Hsrs.ru

Самоучители онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг это в психологии

Психологический тренинг

​Психологический тренинг — личностный тренинг, проводимый психологом и с использованием психологических, а не эзотерических и мистических понятий и категорий.

Основная цель психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов. Дадим им краткую характеристику.

Принцип активности

Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.

Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

Принцип исследовательской творческой позиции

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.

Исходя из этого принципа, работа тренера заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.

В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались или иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни, к самому себе.

Принцип объективации (осознания) поведения

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса:

— Какой цели я хочу достичь?

— Почему я хочу достичь этой цели?

— Какими средствами я собираюсь ее достичь?

Ответ на второй вопрос дают диагностические исследования тренера во время работы с группой. Объектами диагностики являются:

— содержательный план работы

— уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками

— состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.

Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.

Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относится: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.

Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

Тренинг – это одна из форм активного обучения. Так что же тренируем?

Тренинги – это вид учебной деятельности, в группе или индивидуальный, направленный на практическое изучение определенных навыков и умений, но так ли все просто?

В последние годы тренинги в России развиваются быстрыми темпами. Все больше людей в нашей стране готовы платить немаленькие деньги, чтобы посетить этот вид обучения.

Что такое тренинг, какие виды бывают? Что важно знать, если вы собрались на тренинг?

В этой статье мы разберём понятие психологического тренинга, определим виды и реальные результаты, которые можно получить.

Что такое психологический тренинг?

Обратимся к словарю и посмотрим определение самого понятия.

ТРЕ́НИНГ, -а, муж. (спец.). Система, режим тренировок.

(Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.)

Тренинг — это интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую отработку навыков за краткий срок.

Ключевые в этих определениях слова «система» и «практическая отработка». Только в результате системной практической отработки достигается ожидаемый результат.

Решаете, идти на тренинг или нет? Эффективность тренинга очевидна! Из того, что вам рассказали на лекции, вы усвоите только 10% информации. Из того, что вы отработали на тренинге, — 90%.

В психологическом тренинге результатом является формирование желаемого типа поведения (формируется умение действовать иначе, а не так, как привыкли), а также развитие личностных качеств. В этом и состоит принципиальное отличие от других форм обучения.

На лекции вы получаете знания, но только на тренинге у вас есть возможность «примерить» на себя новую форму поведения, отработать те реакции, которые вы раньше не использовали. Решаете, идти на тренинг или нет? Эффективность тренинга очевидна! Из того, что вам рассказали на лекции, вы усвоите только 10% информации. Из того, что вы отработали на тренинге, — 90%.

Отличия тренингов от других форм обучения

В чем еще отличие психологического тренинга и вообще тренинга от других форм обучения?

Во-первых, используются разные виды активности, такие как обсуждение, групповая дискуссия, моделирование ситуаций (ролевая игра), упражнения (психогимнастика), наблюдения и пр. Эти виды активности направлены на то, чтобы практиковать новые формы поведения и получать обратную связь от участников группы, как эта форма поведения воспринимается окружающими.

Разнообразно и задорно

Во-вторых, в работу тренинговой группы обязательно вводятся правила.

Вот некоторые из них!

  • Правило активности. Каждый тренингуемый обязательно участвует во всех заданиях, он активно вовлечен в процесс. Именно через активное участие достигается осознание, закрепление новых способов поведения и, в целом, результат обучения. Поэтому, группы в психологическом тренинге маленькие (5-12 человек).
  • Правило творчества. В тренинге создается среда для генерирования идей. Это правило направлено на то, чтобы разрушать стереотипы, которые в нас формируются в результате воспитания, обучения, полученного жизненного опыта. Правило дает возможность экспериментировать и творчески подходить к решению жизненных ситуаций.
  • Правило «грамотной» критики. Критикуют не человека, а выражают своё отношение к тем действиям, которые человек совершает. Так, в тренинге участники обучаются грамотно давать обратную связь, говорить о своих чувствах и лучше понимать окружающих.
  • Правило «здесь и сейчас». Все, что происходит на тренинге, происходит именно в этом месте и именно в это время. Исключаются выражения типа «Обычно я поступаю по-другому».

Это лишь пример тех правил, которые действуют в тренинговой группе. Их выбор во многом определяется целью психологического тренинга, самой группой и тренером.

Особенности социально-психологических и тренингов личностного роста

Среди психологических тренингов выделим социально-психологический и тренинг личностного роста, рассмотрим их подробнее.

Основное отличие социально-психологического тренинга в том, что акцент делается на развитие навыков межличностного общения, коммуникации с людьми.

Деловые тренинги помогают в карьере

Ниже приведены примеры тех задач, на решение которых направлен социально-психологический тренинг:

  1. Формирование умения вести переговоры или решать конфликтные ситуации.
  2. Отработка приёмов эффективного общения.
  3. Приобретение умения взаимодействовать с партнером, работать в группе.
  4. Выработка личной стратегии общения. Например, для достижения определенной цели участнику группы необходимо сформировать умение «быть настойчивым», тогда как наиболее привычной для него является стратегия «во всем соглашаться».
Читать еще:  Тренинг на знакомство и сплочение

Ещё один вид психологического тренинга – это тренинг личностного роста

Главная задача этого вида тренинга – дать возможность каждому участнику осознать свои негативные установки, внутренние убеждения, которые мешают его развитию, достижению жизненных целей, создают сложности в общении с окружающими. Тренинг личностного роста позволяет посмотреть на свою проблему с другой стороны. Основные задачи:

  1. Осознание и изменение негативных установок.
  2. Работа с собственными страхами и тревожностью.
  3. Определение собственного пути движения к гармонизации жизни.
  4. Коррекция жизненных целей и ценностей.

Ключевым правилом тренинга личностного роста является правило «конфиденциальности». Всё, что происходит в группе, в группе должно и остаться. Введение такого правила позволяет участникам доверять друг другу, быть откровенными. Это очень важно для более глубокого осознания глубинных причин своих жизненных проблем и изменения установок.

Идти или не идти? Да, тренинг – это эффективно!

Итак, мы разобрали, что такое психологический тренинг, в чем его отличие от других форм обучения. Мы увидели, какие результаты можно получить, какие бывают тренинги.

В заключении следует отметить, что психологический тренинг – это серьезная работа над собой. Особенно тяжелым для многих является тренинг личностного роста. Для того чтобы получить желаемый результат, необходимо вывести себя из зоны «комфорта», открыться новому восприятию собственного «я» и окружающих.

Всегда помните: «жизнь начинается там, где заканчивается зона комфорта» (Стивен Кови).

ТРЕНИНГ

Содержание:

Найдено 5 определений термина ТРЕНИНГ

ТРЕНИНГ

ТРЕНИНГ

В настоящее время термин Т. используется для обозначения широкого круга методик, базирующихся на различных теоретических принципах. Единой классификации Т. не существует. Выделяют Т., направленные на развитие навыков саморегуляции, коммуникативные Т., тренинговые подходы, стимулирующие личностный рост, обучающие Т.

К группе Т. саморегуляции относятся: аутогенная тренировка в различных вариантах, тренинг биологической обратной связи. Данные методы направлены на развитие способности контроля и управления физиологическими функциями, на оптимизацию эмоционального состояния и снижение психологического напряжения.

К группе коммуникативных Т., или Т. коммуникативных умений, относятся преимущественно групповые варианты поведенческого и социально-психологического Т. Они проводятся в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности (например, для людей, испытывающих жизненные трудности, связанные с общением). Различия между поведенческим и социально-психологическим Т. условны. Известным критерием для разграничения этих близких технологий совершенствования навыков коммуникации могут быть их разные целевые установки. Например, в клинике неврозов для коррекций личностных нарушений типа ограничительного поведения с целью более полной реадаптации больных с затяжными неврозами и невротическим развитием оправдано применение термина «поведенческий Т.» как отражающего терапевтическую направленность коммуникативной коррекции. Термин «социально-психологический Т.» более уместен при работе со здоровыми людьми с целью формирования или развития коммуникативных навыков. Методика проведения указанных Т. может быть различной, но обязательно включает в себя два компонента: ролевую игру и групповую дискуссию. Социально-психологический Т. составляют блоки различных коммуникативных умений, например, умения, необходимые в начале общения (при вступлении в контакт), для прерывания контакта, умения и навыки психологического аргументирования, активного слушания, выявления скрытого намерения партнера по общению и др. Методика проведения поведенческого Т. строится также на принципах воссоздания субъективно сложных для участников группы Т. ситуаций через разыгрывание ролевых игр и групповую дискуссию.

Приведем одну из наиболее распространенных методик поведенческого Т. Участники группы отбираются до начала занятий по следующим критериям:

1) эффективное прохождение основного курса психотерапии;

2) наличие показаний для проведения поведенческого Т., что определяет лечащий врач;

3) необходимый уровень мотивации для участия в группе поведенческого Т.

В группе одновременно могут заниматься 8-12 человек, однако состав ее и количество пациентов не регламентируются так жестко, как при групповой психотерапии, число участников колеблется от 3 до 18-20. Практически более оправдано создание открытой группы поведенческого Т., поскольку основная ее ориентация на формирование моделей более адаптивного поведения не требует учета динамики малой группы, и даже наоборот, уход пациентов, преодолевших поведенческие трудности, и появление новых предоставляют участникам возможности более точного формулирования собственных целей, создают образ лечебной перспективы. Занятие начинается с разминки, включающей упражнения коммуникативной, поведенческой и эмоциональной направленности. Затем проводится групповая дискуссия для определения цели занятия. Из предложенных участниками ролевых ситуаций выбирается одна или две, наиболее значимые для всех участников группы. После групповой дискуссии психотерапевт (тренер) предлагает ролевую ситуацию, которая разыгрывается участниками по очереди. В конце занятия проводится групповая дискуссия с целью рефлексии эффективности участия членов группы в ролевой ситуации. Возможно повторение наиболее сложной ситуации и дискуссии. Вопрос о завершении занятий в группе решается индивидуально каждым пациентом совместно с психотерапевтом. Проведение Т., как видно из описанной методики, при всей внешней простоте требует большого опыта работы с группами, хороших навыков организации коммуникативного Т., психотерапевтических занятий, поскольку, несмотря на поведенческую ориентацию этого Т., возможны обострения невротического состояния, в связи с чем желательно проведение поведенческого Т. групповыми психотерапевтами.

К группе Т., стимулирующих личностный рост, относятся тренинговые занятия, имеющие различные теоретические основы и направленные преимущественно на развитие отдельных сторон личности участников Т. (самопонимание, навыки социальной перцепции, осознавание смыслов, развитие стратегии личностного развития и др.). Понятие личностного роста нельзя определить однозначно из-за значительных различий в концепциях личности. Т. личностного роста — это собирательное понятие, обозначающее развитие личности с точки зрения разных концепций. Каждый современный тренинговый метод, имеющий личностную ориентацию, характеризуется собственной методологией развития личности. Поэтому можно выделить Т, личностного роста динамической, гуманистической, когнитивной и другой ориентации. К Т. личностного роста динамической ориентации в этом смысле могут быть отнесены психодраматические группы. Т. личностного роста гуманистической направленности объединяет группы встреч Роджерса (Rogers С. R.), группы гештальт-ориентации Перлса (Perls F. S.), группы экзистенциального Т., а также социально-психологический Т., направленный на развитие социальной перцепции и базирующийся на теоретических подходах отечественной социальной психологии (Петровская Л. А., 1989). Т. когнитивной ориентации проводится в группах и направлен на развитие прежде всего когнитивного компонента самопознания, осознавание неадаптивных стереотипов поведения. Большое значение в этом случае имеет работа с языком участников, для чего используется видеообратная связь и другие технические приемы. Одним из подходов к реализации личностного роста в. процессе Т. является проведение тематического Т., т. е. фокусирование внимания группы на какой-либо теме, которая для всего цикла занятий является сквозной. Методика проведения такого варианта когнитивного Т. личностного роста напоминает тематические дискуссии. Темы могут касаться профориентации (для подростков или безработных), национального самосознания, профессиональных особенностей и интересов, смысла жизни и др.

Обучающие Т. также представляют собой сборную группу и направлены на совершенствование в первую очередь навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является эффективность общения. Программа таких Т. формируется в соответствии с заказом конкретной группы. Это может быть, например, лабораторный Т. для психотерапевтов, направленный на отработку навыков работы с пациентами, методический Т. для профессионалов, работающих с группами (методический Т. для тренеров, работающих с группами социально-психологического Т., методический Т. для групповых психотерапевтов и др.). Направленность такого варианта Т. может быть и тематической: Т. переговорного процесса, Т. для управленческого персонала и пр.

При всем разнообразии Т. и различии их теоретической базы можно выделить некоторые основные приемы, или процедуры: основные методические приемы ролевой игры и групповой дискуссии могут быть дополнены различными вариантами упражнений невербальной коммуникации, упражнениями для работы с языком, тренировкой определенных навыков, видеообратной связью и др.

Значение Т. как особого явления в мире психотерапии, психокоррекции и прикладной психологии постоянно возрастает, поскольку эффективность Т. различных направлений по сравнению с другими подходами обучения и совершенствования навыков уже доказана практикой.

Как устроен психологический тренинг и что он дает?

Это широко распространенная во всем мире форма групповой психологической работы. Психологические тренинги представляют собой вариант высококвалифицированных консультативных услуг наряду с юридическими, медицинскими, педагогическими и др. Тренинг можно назвать одним из методов повышения общего культурного уровня.

В нашей стране необходимость участия в психологических группах стала осознаваться только недавно. Тренинг как способ психологической работы в советские времена практически не существовал, как не существовало и многого другого, без чего практически невозможно представить себе цивилизованного человека. Поэтому в современной российской практике он только начинает свое развитие. К счастью, многие люди в нашей стране уже задумываются о работе над собственной личностью как необходимом, «гигиеническом» моменте современной сверхнасыщенной жизни. Участие в тренинге необходимо не для того, чтобы «вылечиться» от какой-нибудь «патологии», а чтобы оставаться в хорошем «психологическом тонусе», точно так же как занятия спортом позволяют сохранять тело здоровым.

Тренинг как форма групповой психологической работы является универсальным методом, который применяют в своей работе различные направления и школы практической психологии. Например, проводятся и психоаналитические группы, и тренинги НЛП, и группы гештальт-терапии, и многие другие.

Психологическую работу в тренинге с группой участников проводит психолог-ведущий. Он предлагает членам группы включится в выполнение упражнений и процедур, целью которых является осознание и изменение разных аспектов психологии человека, например, его творческого потенциала, эмоций и чувств, общения. Тренинг может быть направлен на работу с различными аспектами психологии человека. Причем акцент в такой работе может быть сделан как на специфику группового взаимодействия, так и на особенности индивидуальной ситуации каждого отдельного человека, рассматриваемые в группе.

Способ решения своих проблем участники находят благодаря не только помощи самого психолога, но и получая поддержку от остальных членов группы. Группа в целом обладает «терапевтическим» эффектом, поскольку каждый участник по-своему, уникально откликается на проблему другого человека, и это позволяет понять сложную ситуацию с учетом разных точек зрения.

Читать еще:  Тренинг мы умеем общаться

Понятие «тренинг» выходит за рамки традиционного образования, где обучающимся предлагается выучить «конечный» вариант материала, составленного экспертами в своей области, принять его как единственно верную точку зрения и затем, посредством тестов, контрольных работ и экзаменов — выяснить, насколько хорошо «изучен» данный материал. Тренинг — это совместное творчество студентов и ведущего образовательный процесс в области раскрытия и освоения незадействованного до сих пор жизненного, творческого и духовного потенциала человека. Предлагаемая образовательная модель отличается от традиционной тем, что она даёт знания в ощущениях. Наглядным сравнительным примером может послужить обучение езде на велосипеде по книге и сама практика управления этим средством передвижения. Основной фокус в Тренинге направлен на эффективное межличностное общение, т.е. на общение индивидуума с окружающим его миром: взаимодействие человека в команде, результативность в партнерстве, с клиентом. Большое внимание уделяется работе с личной самооценкой, отношениям человека с самим собой и собственными целями и приоритетами в жизни.

Тренинг предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни. Поведение человека спонтанно и рождается исходя из того, что он решает о себе. Например: если я решила, что я стеснительна, — я буду вести себя как стеснительный человек. Для большинства людей вопрос не состоит в том, хочу ли я на самом деле достичь экстраординарных результатов в жизни, а в том, что удерживает меня от того, чтобы стать тем выдающимся человеком, каким я себя считаю? Тренинг уделяет большое внимание изучению того, что на самом деле влияет на поведение человека, что мотивирует его действия, какой образ мышления создаёт те результаты, которые есть, и какой те, которые желанны в жизни?

Очень часто в жизни мы действуем в некоем автоматическом режиме, исходя из сложившегося опыта, рассчитывая при этом достичь тех результатов, которые могут быть названы беспрецедентными. Об этом очень точно сказал в своё время Альберт Эйнштейн: «Сознание, создавшее данную реальность, не в состоянии воспринимать иную». Другими словами, мы часто надеемся что, пользуясь старыми знаниями и опытом, мы сможем создать нечто новое и экстраординарное в нашей жизни, то, что часто называем своей мечтой или главной целью. При этом, однако, мы забываем, что наше восприятие нового через призму старого будет делать это новое очень похожим на то, что мы уже знаем. Иначе говоря, если мы привыкли смотреть на мир через серые очки — в нас будет сильна установка, что трава может быть только серого цвета.

Тренинги — это возможность изучить глубинные установки и отношения, составляющие основу Вашего жизненного опыта, исходя из которых Вы действуете в своей жизни и создаёте результаты. Это возможность подвергнуть анализу и исследовать, казалось бы, неоспоримые точки зрения о том, как Вы видите мир. Этот тренинг об изменениях и, таким образом, предполагает готовность к ним и желание этих изменений. Многие из имеющихся у нас установок, отношений и интерпретаций неаккуратны, устарели и контрпродуктивны. По мере того как это становятся всё более очевидными участникам Тренинга, у них появляется возможность и сила выбрать и создать мощные, вдохновляющие и эффективные интерпретации и установки, которые позволят достичь действительно экстраординарных результатов, равно как и применить уже имеющиеся продуктивные модели и стратегии поведения и достижения целей в тех областях жизни, где они до этого не использовались.

Сила Тренинга заключается в понимании участниками тех процессов, к которым они приступают. Ясное и четкое понимание того, что Тренинг предлагает вызов сложившемуся субъективному видению мира, позволяет участнику, проходящему Тренинг, подготовиться к нему должным образом так, чтобы возможность создания новых результатов во время Тренинга и после его завершения имела бы практическую реализацию. Большинство из наших установок и интерпретаций, которыми мы пользуемся в жизни — это идеи и решения, которые мы принимали на протяжении путешествия по жизни. За прошедшее время мы собрали предостаточно свидетельств и доказательств в поддержку своей точке зрения на мир. Довольно скоро данное мировоззрение становится для нас реальностью подобной факту (подобно гравитации — чем-то, что просто есть и по поводу чего мы не в силах что-либо сделать). Таким образом, наши интерпретации начинают управлять нами. Мы начинаем видеть вещи, себя и жизнь так, как мы верим в это, полагая, что только так и возможно.

Уникальность тренингов заключается в том, что никто не говорит Вам, как следует жить свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это. Проходя через этот процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемых для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым.

Следует оговориться, что Тренинги не являются терапией или образованием, которое само сделает всю работу за Вас, достаточно лишь зайти в зал Тренинга. Тренинг — это место и возможность начать действовать в отношении того, что важно в Вашей жизни, принять вызов создания будущего, которое не наступило бы само по себе. Таким образом, Тренинг предлагается вниманию успешных людей и необходимым условием его эффективного прохождения является готовность участника к работе над своей жизнью так, как если бы более ни от кого не зависело, изменится что-то в ней или нет. Именно это является одним из критически важных моментов Тренинга. Тренинг — это возможность и привилегия начать осваивать незадействованный до сих пор жизненный, творческий и духовный потенциал, за пределами того, что я знаю, уже возможно в моей жизни, так что станут реальными вещи и события, которые не произошли бы сами по себе.

Психологические тренинги разрабатываются и проводятся профессиональными психологами на базе научных подходов. В основе разработки тренинга лежат экспериментально доказанные знания о психологических закономерностях развития личности и групповых процессах. При этом участие в тренинге — это всегда «живой» опыт, а не посещение лекций и не получение «сухих» теоретических знаний.

В психологических тренингах не используют никаких магических, мистических, экстрасенсорных и пр. техник. Не применяют шарлатанских методов, подобных подходам чумаков и кашпировских. Не происходит никаких психологических манипуляций и воздействий на уровне бессознательного, из серии гипноза , 25 кадра и т.д. Не может также идти речь ни о каких таблетках и медицинских средствах.

В своей работе психолог-ведущий руководствуется профессиональными этическими требованиями об ответственности за происходящее на тренинге, о конфиденциальности информации, о безусловном уважении личности участника. Происходящее в группе всегда определяется личностным выбором каждого участника, никто не может принудить его к совершению каких-либо поступков.

Групповая форма психологической работы незаменима, когда речь идет о вопросах связанных с взаимодействиями с другими людьми. Такими сферами являются решение конфликтов, общение, семейные проблемы, взаимоотношения с противоположным полом. Как правило, участие в группе дает возможность решения не какой-то одной проблемы, а целого их набора. Это понятно, ведь психология человека очень сложна и многогранна, разные сферы психического обязательно взаимодействуют между собой.

Приходя на группу, участвуя в тренинге, есть возможность получить обратную связь от других людей, узнать их точку зрения и таким образом увидеть новые грани интересующей темы. Кроме того, это способ сообща решать возникающие вопросы с людьми, у которых возникли такие же трудности в жизни.

Участие в тренинге дает возможность развития личности и расширения психологических возможностей. Часто группа может являться именно тем событием, которое подталкивает человека «сдвинуться с мертвой точки» и начать менять свою жизнь. В процессе тренинговой работы человек также приобретает такие психологические знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться с возникающими трудностями.

За счет чего происходят изменения?

В первую очередь, на человека влияет само участие в тренинге как особо организованном процессе, а также люди, являющиеся соучастниками этого процесса. Изменения возникают за счет взаимодействия с единомышленниками, целью которых тоже является работа над собой. Кроме того, развитие каждого участника и развитие группы в целом представляют собой взаимоподдерживающие и взаимовлияющие процессы, активизация одного с необходимостью вызывает другое. Безусловно, уровень взаимодействия с группой, сфера и уровень работы определяются каждым участником индивидуально. Готовность и желание участвовать в той или иной процедуре являются собственным выбором каждого человека.

Еще одним условием изменений можно назвать особую атмосферу в группе. Групповая психологическая работа в качестве одного из первых условий выдвигает принципы психологического комфорта и безопасности. Для этого ведущий с самого начала работы тренинга предлагает каждому участнику реализовывать специальные принципы поведения на группе, способствующие ощущению принятия и доверия.

В тренинге ведущий предлагает участникам включиться в выполнение разных техник и упражнений. Основная цель таких процедур — помочь разобраться в собственных переживаниях и приобрести навыки эффективного преодоления трудностей. В процессе работы тренинга возможность изменений обеспечивается за счет психологических закономерностей, в числе которых получение обратной связи от ведущего и других участников, активизация личностной рефлексии, осознание ранее не знаемых особенностей. В результате приобретаются базовые психологические знания и навыки, которые потом могут быть активно применены и за пределами ситуации тренинга.

Читать еще:  Упражнение ладошка тренинг

В тренинге реализуются принципы работы и техники, которые могут быть отнесены к гуманистическому направлению в психологии. Речь идет о таких направлениях как группы встреч, гештальт-подход, психодрама, арт-подход и др.

Участие в тренинге всегда предполагает получение нового опыта. И это является еще одним механизмом, обеспечивающим изменения. Когда человек открыл для себя что-то новое, его личность не может оставаться прежней.

Психологические тренинги

Как правило, возникновение психологических тренингов связывают с именем Курта Левина и работой его учеников. Хотя, конечно, элементы тренинговой работы можно встретить в описаниях подготовки военных, в религиозных традициях, а также в работе деятелей искусства, и возраст этих описаний – сотни и даже тысячи лет.

В начале XX века К. С. Станиславским и его последователями были разработаны разнообразные упражнения для тренинга актеров. Более 300 примеров таких упражнений можно найти в книге: Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств» 1967 г. издания или в более позднем издании «Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств» 2001 г.

Несколько позже стали развиваться всевозможные формы психической саморегуляции и выработки определенных трудовых навыков. В 1922 г. американский психофизиолог Р. Д. Джейкобсон разработал систему прогрессирующей релаксации, которая позволяла снимать нервно-психическое напряжение. В 1932 г. немецкий исследователь Иоганнес Генрих Шульц предложил классический вариант аутогенной тренировки, которая была основана на эффекте снятия внутреннего напряжения внушенным расслаблением.

М.М. Бирштейн, молодая ленинградская исследовательница-экономист, в 1932 г. провела на ленинградском заводе пишущих машин, а в 1936 г. — на ленинградской фабрике «Красный ткач», разработанные ею самой деловые игры, которые она называла «организационно–производственными испытаниями». Темой «испытания», например, был процесс перехода фабрики на выпуск новой продукции без остановки производства. С 1939 г. работа была прекращена, после долгого перерыва развитие деловых игр возобновилось в 80-е годы» (Бирштейн М.М., Деловые игры. Рига, 1989 г.)

В 1932 г. Якоб Морено ввел термин «групповая психотерапия», который определил как групповую работу пациентов, занимающихся разработанной им же психодрамой.

Первые психологические тренинги, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками Курта Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. Эти тренинги были основаны на том, что люди живут и работают в группах, но при этом они не всегда осознают эти отношения, не понимают, какими их видят другие люди, как другие реагируют на их поведение. Курт Левин утверждал, что наиболее эффективные изменения в личности и поведении человека происходят не в индивидуальном, а в групповом контексте. Для того чтобы измениться, человек должен преодолеть собственную аутентичность и войти в контакт с другими, только так он может получить обратную связь и отслеживать изменения в себе.

Т-группа можно определить как организованное собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием.

Успешная и эффективная работа учеников Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике Т-групп.

В Т-группах стали обучать эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров. Отдельные Т-группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они появились в 1954 г. и получили название групп сензитивности.

В 60-е гг. возникает движение тренинга социальных и жизненных умений (social/life skills training), которое опиралось на традиции гуманистической психологии К. Роджерса. Такие тренинги применялись для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

В тренинге жизненных умений использовались три основные модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга.

Первая модель состоит из семи категорий жизненных умений:

  • Критичность мышления
  • Настойчивость
  • Общение
  • Развитие Я–концепции
  • Решение проблем
  • Самоуправление
  • Уверенность в себе

Вторая модель классифицирует жизненные умения, которые являются целями тренинга:

  • Межличностное общение
  • Поддержание здоровья
  • Развитие идентичности
  • Решение проблем и принятие решений.

Третья модель включала в себя:

  • Тренинг эмоционального самоконтроля
  • Тренинг межличностных отношений
  • Тренинг самопонимания
  • Тренинг финансовой самозащиты
  • Тренинг самоподдержки и концептуализации опыта

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом.

Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков.

Тренинги, разработанные М. Форвергом стали часто применяться для социально-психологической подготовки руководителей промышленного производства.

Социально-психологические тренинги получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 г.

В настоящее время этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы , руководителями предприятий и организаций.

Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении. Эта компетентность связана с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение человека в контакте.

В ходе социально-психологического тренинга развиваются перцептивные способности человека, происходит коррекция и развитие системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является четкое понимание ведущим той задачи, которая стоит перед ним.

Воздействие может осуществляться на уровне знаний, убеждений (когнитивная сфера), на уровне установок и отношения (эмоциональная сфера) и на уровне навыков и умений (поведенческая сфера).

Смешивать различные задачи в ходе одного тренинга не целесообразно, поскольку это усложняет контроль за их выполнением и рассредоточивает внимание как ведущего, так и членов группы.

Активность участников тренинговой группы носит специфический характер. В тренинге люди вовлекаются в специально созданную социально-психологическую ситуацию. Основная задача ведущего – стимулировать и поощрять активность участников. Для этого необходимо сформировать у группы готовность, установку на максимальное включение в ситуацию, в тренинговый процесс.

Наиболее эффективными являются те упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно. Важно контролировать осознание участниками целей и задач, конкретного упражнения.

Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

Принцип исследовательской творческой позиции

В ходе тренинга, зачастую, участники встают на позицию исследователя, ученого. Они строят гипотезы, делают предположения, а затем проверяют их на практике, в ходе «эксперимента». И задача тренера заключается в том, чтобы сформировать у участников такую позицию и сконструировать такие ситуации, которые позволят участникам лучше всего понять себя, свои ресурсы, свои личностные особенности.

Основные характеристики такой ситуации это проблемность, неопределенность, безоценочность.

Реализация этого принципа часто встречает сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались определенные правила, модели, шаблоны, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме.

Преодолеть это сопротивление помогает объяснение участникам сути происходящего и целей тренинга. Важно показать участникам, что тренинг – это эксперимент, в котором можно пробовать и ошибаться, находить удачные модели поведения и затем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески носиться к жизни, к самому себе.

Принцип объективации (осознания) поведения

Для выполнения этого принципа необходимо продумать и реализовать механизм обратной связи, который бы позволял бы участникам тренинга получать объективную информацию о том, как другие воспринимают их поведение и насколько оно эффективно.

В тех видах разновидностях тренинга, которые направлены на формирование и развитие умений, навыков, установок, используются дополнительные средства контроля. Это может быть, например, видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Однако, при этом надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое общение, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа позволяет создать в группе атмосферу доверия, открытости, безопасности, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Реализация перечисленных принципов составляет основу продуктивной работы группы социально-психологического тренинга.

Кроме принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфике работы ведущего. Она заключается в постоянной рефлексии того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса:

Для ответов на эти вопросы необходимо провести предварительную диагностику состояния группы, целей и установок ее участников, уровня сплоченности группы, характер отношений внутри ее и т.п.

Эффективность любого тренинга во многом зависит не только адекватности выбора целей, но и от того, насколько обширным арсеналом приемов он обладает для их достижения.

Первый шаг — это выбор методического приема. Чаще всего используют: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.

Выбор конкретного методического приема, а также определенного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector