Hsrs.ru

Самоучители онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Контроль эмоций тренинг

Как контролировать эмоции — учимся держать себя в руках

Как управлять своими эмоциями? Этот вопрос болезненный для многих людей. Эмоциональное состояние бывает разрушительным для человека и его окружения. Стоит отметить, что это касается только негативных состояний, например, злости, гнева, ненависти.

Люди находят оправдание выплеску негатива на окружающих людей. Затем удивляются, уменьшению количества желающих с ними общаться, невезению в делах, работе. Они хотят достигать вершин успеха, но не получается. Все время в голове сидит вопрос: почему?

Все успешные люди научились контролировать и управлять эмоциями. Это умение помогает не только в бизнесе, но и в личной жизни.

[AdSens-A]

Как научиться контролировать себя

Важно научится управлять настроением, ведь в какой-то момент его резкие перепады просто могут все испортить. Чтобы научится этому, существует ряд техник и упражнений.

Техника управления эмоциями

Научится контролировать свои нервы, не давать выхода негативным эмоциям на людях, очень сложно. Это требует большого усердия, длительной работы над собой. Но не стоит сразу опускать руки. Важно начать.

Стоит запомнить, что настроение задается с утра, даже если оно не самое лучшее. Простая, легкая зарядка способна подарить заряд позитива, улучшить кровообращение и поступление кислорода в мозг.

Большое значение имеет улыбка — приветливая и искренняя. Это не получится сразу, но со временем это станет делать проще, а после войдет в привычку. Начните с себя. Утром улыбнитесь себе в зеркало так, как будто встретили старого знакомого, которого рады видеть. Выходя на улицу, поздоровайтесь с соседями, уборщицей. Здоровайтесь со всеми кого знаете. Вложите в приветствие весь позитив, на который вы способны. И, конечно, улыбнитесь.

Научитесь не отвечать грубостью на грубость. Толкнули в транспорте, наступили на ногу. Поверьте, это не повод ругаться. Вступить в конфликт — значит испортить настроение на весь день. Разве стоит ругаться с людьми, которые, скорее всего, больше не встретятся на пути?

Аутотренинг для расслабления

С негативом помогают справиться техники аутотренинга, расслабляя эмоциональное поле человека с помощью самовнушения. Они позволяют успокоиться, настроится на положительный лад. Заниматься аутотренингом лучше после пробуждения или перед сном. Главное, в этот момент очистить свой разум, не спешить.

Такая техника требует полной концентрации на своем сердечном ритме, расслабленности всех частей тела. Дыхание должно быть спокойным, сердцебиение ровным, в конечностях ощущаться тяжесть. Чтобы добиться такого состояния, нужна длительная практика. Но при должном желании этого можно достигнуть.

Многие спортсмены, артисты и просто известные личности, чья деятельность связана с сильными эмоциональными перегрузками, активно применяют аутогенные тренировки (аутотренинги) для релаксации перед выступлением, важным событием на публике.

[AdSens-B]

Упражнения для контроля эмоций в психологии

Когда негативные эмоции берут вверх над людьми, это приводит к плачевным последствиям. В таком состоянии легко совершить поступки, о которых придется сожалеть.

Когда эмоции выходят из под контроля, нужно привести свои чувства в порядок. Для этого необходимо научиться выполнять следующие упражнения:

  • Попробуйте отвлечься. Когда, кажется, что внутри произойдет эмоциональный взрыв, который уже нельзя будет контролировать, нужно попробовать переключиться на что-то другое. Можно ущипнуть себя или крепко сцепить пальцы. В таком случае мозг перенаправит сигнал, и сосредоточится на болевом синдроме. Это поможет уменьшить накал страстей.
  • Дыхательные упражнения. Специалисты часто описывают дыхательные упражнения, которые позволяют держать себя в руках и не «наломать дров». Для этого нужно удобно сесть на стул, сделать глубокий вдох через нос. Воздух должен заполнить всю грудную полость. После, сделать медленный выдох через рот. Достаточно сделать 10 повторений, чтобы прийти в норму и привести свои чувства в порядок.
  • Контролировать эмоции помогает приятная негромкая музыка или чтение книг. За этим занятием мысли направляются в другое русло. Получается, отключиться от негатива, произошедшего за день, и направить свои мысли на обдумывание прочитанного или услышанного.
  • Занятия спортом также очень полезны для контроля негативных мыслей. Необязательно посещать спортзал для этого. Можно практиковать регулярные пробежки, утром или днем. Утренняя пробежка помогает настроиться на нужный лад, спланировать день и зарядиться позитивом. Дневная пробежка служит эмоциональной разгрузкой, позволяет сбросить негатив, накопленный за первую половину дня, и повышает эффективность рабочих процессов во второй половине дня.
  • Не любите бегать? Тогда пешая прогулка поможет научиться контролировать свои эмоции. Свежий воздух всегда полезнее.

Почему важно научиться управлению эмоциями

Эмоции — фундамент психики человека. Как бы нам не хотелось, но отрицать влияние их на нашу жизнь нельзя. Зато существуют методы и техники, которые позволяют научиться управлять эмоциями в зависимости от ситуации.

Почему важно уметь управлять своим эмоциональным состоянием? Во-первых, с помощью эмоций можно научиться управлять не только собой, но и другими людьми. Людям свойственно перенимать и заряжаться эмоцией другого человека. Это легко проверить на деле.

Эмоции это важная часть в общении между двумя людьми. Они могут как сблизить их, так и отдалить друг от друга навсегда. Под влиянием отрицательных эмоций возникают ссоры, которые могут иметь серьезные последствия. А под действием положительных формируется симпатия, дружба или даже любовь.

К чему приводят негативные эмоции

  • Формируется негативное мышление. Человека в подавленном состоянии практически всегда возникают негативные мысли, которые со временем полностью овладевают им и не дают наслаждаться жизнью.
  • Появляется душевное беспокойство. Такое состояние гнетет. Ведь гармония с собой намного важнее, чем любые эмоции, даже самые позитивные.
  • Потеря друзей и знакомых. Большинство людей просто не захотят общаться с человеком, который всегда в плохом настроении и пытается передать его другим людям.
  • Возникает изоляция от общества. Умение контролировать свои чувства это один из признаков адекватного человека. Если не держать себя в руках, и выплескивать негатив на окружающих, это сравнимо с поведением зверя.
  • Потеря контроля над чувствами. У любого человека может сложиться негативная ситуация, которая способна лишить его эмоционального равновесия, и побудит к несвойственным ему действиям и поступкам.

Неумение держать себя в руках может нанести непоправимый вред жизни человека. Наука управления состоянием не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Но не стоит относиться к этому, легкомысленно.

Это кажется невозможным лишь для тех, кто не умеет уловить момент начала этой эмоции. Когда она уже настигает человека полным ходом, уже трудно что-либо сделать и повлиять на ее действие.

Несколько методов контроля от психологов

В вопросе о контроле эмоционального состояния психология становится верным помощником. Чтобы не стать постоянным пациентом психиатрической клиники нужно принять к действию методы, разработанные психологами для контроля эмоций. Вот несколько из них:

  1. Включите воображение. Используйте его как холст, где можно делать все. Трудные переговоры и эмоции переполняют. Возникает желание запустить в собеседника тяжелым предметом. Не стоит сдерживаться. Сделайте это, но только мысленно, в своем воображении.
  2. Предстоит обсуждение неприятной темы. Создайте над собой купол или мысленно огородитесь стеной. Представленное сооружение защищает от всего, там тепло и уютно. Это помогает расслабиться и защититься от негатива собеседника;
  3. Рисование. Одолевают негативные мысли? Психологи советую взять лист бумаги и начать рисовать. Неважно что, главное — выплеснуть свой негатив на бумагу. Пусть она прорвется, пусть сломается карандаш. Станет легче и окружающие люди не пострадают от плохого настроения;
  4. Нужно научиться распознавать эмоции и определять, что их вызвало. Например, сотрудник поругался с начальником. Негатив может вызвать не разговор, а неудачно начавшееся утро с пролитого кофе. Стоит спрогнозировать реакцию на возникшую эмоцию и попробовать предотвратить ее.

Психологи знают, что негативные эмоции напрямую связаны с низкой оценкой своих способностей, а значит, их развитие и признание способствует хорошему настроению и минимизации негатива в жизни. Не стоит сосредотачиваться на чем-то плохом. Человеку требуется постоянное развитие. Богатый внутренний мир, новые знания и впечатления, общение с интересными людьми помогут справиться с негативом. На него просто не будет времени.

Жить без эмоций невозможно. Но можно жить, контролируя их. Научившись этому можно заметить, как измениться жизнь. Изменения произойдут непременно к лучшему. Будьте хозяином своих эмоций, станьте хозяином своей жизни.

Консультативный тренинг с педагогами «Профилактика эмоционального выгорания. Способы контроля эмоций»

Екатерина Турченкова
Консультативный тренинг с педагогами «Профилактика эмоционального выгорания. Способы контроля эмоций»

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога, является возникновение синдрома профессионального выгорания.

Цель: Управление собственным эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.

• Формирование положительного эмоционального состояния.

Профилактика стрессовых ситуаций с помощью положительного опыта общения.

• Обучение педагогов приемам саморегуляции, снятия эмоционального напряжения.

Оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, музыкальное сопровождение, клубочек ниток.

Минутка психологического настроя: «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не так уж и много. Зажав в ладонях бабочку,он спросил: мертвая она или живая?».А сам думает: «Скажет живая – я ее задавлю, скажет мертвая –выпущу: Мудрец, подумав,ответил: «Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать для себя такую атмосферу, в которой можно будет чувствовать себя «как дома».

Разминка «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий.Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей, те, кто пришел сегодня в юбке, те, у кого в голове много мыслей, те, кто с удовольствием идет на работу». Во время смены водящий занимает свободное место. Кто остался без места, тот водит.

«Составление банка эмоциональных состояний».

Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.

Участники группы отвечают на следующие вопросы:

Читать еще:  Ледоколы для тренинга

• Что вы понимаете под эмоциями?

• Какие эмоции чаще испытываете?

• Как боретесь с негативными эмоциями?

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется общим обсуждением.

Ведущий: «Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые чистые эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга, настраиваться на совместную деятельность и общение».

Игра «Будь внимательным».

Ведущий: «При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в ушах которого две дырочки? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя».

Ведущий: «Я благодарю всех вас за активное участие в игре, желаю, чтобы в будущем у вас были только приятные знакомства».

Цель: эмоционально расслабиться и сблизиться.

Ведущий: «Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите на листе бумаги свою ладонь. Внутри каждого пальца впишите по одному качеству, которое вам в себе нравится. Затем подпишите лист и передайте по кругу. Каждый участник допишет те качества, которые он ценит в вас. Если кто-то по какой-то причине не хочет вписывать ничего. Это его право. Листок с качествами должен вернуться к вам».

Комментарии: можно использовать музыкальное сопровождение. Упражнение длится 2-3 минуты.

Ведущий: «Вам нужно стать пары в произвольном порядке. На каждую пару берется по одному листу бумаги. В этой игре надо стать друг к другу лицом и зажать лист бумаги лбами. Листок бумаги надо удерживать во время движения по помещению без помощи рук – руки должны быть заведены за спину. Двигаться необходимо постоянно, в произвольном направлении. Выигрывает та пара, которая дольше других удерживала лист».

Анти советы психолога педагогу.

Пусть они трясут весь садик.

А потом – коль доживете

Вы до пенсии своей –

Будет вам, что в жизни вспомнить,

Лежа на больничной койке,

И решать, что эти годы

Были прожиты не зря.

Научите педагогов

Очень крепко выражаться.

Поливают пусть друг друга.

И ругаются с детьми.

Через месяц убедитесь

Как спокойно на работе.

Речь активно развивая,

Быстро стрессы победим.

Забота о психотерапевтах.

Агрессивность и тревожность

У себя и педагогов

И, конечно же, детей!

Вам за это благодарны

Вы поможете им быстро

Ощутить бюджета рост.

Ведущий: «Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть. И негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность, испытывать физическую боль, голод или холод.

Давайте сейчас разобьемся на четыре группы,каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность, испытывать негативные эмоции и состояния.

Первая – обсуждает злость;

По ходу обсуждения записывайте свои выводы. На работу дается 3-5 минут. Далее группы рассказывают о результатах своей работы».

Ведущий: подводит итог обсуждения.

• Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;

• Страх сигнализирует об опасности;

• Грусть побуждает нас задуматься;

• Апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

Я предлагаю вам обсудить, что вы делаете, когда испытываете негативные эмоции?Сравните два высказывания:

«Ты ненадежный друг, потому что не выполняешь своих обещаний» и «Я злюсь, потому что книга, которую ты забыл принести, сейчас мне очень нужна».

Второе высказывание позволяет человеку открыто говорить о своих негативных эмоциях, не создавая конфликта.

Упражнение «Звуковая гимнастика».

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Ведущий: «Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, нужно встать в круг, расслабиться, выпрямить спину. Сначала делаем глубокий вдох носом,а на выдохе громко и энергично произносим звуки:

• А – воздействует благотворно на весь организм;

• Е – воздействует на щитовидную железу;

• И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

• О – воздействует на сердце, легкие;

• У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

• Я – воздействует на работу всего организма;

• М – воздействует на работу всего организма;

• Х – помогает очищению организма;

• ХА – помогает повысить настроение.

Цель: нахождение индивидуальных путей снятия эмоционального напряжения.

Ход: Участники пишут не менее 5 повседневных действий, которые приносят им удовольствие. далее их нужно преобразовать до самых приятных. Ведущий объясняет, что эти действия и есть ресурс восстановления педагога.

Игровое упражнение «Песня».

Ведущий: «Сейчас мы с вами повысим настроение. Я предлагаю спеть хором. Для начала всем знакомая песня «В лесу родилась ёлочка». По первому хлопку ведущего, все начинают петь. По второму хлопку – пение продолжается «про себя», молча. По третьему хлопку – опять нужно петь вслух. Тот, кто ошибется, выходит из игры».

Упражнение «Связующая нить».

Ведущий: «Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится, «не выходит из себя», служил примером, препятствовал осознанию педагогом своих негативных чувств,что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога. Выход видится не только в признании присущих нам чувств, но и в умении работать с ними. Как поступить с теми чувствами, которые причиняют страдания? С обидой, злостью, страхом, тревогой? Один из способов – научиться понимать и выражать их.

Сейчас каждый из вас, держа клубок в руках,выскажет: что он чувствует сейчас, как прошел тренинг, что хотел бы пожелать участникам или лично кому-то».

Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Тренинг для воспитателей «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для воспитателей. Цели: 1. Познакомить педагогов с понятием «эмоциональное выгорание»;.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Профилактика эмоционального выгоранияТренинг для педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального.

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности,.

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Профилактика эмоционального выгорания у педагогов. 1. Упражнение «Паутина» Участники садятся в круг, каждый называет свое имя и рассказывает.

Психологический практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Уважаемые коллеги! Мой интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число педагогов, психологов,.

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг рассчитан для педагогов ДОУ. Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга:.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Н. Н. Арсенина педагог-психолог Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Важнейшее условие духовного роста педагога.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: — познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг № 2. Управление ГНЕВОМ. Эмоциональная устойчивость в конфликте

Тренинг № 2. Управление ГНЕВОМ. Эмоциональная устойчивость в конфликте

Самым мудрым считается тот, кто умеет подчинить свои чувства велению рассудка. Разгневаться может и глупец, и мудрец, но глупец, ослепленный гневом, становится его рабом. В пылу бешенства он сам не ведает, что творит, и все его поступки ему же оборачиваются во зло.

Египетская пословица

Наверное, никакая другая тема не вызывает столько интереса и энтузиазма, как тема управления гневом. «Тебек психологу нужно» или «Иди лечись!» – обычный рецепт человеку, который испытывает проблемы с чувством гнева. А если серьезно, то давайте обратимся к статистике.

• По статистике МВД, 90 % убийств совершается в состоянии аффекта. Это состояние, в котором человеком управляют его эмоции, а он не осознает, что делает.

• По статистике, каждый человек тратит на гнев около 10 % своей жизни. Так ли это на самом деле? Однако большинство преступлений совершаются именно в состоянии аффекта, которому предшествует гнев.

Эмоция гнева – это наследие, которое досталось нам от наших предков. Агрессия в том или ином виде присуща всем животным, даже доброму хомячку. Это базовый уровень инстинктов, который помогает виду выжить, защитить себя и свое потомство и пройти природный отбор.

Источник постоянного ГНЕВА

Если размахивать достоинством во все стороны, то оно будет задето в любом случае.

Анекдот: В общем-то я не конфликтный человек, пока не задето мое достоинство.

Гневливость – вспыльчивость, склонность ко гневу. Если человек испытывает гнев, это говорит о том, что он не удовлетворяет какие-то важные свои потребности. В словаре Даля «гнев» толкуется как разрушительное чувство, которое дает человеку массу энергии. Негативная энергия начинает буквально хлестать через край, сужая сознание и адекватное восприятие реальности. Как вы понимаете, источников для гнева в окружающем мире более чем достаточно, поскольку потребности растут быстро, а возможности их удовлетворить – не очень. Именно поэтому гнев является обычным явлением в современном обществе.

Читать еще:  Упражнения для тренинга для детей

Возможно, ни в каком другом состоянии человек не ощущает себя таким сильным и храбрым, как в состоянии гнева. В гневе человек чувствует, что у него «вскипает кровь», горит лицо, мышцы напряжены. Ощущение собственной силы побуждает его бросится вперед, напасть на обидчика. И чем сильнее его гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек.

Кэррол Изорд, американский психолог, автор книги «Психология эмоций»

Три причины гнева

Гнев – это следствие неудовлетворенных потребностей. Внутреннее «разрешение» выразить гнев дает этой эмоции «зеленый свет» для выхода наружу. Поэтому контроль над ним необходим с первого момента его возникновения. Я подчеркиваю тут два момента. Гнев выходит, если ему разрешили, и необходим контроль с первых секунд его возникновения.

Причина № 1. Гнев – это реакция на причиненную боль. Это программа-реакция, которая была доведена эволюцией до автоматизма.

Причина № 2. Гнев – это продолжение первичных чувств. Такие чувства, как страх, печаль, вина, могут быть первопричиной для возникновения гнева.

Причина № 3. Гнев – это следствие оценки, которую вы дали ситуации. Если вы определили ситуацию как несправедливую или противоречащую вашим ценностям, возникает гнев.

Позитивная функция ГНЕВА

Поскольку причиной гнева служат неудовлетворенные потребности, гнев способствует тому, чтобы эти потребности были удовлетворены. То есть гнев – это выброс эмоциональной энергии с целью мобилизовать человека на достижение результата.

Мой опыт. Я, например, становлюсь очень злым, когда голоден. Долгое время я не мог себе простить этого, однако после общения с себе подобными понял, что это обычное состояние для мужчин. Теперь я уверен, что мужчина, испытывающий голод, становиться злым, и это нормально. Эта злость необходима была нашим предкам для того, чтобы пойти на охоту и добыть пищу для себя и своей семьи. Другой вопрос, что эта энергия в современном мире не так востребована, как у наших предков. Мир стал другим, и нам необходимо научиться направлять эту энергию в конструктивное (созидательное) русло. Лично у меня теперь, всегда под рукой есть что перекусить.

Пять правил управления ГНЕВОМ

Гнев – начало безумия.

Марк Туллий Цицерон

Вопрос управления гневом – это вопрос правильных убеждений и инструментов, которые помогают регулировать это чувство.

Если нет реакции вовне, гнев не исчезает. Будучи «проглоченным», он трансформируется в обиду, раздраженность, апатию и т. д. Также могут возникнуть психосоматические заболевания, такие, как гипертония или сахарный диабет – две самые распространенные болезни, связанные с подавлением гнева. Поэтому подавлять гнев или проглатывать его – не самый полезный способ взаимодействия с ним.

Правило № 1. Примите решение взять свой гнев под контроль. Приняв его, вы даете сигнал своему бессознательному научиться справляться с этой эмоцией. На сознательном уровне вы признаете факт, что не справляетесь с гневом и нуждаетесь в помощи.

Правило № 2. Укрепляйте свою самооценку. Любой выпад в свою сторону воспринимайте с интересом, как полезную для размышления информацию. Занятие спортом служат отличной профилактикой, благодаря которой вы учитесь терпеть боль и держать удар.

Правило № 3. Научитесь распознавать предвестники гнева. Это маячки, которые сигнализируют, что вы заходите в опасную для вас зону. Наблюдайте за собой, когда вы раздражены. Это может быть напряжение в животе, усиленное сердцебиение, сжатые челюсти и т. д.

Правило № 4. Учитесь по-новому интерпретировать события, которые с вами происходят. Если вы интерпретируете ситуацию как угрозу, неуважение или несправедливость, гнев будет автоматически включаться. Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы это интерпретируем.

Правило № 5. Снижайте свои ожидания от окружающих людей. Старайтесь почаще говорить себе, что другие люди – не для того, чтобы соответствовать вашим ожиданиям. Большое количество проблем происходит от нашего убеждения, что все должно быть так, как мы хотим, и немедленно. Вместе с вами на этой планете живет еще семь миллиардов человек, и нужно учитывать этот факт.

Технология управления гневом

Анекдот: Встречаются два приятеля. Один другому: «Что-то давненько тебя не видно. Где пропадал?». Тот отвечает: «В пансионате отдыхал, нервы лечил». – «Что лечил?» – «Нервы, бл%дь, лечил!»!

Мой опыт. Тема тренинга была посвящена работе с гневом и яростью. Один из участников рассказывал, что ярость захлестывает его целиком и он становится не в состоянии себя контролировать. Недавно он вышел из машины и отбил ногой боковое стекло водителю, который «подрезал» его автомобиль на повороте. Он понимает, что такая реакция ненормальна и может привести к печальным последствиям для него и окружающих. Мы начали исследовать этот вопрос и вышли на его убеждения. Оказывается, его доминирующей ценностью является справедливость. Фильтр справедливости он накладывает на все сферы жизни и сам руководствуется ею как путеводителем. Себе же он негласно отвел функцию стража и защитника справедливости. Каждый раз, когда, по его мнению, справедливость нарушается, в его организм выплескивается огромная доза энергии для восстановления порушенной правды. Осознание этого вызвало у него «ДА» реакцию, и он провел в саморефлексии несколько следующих часов.

Шаг № 1. Проговорите про себя, что вы разозлились. Осознав эмоцию, мы берем ее под контроль. Неосознанная эмоция начинает управлять нами.

Шаг № 2. Стоп на 10 секунд! Сделайте несколько глубоких вдохов. Этот простой способ поможет снять напряжение и восстановить дыхание. Гнев имеет склонность возрастать. И если его не остановить на начальной стадии «раздражения», сделать это потом будет очень тяжело. В результате «остановки» вы получаете драгоценное время, чтобы принять верное решение в сложившейся ситуации.

Шаг № 3. Поставьте себя на место человека, который вызвал у вас гнев. Управление гневом – это во многом искусство сострадания. Постарайтесь искренне понять его позицию и поведение. В основе любого поступка лежит позитивный мотив. Стремление понять и принять помогает почувствовать сострадание к человеку. Сострадание дает нам эмоциональное преимущество и уверенность.

Шаг № 4. Теперь подумайте над наилучшим решением в данной ситуации. Задайте себе вопрос: какое решение и действие сейчас будет наилучшим? какой результат с помощью такой реакции я хочу получить? Иногда юмор и уместная шутка помогут разрядить ситуацию.

Шаг № 5. Предложите решение или совершите действие. Будьте максимально осознаны в данный момент. Не поддавайтесь на возможные провокации и эмоциональные выпады в вашу сторону. Вы взяли гнев под контроль, и теперь вам нужно удержать его в управляемых рамках. Говорите спокойно и уверенно, это усилит ваш контроль над гневом и ослабит гнев собеседника.

У меня плохая новость: агрессия в отношениях будет еще очень и очень долго. То, что формировалось миллионы лет, сразу не исчезнет. Срывы обязательно будут, но все реже и реже. Не спешите и не корите себя за неудачи. Многие люди кардинально изменили свою жизнь, научившись лишь трем-четырем из описанных мною приемов управления гневом, в том числе и я. И вы сможете.

А теперь хорошая новость: мы можем развивать метавнимание и учиться ослаблять инстинктивные реакции, заменяя их очеловеченными способами поведения.

Подведем итоги

1. Какие проблемы у вас обычно возникают из-за неуправляемого гнева?

2. Какие триггеры запускают ваш гнев?

3. Какие способы его контроля вы уже пробовали?

4. Какие из описанных 12 правил нашли в вас наибольший отклик?

5. Какие из шести шагов управления гневом будут даваться вам легко, а над какими придется дополнительно потрудиться?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Тренинг Эмоции под контролем
методическая разработка (психология) по теме

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мегетская средняя общеобразовательная школа».

Директор МБОУ МСОШ _____________Игумнова О.Е.

“ ”______________ 2013 г.

Тренинг с педагогами «Эмоции под контролем. Гармония души и тела»

Разработала и провела:

Педагог-психолог: Леонтьева Е.Н.

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.

  1. Помочь формированию положительного эмоционального состояния, с помощью позитивного проговаривания.
  2. Научить способам релаксации и саморегуляции.
  3. Профилактика неврозов с помощью позитивного опыта общения.
  4. Научить способам здоровьесберегающих технологий.(цветотерапия, лечебная мандала)
  5. Помочь увидеть свои слабые стороны и жизненный, профессиональный, эмоциональный потенциал.

Тип: Групповое занятие
Вид: Тренинг

Должны мы бороться за детские души,

Но что если под поучительской чушью

В нас нету души?

Учитель — он доктор, а не поучитель,

И школа — роддом.

Сначала вы право учить получите —

Должны мы бороться за детские души

Чтоб не уродились ни фюрер, ни дуче

И прежде чем лезть с поучительством грозным

И рваться в бои

За детские души, пора бы нам, взрослым,

Получать удовольствие от собственной профессии — значит быть мастером своего дела. Быть мастером — жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству — как подъем в гору с полными ведрами воды. Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Учителя, Учителя-мастера?

Я — рада Вас видеть на нашем тренинге. Где мы постараемся сегодня наполнить наши так называемые ведра чем-то новым, полезным.

Для начала предлагаю вам настроиться на работу.

Слайд 2. Обсуждение: что общего, что нас связывает.

Упражнение «Никто не знает что я»

«Все знают, что я»

Перед вами обычная модель учителя.

Как можно расположить все составляющие человека по частям тела?

Теперь уберите хотя — бы одну составляющую и человек станет неполноценным.

Слайд 4.Упражнение «Корзинка» Что нужно учителю, чтобы не сгореть?

Написать на листочках и кинуть в корзинку.

Слайд 5. Упражнение. «Порой я балую себя»

Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.

Читать еще:  Тренинги на сплочение класса 7

Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали .

Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.

Далее группа разбивается на группы (при помощи стикеров) затем:

1.группы составляют слоган, отражающий идею о том, почему необходимо иногда баловать себя;

2. по очереди записывают его на плакате «Порой я балую себя! ».

После этого раздаются карточки с рекомендациями Мадэлин Беркли-Ален, предлагает ознакомиться с ними и далее:

— отметить в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше.

— дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. Эти оригинальные способы побаловать себя запишите на стикерах.

— прикрепите стикеры в любом порядке к плакату «Порой я балую себя! ».

Обсуждение: участники высказываются в свободной форме о том:

— какие способы побаловать себя им больше всего понравились;

— какие они бы могли бы больше попробовать использовать в будущем;

— ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.

«ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ-АЛЕН»

К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»

1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника)

2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

7. В выходной позвольте себе подольше поспать.

8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.

9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

(М. Беркли-Ален «Забытое искусство слушать», СПб., 1997. с 193-194)

(Пункты 10 и 11 – это ваши замечательные уникальные рекомендации)

-как показывает практика знаний у учителя предостаточно, деятельность почти всегда в норме, душа, духовность, душевность – это личное дело каждого. Что остается подвластным для изменений в лучшую сторону?

Упражнение «Шаги к цели»

  • Теперь напишите свою цель на отдельном листочке, сложите его и положите в мой большой подарочный конверт (сумку). Сумка будет стоять в центре комнаты. Отойдите так далеко от нее, как далеко от вас находится достижение вашей цели.
  • Пока звучит музыка, вы идете к сумке. Каждый шаг – это ступень к достижению цели. Продумывайте каждый шаг и начинайте движение. Подойдите к сумке, найдите свою цель и достаньте её.

Релаксация. «Полет орла»

Остались только эмоции. А вы скажите и здоровье. Так вот здоровье напрямую зависит от того какие эмоции вы больше проявляете негативные или позитивные.

Сегодня наше здоровье в наших руках. Мы постараемся запрограммировать себя на психологическое здоровье.

Знакомство с мандалой, свойствами и разновидностями.

Ма́ндала ( «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях , ритуальный предмет, олицетворяющий собственное психологическое пространство, свой внутренний мир.

Упражнение «Лечебная мандала» Раскрашивание мандал.

Интерпретация. Значение цветов.

Домашнее задание. Создать мандалу на основе знаний о цветах.

(с чего начинали закрашивать)

Круг-стараются не иметь конфликтов, мягкие люди.

Квадрат-(прямоугольник)- люди, любящие порядок.

Треугольник- лидеры, часто вступающие в споры.

Лабиринт- очень творческие люди

Трапеция- сами по себе.

Койма- какого цвета ( Он является ключом взаимодействия с окружающим миром. Этот круг — граница нашего Эго. Красный цвет показывает миру гнев или энергию. Зеленый — способность воспитывать других, что важно в отношениях с ними)

Красный- лидерство, сексуальность

Оранжевый- творчество, движение.

Желтый- разум, мудрость, интеллект.

Фиолетовый-духовность, вдохновение, идентификация себя со значимой фигурой.

Голубой- романтика, интуиция, эмоции.

Синий- спокойствие, разум

Зеленый- потребность в самоуважении, мягкость

Коричневый- истощение, усталость, не хватка отдыха.

Черный- депрессивные эмоции

Белый- свобода, духовность

Чего не хватает

Оранж.-мочеполовая система, творчество

Голубой, синий – ум, разум

Жил-был на свете Камин. Надежный, ладный, ответственный, а еще очень щедрый. Огромная потребность отдавать была у этого Камина. Про такого, как он, говорят: «Последнюю рубаху, не задумываясь, отдаст». Здорово, что потребность Камина совпадала с его предназначением отдавать свое тепло, согревать других. Люди в суровую морозную зиму или сырую, слякотную осень были очень рады погреться у Камина. Они были очень ему благодарны и на все лады расхваливали его.

Ах, какой хороший, какой замечательный наш Камин!

Какой он щедрый! Какой бескорыстный! Все отдает и никогда ничего не просит.

Что бы мы без него делали!

Очень такие речи Камину нравились, приятно было, когда хвалят, он даже глаза закрывал от удовольствия. И возомнил наш Камин о себе, что он такой важный, такой нужный, ну про сто применимый. И решил он не ходить в этом году в отпуск, не отдыхать. Решил: буду топиться и день и ночь. Пусть меня еще больше хвалят. И вот пыхтит наш Камин круглосуточно, старается, себя не щадит, все греет и греет, даже не заметил, что на дворе уже лето. Жаркое лето, знойное, за окном больше тридцати градусов. А Камин все трудится, все греет. Люди взмолились:

— Уймись, отдохни, — просили по-хорошему. Но Камин не унимался. И люди стали ругать его.

— Ну что за глупый! Слов не понимает. Никого не слушает. У нас уже мозги от жары плавятся, а он все не уймется.

Обиделся Камин и в отпуск ушел.

— Странные существа эти люди, то хвалят, души не чают, то ненавидят — и в сущности, за одно и то же дело, — думал он.

Ах, Камин, Камин. Как втолковать ему, что мало иметь желание кого-то одаривать, надо, чтобы этот кто-то имел ответное желание дары принимать.

А это для размышения и темы нашей следующей встречи…

Презентация:: Тренинг «Управление Эмоциями»

Управление Эмоциями

Эмоции наполняют нашу жизнь
их много
но кто кем управляет:
вы эмоциями или они — вами?

Основные навыки

Для управления эмоциями нужно уметь делать несколько вещей.

Понимать, о чём мне эмоция сообщает, например страх сообщает об опасности в будущем, а счастье, что удовлетворены важные ценности.

Контролировать эмоции — вызывать или убирать, подбирать под ситуацию, удерживать на нужном уровне и нужное время.

Увеличить выбор эмоций, а то многие настолько его ужимают, что регулярно испытывают всего 3-4 эмоции, и ещё 4-5 по праздникам

Правильно показывать — эмоции важный элемент коммуникации и полезно, чтобы окружающие понимали, что именно вы демонстрируете.

Переоценивать события — эмоции возникают по поводу каких-то событий, и полезно научиться при желании менять оценку этих событий.

Распознаём

Об эмоциях мы узнаём при помощи так называемых мета-ощущений. Они обычно находятся в области груди или живота.

Их основные характеристики:

место — в области солнечного сплетения, груди, шеи, живота, паха;

качество — вибрация, дрожь, распирание, сжатие, скручивание, тепло, холод;

размер — с пятирублёвую монету, с ладонь, захватывает всю грудь;

глубина — ощущение располагается на поверхности или в глубине тела;

если есть движение — направление и скорость.

Например:
сильное сжатие в области живота размером с теннисный мячик;
быстрое движение по часовой стрелке захватывающее всю область груди;
вибрация, идущая от солнечного сплетения вверх по поверхности тела.

Значение эмоций

Одна из важнейших функций эмоций — сообщение нам об оценке событий. Например:

вина – я нарушил важные ценности;

восторг – получил намного больше, чем ожидал;

гнев — кто-то нарушил мои важные ценности;

горе — потеря чего-то очень важного;

злость — кто-то нарушает мои важные ценности или принципы;

обида — несправедливое отношение ко мне;отвращение – человек делает что-то, сильно нарушающее общественные ценности;

печаль — принятая потеря чего-то важного;

радость — произошло или произойдёт желаемое событие;

страх – (возможная) проблема в будущем;

стыд – другие узнали, что я сделал что-то плохое;

счастье – удовлетворены мои важные ценности;

тревога – возможная (обычно не определённая) опасность в будущем;

удивление — реакция на неожиданность;

ярость — кто-то очень сильно нарушает очень важные ценности.

Кластеры эмоций

Для удобства эмоции можно разложить по «кластерам».

Управление интенсивностью

Интенсивностью эмоции довольно просто научиться управлять прошкалировав её.

Контроль

Для контроля эмоции достаточно контролировать «знак» и «энергию».

Эмоции-реакции и эмоции-иллюстрации

Эмоции можно разделить на те, которые люди демонстрируют как реакцию: ему сказали — он огорчился. Эти сообщения более «искренние», но при этом менее выражены. И есть эмоции-иллюстрации: наглядные демонстрации состояния.

Правильная демонстрация

Ещё один важный навык — умение правильно демонстрировать эмоции.

Оценка ситуации

Оценка ситуации, которая вызывает эмоцию, связана всего с четырьмя критериями.

Обладание — это критерий того, что я владею чем-то важным, достиг цели, или, наоборот, потерял что-важное.

Точность — точна ли информация или вызывает сомнения.

Справедливость/правильность — насколько (не) справедливо полученное право или насколько (не) приемлемо поведение.

Время — было (обладал в прошлом, но потерял; сделал в прошлом); происходит (обладаю сейчас, делаю); произойдёт (получу, сделаю или потеряю).

Переоценка: модель ЭСПО

Небольшая модель по переработке ситуаций, связанных с эмоцией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector