.

  • Анализ взаимодействий.
  • «Пристройки» как одна из коммуникативных техник.
  • Алгоритм транзактного анализа.
  • Базовые транзакции. Овладение техниками. Практика.
  • Скрытые транзакции.
  • Транзактный анализ скрытого управления.
  • Скрытое управление ходом беседы.
  • Кейс стади/случаи для анализа. Практика распознавания субличностей и выбора эффективного поведения
  • Демагогия. Реакции переноса и контрпереноса

3.Психологическая устойчивость.

Техника снятия напряжения: «Физический контроль над эмоциями. Гомеостатическое равновесие»

Активное спокойствие.

Методика «нейтрального события».(1-я методика психологической устойчивости)

Выбор отношения к ситуации.

Если напали на Вас:

Конструктивное разрешение или эскалация конфликта.

Признание эмоций собеседника.

«Сдойка» эмоций у собеседника.

Теория нейтрального события.

Сила в безразличии.

Притча о крестьянине и лошади.

Конструктивное реагирование на события жизни.

Вы — управляющий (субъект) своей жизни.

Управление ситуацией.

Методика «Скафандр». (2-я методика психологической устойчивости)

Защита собственных эмоций. Защита личности. «Игровой или страдательный подход к ситуации».

Методика «Киноплёнка». (3-я методика психологической устойчивости).

Неосознанные события и проблемы. «Не мой день».

Локализация (выявление) проблемы. Самотестирование: «Ты как?»

Саморегулировка. Самокоррекция. Сохранение психологического ресурса.

Проговаривание негативного события.

Формализация проблемы: «Почему меня это беспокоит?»

Управление окружающей действительностью.

Если нападаем мы: нейтрализация, либо эскалация конфликта.

Последовательный управляемый «наезд». Атакуем мы. Мягкая конфронтация. Компромисс. Жесткая конфронтация.

Нападение. Как нарушить спокойствие партнёра и заставить его совершать «ошибку» (если Вам это нужно…).

Прогноз последствий. Нападаем левым полушарием.

Методика субличностного конфликта. Невербальное нападение.

«Техническая» пауза. Угол атаки. Способ атаки. Место атаки. Выход из атаки. Продолжение переговоров.

4.Психокомплексы. Определение психологического типа и психокомплексов каждого из

участников тренинга для эффективного противостояния психологическому давлению.

Тест на самооценку. Интерпретация. Тест на оценку степени неудовлетворенности собой.

Интерпретация. Терапия собственных психологических комплексов.

Определение «в полевых условиях» психокомплексов собеседников. Методики воздействия на психокомплексы. Н. Грейс «Психокомплесксы». Аудиолекция. Групповой сеанс психотерапии.

5.Понятие манипуляции и конфликта.

Поле общения=частота общения+место общения.

6.Классические транзакции скрытого управления.

Читать еще:  Эффективность коммуникативных тренингов в психокоррекционной работе

7.Распознавание и защита от манипуляции: пассивная защита, активная защита, контрманипуляция. Я говорю: «НЕТ!»

8.«Последний поединок Гамлета». Практика в распознавании и подавлении манипуляции.

9.Эриксонианский гипноз. Текст гипнотической метафоры. Гипнотический тезис. Техника «Тройная спираль Милтона Эриксона». Практика.

Перейдя по ссылке, вы сможете ознакомиться с программами каждого из дней данного тренинга.

Поделиться «УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ»

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы

Лариса Климова
Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы

1. “До свидания – здравствуй” (2-3 года).

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить,взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения (и слова) вместе со взрослым.

Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней,приговаривая нежно: “Хорошая, хорошая”. Подсказывает “Загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно”. Сам может показать движение, исполняя его выразительно, с участием.

3. “Проснись” (3-4 года).

Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо,ласково приговаривает: “Проснись, моё солнышко!” и т. п.

Взрослый. Давай поиграем.

Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А – ты мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать.

Ситуация разыгрывается по ролям. При этом “просыпающийся” может потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и “маме”. При повторе участники игры меняются ролями.

4. “Прошу – не надо” (3-4 года).

Взрослый предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения помогает найти нужные движения (с ласковым произнесением слова “прошу” рука выводится вперёд раскрытой ладонью вверх, с твёрдым “не надо” – кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повёрнута “от себя”).

5. “Давай дружить” (4 года).

Взрослый. Встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось им подружиться. Бельчонок был посмелее и первым предложил дружить. Зайчонок согласился.

Взрослый предлагает ребёнку быть бельчонком и попытаться найти жест,выражающий предложение дружить: рука с повёрнутой вверх раскрытой ладонью протягивается партнёру. Сам взрослый – “зайчонок” –отвечает на это жестом согласия: кладёт свою руку поверх руки партнёра, ладонь в ладонь. Друзья гуляют по лесу, взявшись за руки, а потом прощаются,помахав друг другу руками: “До свидания”.

Участники игры меняются ролями и повторяют её,стараясь выразительно исполнять жесты и произносить слова: “Давай дружить” – “Давай” то с радостной, то с мягко – приветливой интонацией.

Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается “купанием в море”: один из игроков становится в центр круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.

7. “Передай движение” (5-7 лет).

Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий (взрослый, “будит” своего соседа и показывает ему какое –либо действие: причёсывается, моет руки, ловит бабочку. Эти движения игрок показывает следующему, и так – по кругу, до последнего. Новое действие загадывает уже кто – либо из детей. Игра продолжается до тех пор, пока у детей есть желание загадать своё желание.

Играющие садятся, образуя круг. Воспитатель, сидя к ним спиной, объявляет, что потерялась девочка. (Подробно описывает чей –то портрет: цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды). Её просят подойти к диктору. Задача играющих – определить, о ком идёт речь, и назвать имя разыскиваемого. Роль диктора может исполнить каждый желающий.

9. “Я очень хороший, ты очень хороший” (4-7 лет).

Дети встают в круг.Взрослый говорит показывая на себя: “Я хороший”, затем дотрагиваясь до ребёнка произносит: “Ты очень хороший”. И далее каждый ребёнок по кругу делает то же самое.

10. “Ласковое имя” (5-7 лет).

Инструкция: “Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно или несколько своих ласковых имён (например, как называют вас родители).

11. “Мы очень любим” (5-7 лет).

Дети сидят в кругу.

Инструкция: “Давайте выберем водящего, а потом представим, что мы все – мама, папа, бабушка, дедушка – словом те, кто очень любит нашего водящего. Он будет кидать нам по очереди мячик, а мы – придумывать и называть его ласковое имя”.

12. “Волшебники” (6-7 лет).

Дети сидят в кругу.

Инструкция: “Давайте теперь попробуем сами стать волшебниками. Кто хочет попробовать? Кандидату в волшебники мы завяжем глаза и предложим догадаться, кто из детей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребёнка. Посмотрим, кому действительно удастся стать настоящим волшебником”.

Ведущий подводит к “кандидату в волшебники” по очереди 3-4 ребёнка. Затем выбирают другого “кандидата в волшебники”. После завершения упражнения можно обсудить, как детям удавалось правильно догадаться, на какие признаки они ориентировались.

Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись к стене лицом. Остальные дети у противоположной стены. Под музыку дети подбегают к ловишке,хлопают в ладоши и говорят: “Раз – два – три, Скорее нас лови!” Затем бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали.

14. “Тяни – толкай” (6-7 лет).

Соревнуются пары ребят в беге на 20-25 метров. Пары, взявшись за руки, бегут, касаясь спинами друг друга. Прибежав к финишу, возвращаются на старт. Получается, что в одну сторону играющий бежит нормально, а в другую сторону – пятиться спиной.

Подвижная игра «Надень и попляши»

Цель. Игра учит мальчиков и девочек общению друг с другом; учит самостоятельно выражать свою симпатию и предпочтение сверстнику.

Ход игры.

Все дети ходят по кругу, а одна девочка, например Катя, которую заранее выбирает педагог, находится в центре и выполняет движения,соответствующие словам:

По дорожке Катя шла,

Катя тапочки нашла.

(Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Катя, находясь внутри круга, — влево.)

Катя тапки примеряла,

Чуть надела — захромала.

(Катя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую, ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает.)

Стала Катя выбирать,

Кому тапочки отдать.

Коли тапки хороши,

На, надень и попляши.

(Хоровод останавливается. Все смотрят на Катю. Катя выбирает одного из мальчиков, который выходит на середину круга.)

Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Катя и Коля свободно пляшут внутри круга. Затем Катя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала.

В игре используются настоящие имена детей, для чего текст можно изменить, например: «По дорожке Саша шел, Саша тапочки нашел.»; «Нина, тапки хороши, на, надень и попляши!». Это доставит радость малышам, а особенно тем, кто исполняет главные роли.

В ходе игры девочки приглашают только мальчиков и наоборот.

Упражнение «Приглашение на танец»

Ход упражнения.

Педагог рассказывает в начале упражнения детям о том, что мальчики и девочки должны уметь танцевать парами. Это умеют делать все взрослые. Он предлагает детям этому поучиться. Педагог объясняет, что для этого мальчики должны суметь пригласить девочек на танец. Для того чтобы детей этому научить, он приглашает по желанию одного мальчика и одну девочку разыграть небольшую сценку «приглашения на танец». Педагог объясняет детям, как это надо делать, а пара детей показывает.

Педагог распределяет всех мальчиков и девочек по парам. Каждая пара проигрываетодновременно вместе со всеми детьми разученную сценку приглашения на танец: мальчики кланяются, приглашают жестами девочек на танец, а девочки грациозно приседают, благодаря их за приглашение.

В конце игры девочки и мальчики парами берутся за руки. Звучит музыкальное сопровождение. В ритме легкой польки мальчики ведут девочек по кругу. По окончании танца дети друг другу кланяются. Мальчики отводят девочек на место.

Подвижная игра «Найди свою пару»

Цель. Игра закрепляет навык определения различия мальчиков и девочек.

Ход игры.

Педагог делит мальчиков и девочек по парам. Они встают друг за другом, держась за руки. Звучит музыка. Детям предлагается свободно двигаться по группе. По сигналу педагога (внезапно прервется музыкальное сопровождение) все девочки и мальчики должны найти свою пару. Те мальчик и девочка, которые первыми успели найти друг друга и взяться за руки, получают поощрительный приз.

Арт-терапевтические и психологические игры, упражнения, этюды для работы с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы Игра «Я радуюсь, когда…» Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам,.

Дружба — важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений детского и подросткового возраста Дружба в любом возрасте нужна и необходима. А для детей и подростков дружба особенно важна и нужна! Дружба помогает почувствовать себя сильнее,.

Игровые упражнения, оказывающие влияние на коррекцию эмоциональной сферы ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА КОРРЕКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. Упражнения перед зеркалом. «Удивилки» — поднять брови. «Поразилки».

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков общения Игра «Подарки» Цель: развитие эмпатии и творчества в общении, способности предвидеть желания другого. Дети делятся на два круга и двигаются.

Читать еще:  Игры разминки для тренингов

Игры на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника ЗЕРКАЛО. Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы. Ход: Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу. Тот,.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим.

Картотека «Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения в эмоциональной сферы» Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения в эмоциональной сферы. «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ.

Развитие межличностных отношений у детей шестого года жизни На разных возрастных этапах действуют общие закономерности становления и развития межличностных отношений, несмотря на то, что их проявления.

Тренинг межличностного взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования –тренинг общения ,как условие формирования межличностных отношений сотрудников. Гипотеза : предполагается , что тренинг общения будет являться эффективным условием формирования межличностных отношений в коллективе ,если : — использовать элементы рефлексии -создавать атмосферу доверия и открытости -устанавливать обратную связь участников тренинга . Задачи: -На основе анализа психологической литературы ,рассмотреть подходы к проблеме межличностных отношений в коллективе. -Дать характеристику тренинга общения ,как условие формирование межличностных отношений сотрудников. -Разработать проект тренинга общения по формированию межличностных отношений сотрудников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
1.1Теоретическое исследование общения как межличностного взаимодействия………………………………………………………………….4
1.2.Межличностные отношения в коллективе………………………………..8
2.Тренинг для рабочего коллектива………………………………………….16
Выводы………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

KSRnnaaado.docx

2.Тренинг для рабочего коллектива .

Программа тренинга:улучшение эффективности межличностного взаимодействия, работников салона красоты. Салон красоты находится в г.Запорожье ,в Ленинском район, существует более 5 лет. Общая численность рабочего персонала около 12 мастеров. Количество обучающегося персонала-12 человек Регламент тренинга : Тренинг проводиться 2 дня :пятница и суббота,с 9 до 17,перерыв на обед 60 минут . Каждые полтора часа перерывы на кофе-паузы продолжительностью 15 минут. Тренинг проводит: Стрельникова В.,специалист по обучению персонала . Целевая аудитория: работники салона красоты. Цель тренинга: -создание благоприятного социально-психологического климата в группе -формирование навыков управления эмоциями -развитие экспрессивного поведения -усовершенствование адекватного восприятия других людей Задачи :

-оптимизация эффективного межличностного взаимодействия

-обучение навыкам управления эмоциями

-усвоение навыков обратной связи

-развитие умений высказывания и принятия обратной связи в общении

-развитие умений невербального взаимодействия

Тренинг дни по 8 часов

Местом для проведения тренинга выбрали изолированное, просторное помещение, оснащённое звуковой аппаратурой, стульями так, чтобы все могли сесть в круг, и плоской поверхностью для рисования.

Сумма за единицу

1.Способы установления эффективной коммуникации

1)Процесс общения (подготовка- контакт-результат)

2)Установление отношений как основа эффективного делового общения

3)Особенности взаимодействия с разными возрастными группами

2.Навыки управления эмоциями

1)Формирование доброжелательность и отсутствие враждебности к окружающему миру.

2)Открытое и грамотное выражение своих чувств

3)Понимание себя и мотивов своих эмоций и поступков

3.Развитие экспрессивного поведения

1)изучение выражения ( экспрессивного кода) как целостно-динамического явления

2) Разкрытие особенностей межличностного и межгруппового восприятия.

3) Выделение невербальных коммуникаций из общего потока движений человека и использующий для этих целей структурно-лингвистические критерии.

4)Усовершенствование адекватного восприятия других людей .

1)личность воспринимаемого человека, того, на кого мы смотрим и кого пытаемся понять 2) личность воспринимающего субъекта, того, кто смотрит и познает 3) ситуация, в которой происходит процесс познания и восприятия.

1)Улучшение психологического климата в коллективе .

2)Овладение навыками управления эмоциями.

3)Знание навыков обратной связи.

4)Усовершенствование адекватного восприятия других людей.

Трениг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития,с применением :групповых лекций , упражнений в микрогруппе с использованием тренингов сенситивности и ассертивности.

9:00- 9:15Вводная часть

Цель : Представление тренера и участников, а также сбор ожиданий от тренинга и установление его правил.

Я роздаю участникам бейджи на которых они пишут свои имена.Представляюсь сама : «Здравствуйте ,меня зовут Виталия Стрельникова,я работаю в тренинге первый раз.Тема нашего сегоднишнего тренинга улучшение эффективности межличностного взаимодействия в коллективе . Цели тренинга: -создание благоприятного социально-психологического климата в группе -формирование навыков управления эмоциями -развитие экспрессивного поведения -усовершенствование адекватного восприятия других людей».

9:15-9:35Упражнение 1 Знакомство Цель занятия — знакомство участников группы, установление доверительных отношений, снижение уровня тревоги , запуск процесса самораскрытия. Ход работы:Все участники рассаживаются по кругу. Первый говорит: «Здравствуйте, меня зовут… «. Второй по цепочке произносит следующее: «Здравствуйте, меня зовут…. Я познакомился с…» — и называет имя первого. Третий называет свое имя, имя первого и второго. И так каждый участник по цепочке, пока все участники не назовут все свои имена.Участники завершили ознакомление. 9:35-9:40Обратная связь: «Легко ли вам было рассказывать о себе, что вы при этом чувствовали?Что вы чувствовали, когда слушали других? Что вы чувствовали, когда вас представлял ваш собеседник?».»

9:40-9:55Правила работы в группе: Я говорю «Во время тренинга каждый из вас должен придерживаться определенных правил, таких как : 1)Называть друг друга только по имени либо так как хочет участник, чтобы его называли в группе. 2)Внимательно слушать собеседника, не перебивая его. 3)Придерживаться персонификации высказываний.

4)Не скрывать свои эмоции как позитивные, так и негативные.

5)Работать в режиме «здесь и теперь».

6)Все, что говориться в группе, вне группы не обсуждается».

9:55-10:00 Обратная связь:«Все согласны с правилами группы?»

« Что вы ожидаете от этого тренинга?»

10:00-10:15Мини-лекция . «Биологическая теория эмоции».

Цель :показать участникам значения эмоций для жизни.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые ‘чистые’ эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Врожденными являются далеко не все эмоционально — экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя » и направляя ее. 10:15-10:20 Обратная связь: «Как вы чувствовали себя во время лекции?» 10:20-10:40Упражнение 2 . «Упражнение с мячом» Цель занятия — развитие чувственного восприятия и навыков управления своими эмоциями. Ход работы :Одному из участников выдается мяч,необходимо перекидывая мяч другим участникам произносить название эмоций. Я записываю на доске названные участниками эмоции. Например: удивление, радость, боль, страх, ненависть, усталость, раздражение, злость, брезгливость, стыд, тревога, веселье, любовь, ревность. Далее говорю: « назовите эмоцию, которую каждый из участников чаще всего испытывает в своей жизни». Если участник называет негативную эмоцию, я прошу его назвать также положительною. 10:40-10:45Обратная связь :спрашиваю их «что больше всего вам понравилось в упражнении ,которое мы провели?»

10:45-11:00Кофе-пауза 11:00-11:15Веселая разминка группы «Поменяемся местами…».

Цель разминки :поспособствовать установлению дружеской атмосферы в группе. Ход работы: Стулья расставляются кругом, на один меньше, чем участников. Первый ведущий даёт команду сидящим на стульях: «Меняются местами те кто…», при этом он заканчивает фразу так, как посчитает нужным. Все, к кому относится сказанное, меняются местами, а ведущий в этот момент должен успеть занять любое свободное место. Участник, оставшийся без места и становится следующим ведущим. Я говорю: «Вот видите ,как много у всех нас общего ,все мы чем-то похожи.»

11:15-11:20 Обратная связь: спрашиваю участников :«Какие эмоции вызвало у вас это упражнение ?»

11:20-11:40 Упражнение 3 « Зеркало ». Цель занятия — развитие экспрессивного поведения, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного доверия путем вербальных и невербальных средств общения. Ход работы :я говорю: «Все мы любим смотреться в зеркало. Когда мы одни, мы позволяем себе кривляться, строить «рожицы» перед зеркалом. В одиночестве это легко. Попробуем это сделать здесь, в группе. Сейчас мы разобьемся на пары. Один из вас — это зеркало, другой — смотрящийся. В течение 3 минут, смотрящийся должен кривляться, изображать различные эмоции, двигаться перед зеркалом, а зеркало — в точности отображать увиденное. Каждый участник должен выступить в роли «смотрящегося» и в роли «зеркала»».

11:40-11:45 Обратная связь : «Какие трудности возникали ,при проведении этого упражнения?» 11:45-12:00Упражнение 4 «Слепой и повадырь» Цель :Обогощение знаний об эмоциональной состоянии. Задачи :повышение групповой сплоченности ,научится снимать барьер на проявление чувст и эмоций Ход работы :я говорю «Группа делится на две команды – «поводырей» и «слепых». Задача «слепого» – закрыть глаза и найти в группе «поводыря». Для этого необходимо двигаться по помещению с закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнется «слепой», и станет его «поводырем». Главное – невербальное взаимодействие. 12:00-12:05 Обратная связь: «не было ли участникам страшно?уверенно ли вы себя чувствовали?насколько легко вы могли доверять друг другу ?на сколько принимали на себя ответственность за чужую безопасность?»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector