Hsrs.ru

Самоучители онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коммуникативные тренинги для педагогов

ГОУ ЯО «Переславль-Залесская школа-интернат № 4»

Коммуникативный тренинг для педагогов.

Целью нашего сегодняшнего тренинга является формирование коммуникативных навыков.

Задачи тренинга: улучшить товарищеские контакты, сформировать хороший социально – психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.

Организационный момент « Липучки»

Эта разминка направлена на повышение сплочённости группы; снимает межличностные барьеры.

Инструкция.: «Сейчас я дам знак, и вы начнёте двигаться произвольно по залу. На счёт «стоп» вы должны остановиться и объединиться с кем –то руками ( 2 ч-ка). Давайте попробуем…

Задание усложняется. Теперь на счёт «стоп» вы должны объединиться втроём.

Теперь объединяемся коленями (4 ч-ка)

Теперь головами ( 3 ч-ка)

Общение пронизывает всю нашу жизнь. Это такая же человеческая потребность, как вода и пища.

В условиях полного одиночества у человека на 6-й день начинаются зрительные и слуховые галлюцинации. Он начинает общаться с неодушевлёнными предметами и несуществующими образами.

Нас окружает много интересного, причём весь мир вокруг нас движется и торопится. Движется вся жизнь: отдых, работа, семья, друзья, то есть всё наше окружение не стоит на месте. Но не забывайте, всё движется вокруг НАС, и мы вполне можем управлять всеми событиями, происходящими вокруг. Самое основное – это правильное общение и лёгкое общение с окружающими людьми и всем миром, исскуство общения очень важно.

Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что

90 % из участников спора убеждается в своей правоте ещё твёрже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Т.к. если вы из спора выходите победителем, то есть возможность, что вы потеряете друга, партнёра. Это естественно, т.к. человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре. За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

Упр. «7 богатырей»

Одна участница будет играть роль царевны. Остальные поделятся на команды примерно по 4- 5 ч-к.

Давайте, для того, чтобы потренировать умение убеждать вспомним сказку А. С. Пушкина

О мёртвой царевне и 7 богатырях. В частности, тот эпизод, где 7 богатырей, у которых жила царевна, уговаривают её выйти замуж за одного из них и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое. Наши богатыри должны будут убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме.

Каждая мини –группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам даётся 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами. А после выступлений царевна скажет нам о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы она увидела в выступлениях.

Мне нужна одна мышка и 3 кота. Каждый кот получает бумажку со своим именем

( никому её не показывает), но только одного зовут Леопольд.

Вы все помните, что в этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, кот постоянно устраивают ему пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны. Фокус в том, что только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными.

Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд.

Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Коты должны объяснить мыши – почему они безобидны, а мышь в конце скажет, кому она поверила.

Почему некоторые люди недоверяют друг другу?

— Как вы думаете, доверяют ли вам другие люди?

Общение составляет суть нашей профессии и поэтому, я думаю, эта тема актуальна для нас. Ведущую роль в общении несут не только то, что говорит человек, не лингвистические способности, а то, что он при этом делает. То есть ведущим являются невербальные каналы коммуникации: глаза и контакт с помощью глаз, лицо и лицевая экспрессия, жесты, позы, тактильные ощущения (касания), дистанция во время общения.

Давайте потренеруем умение понимать невербальное общение.

Мне нужно 3 добровольца.

Игра « 3 ч-ка у телефона»

Я вам сейчас на ушко сообщу задание. Задания у всех разные, но объединяет их одно. Вы должны изобразить группе, что каждый стоит в телефонной будке и разговаривает по телефону, но с разным настроением.

1) Вы агрессивно настроены по отношению к оппоненту, высказываете ему своё негативное отношение, ругаете.

2) Вы озабочены, вызываете скорую помощь – срочно, встревожены.

3) Вы – счастливый влюблённый, договариваетесь о свидании.

Теперь вы замираете в позе, которая, по вашему мнению, наиболее точно передаёт состояние вашего героя. Задача всех остальных – догадаться о настроении этих людей, о примерном содержании разговора.

Игра «через стекло»( под музыку)

Необходимо невербально сообщить важную информацию.

« Вы сегодня в 17:00 со своим классом идёте в кино»

Игра « Сурдоперевод» ( 4 пары).

Раздать 4 четверостишия.

Каждый из пары поочерёдно выступает в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один партнёр читает стих, другой находится рядом в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста.

Упражнение-визуализация «Страна Времени»

Как время быстро набирает ход:

Ворвется в жизнь твою

И отсчитает век уже кому-то.

Прекрасна и честна.

Она зовет, пленит,

И ритм часов Судьбы своей

Лишь только человек определяет.

И если трудно будет на пути –

Сказанным в тиши,

Прикосновением и добрым взглядом.

Понятна и проста.

Она в трудах, терпении и грезах,

И стрелки жизни связаны в года,

Оставят в мире след

В поступках, детях, прозе.

Ведущий. Расслабьтесь. Можете закрыть глаза… Представьте, что вы находитесь в Стране Времени. Вы смотрите на Волшебные Часы и возвращаетесь в детство. Вы видите дом, в котором оказались сразу после рождения. Это самые первые минуты вашей жизни. Вы младенец. Что вы видите вокруг себя? Видите ли лица? Кто это? Что вы слышите? Какой запах вы чувствуете? А теперь осознайте этот момент времени. Время бежит дальше, вы вырастаете. Вы ребенок. Вот еще один чудесный момент вашей жизни. Сколько вам лет? Три? Четыре? А может быть, пять или шесть? Где вы? Кто находится рядом? Что вам говорят, что вы отвечаете? Что вы видите вокруг себя? Какие слышите звуки? Может быть, вы видите рядом предметы, какие они? Что вы чувствуете? Осознайте то, что видите, слышите, чувствуете в этот момент времени, в котором вам от трех до шести лет…

А сейчас Волшебные Часы переносят вас во время юности, когда вам от десяти до шестнадцати лет. Время первой любви, надежд, разочарований, счастья. Каким человеком вы были тогда? Вспомните свой любимый наряд, прическу, музыку. Вспомните свой девиз жизни в тот период времени?

А сейчас вы оказываетесь во времени, где вам столько лет, сколько сейчас. Рядом с вами люди. Кто они? У вас есть что-то ценное — что это?

Мы возвращаемся в настоящее. Мы чувствуем звуки, видим людей, нам хорошо и спокойно. Главные стражники Дворца Часов — это стрелки. Открыв.глаза.

У вас 3 ленточки.

Секундная стрелка символизирует Время Детства, и мы сейчас туда отправляемся.

Упражнение «Фрактальное рисование»

Ведущий. Все малыши любят рисовать, и только они в невразумительных каракулях способны увидеть множество образов и целые сказочные истории. Вот и мы с вами будем рисовать. Возьмите авторучку, поставьте точку в любом месте листа. А теперь закройте глаза и, пока звучит музыка, рисуйте непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа. Откройте глаза, посмотрите, что у вас получилось. Сейчас вы придадите цвет вашему рисунку. Закройте глаза, левой рукой выберите карандаш, снова откройте глаза и найдите ту часть-ячейку рисунка, которую хочется закрасить (левши выбирают карандаш и работают правой рукой). После выполнения задания дайте название вашему рисунку.

Минутная стрелка самая большая. Она тонкая и хрупкая, как наша юность, пора надежд и открытий — ведь в это время вы верим, что все еще будет!

Вся наша жизнь — это время, когда мы собираем себя из поступков, ценностей и событий! Часы Жизни показывают Время зрелости, время, когда все собирается воедино — Время часовой стрелки.

Читать еще:  Тренинги на знакомство и сплочение коллектива

Нити Времени разные, иногда непрочные, иногда очень крепкие. Силу Нитям Времени придают люди. Возьмите разноцветную нить и передайте другому те чувства, которыми хочется поделиться. Пусть узелки на память, оставленные другими, придадут вам силу, опору и радость в жизни и, конечно, станут напоминанием о Планете Времени.

Участники повязывают друг другу на шею (или кисть руки) нити, делают узелки.

Цель:тренировка быстрого и уверенного реагирования на нестандартную ситуацию.

Участник бросает мяч по кругу, сообщая адресату, в какое виртуальное путешествие его отправляет (холодильник, пальма, Древняя Греция и т.д.). Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили. Предметы и места, которые уже назывались, повторять нельзя.

« Вы сегодня в 17:00 со своим классом идёте в кино»

1) Девочка Маша дзюдо занималась.

В драку однажды бесстрашно вмешалась…

Все с этих пор к ней внимательны были:

Вставили зубы, костыль подарили.

2) Я водой их поливаю,

Побыстрее вы растите,

Мои маленькие тити!

3) У меня в кармане крыса!

Я нашёл её в лесу!

Она мокрая и лысая!

4) Сверху шоколадка, а внутри кокос,

Было очень вкусно, а теперь………..

13 фраз о жизни:

Габриель Гарсиа Маркес

1. Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.

2. Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.

3. Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.

4. Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.

5. Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим.

6. Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку.

7. Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.

8. Не трать время на человека, который не стремиться провести его с тобой.

9. Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретили того единственного человека. Чтобы, когда это случится, мы были благодарны.

10. Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.

11. Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.

12. Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.

13. Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно.

Коммуникативный тренинг для педагогов ДОУ

Приветствие «Отношения»
Цель: развитие фантазии участников, расширение возможности телесного выражения, настрой на тему тренинга.
Ведущий: Начните ходить по комнате. Сейчас я буду предлагать вам по-разному поздороваться, а вы, переходя от одного участника тренинга к другому, должны будете это сделать.
Сначала приветствуйте коллег улыбкой или дружеским кивком.
Теперь вам необходимо остановиться, пожать другому человеку руку или положить свою на плечо.
А сейчас представьте себе, что все люди, которые здесь находятся, недавно вас сильно обидели. Проходя мимо них, выразите им все свои чувства.
Теперь представьте себе, что вы всех здесь «держите за дураков». Выразите это.
А сейчас представьте себе, что каждый участник ведет на веревке большую собаку.
И, наконец, приветствуя других, выразите свое реальное настроение.

Создание мандалы коллектива
Цель: создание чувства единства коллектива, раскрытие индивидуальной красоты каждого.
Ведущий. Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Сейчас вы получите разные фигуры разных цветов. (По рядам пускаются четыре коробки). Выберите любую – ту, которая вам больше всего понравится. Теперь возьмите карандаш, фломастер или ручку любого цвета и нарисуйте на этой фигуре то, что вам по душе, то, что доставило бы вам удовольствие. Это может быть любой узор: может быть, какая-то геометрическая фигура или их сочетание, может быть уголок природы, деревья, птицы, рыбы, цветы, может быть, это будет небо или какой-нибудь водоем, или что-то еще близкое вам… (Рисование.)
Взгляните на свои рисунки. Вы согласны с тем, что в них отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно ответить: какая это часть души, что она выражает.
А теперь предлагаю вам всем вместе выложить на листе ватмана композицию в виде цветка, звезды или круга, чередуя разные цвета и фигурки.
Ватман приклеивается на доску.
Посмотрите, как красиво у вас получилось! Давно, в глубокой древности, люди обнаружили, что орнамент в виде цветка, звезды, круга – они назвали ее мандалой – отражает сам центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: на одежде, посуде, в витражах церквей, в архитектуре зданий. На Руси — в украшении прялок, изб, орнаменте вышивок.
Выводы: Мандала, которая получилась у нас сегодня – это выражение души нашего коллектива, в котором есть отражение души каждого из нас. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции.
А теперь давайте обратим внимание на формы тех фигур, которые мы выбрали.
Дается описание всех фигур в соответствии с психогеометрическим тестом (С. Деллгшгер, 1989).
При желании, дается характеристика выбранных цветов (по тесту Люшера).

Делаются выводы о том, насколько члены коллектива готовы доверять друг другу и поддерживать друг друга.

Упражнение «Костюм из газеты»
Цель: кооперация участников.
Группа делится на команды по 3 человека. Каждая команда распределяет, кто будет «первым», кто «вторым», кто «третьим». Каждый игрок обладает специфическими ограничениями:

• «Первый» видит, разговаривает, но не может ни к чему прикасаться.
• «Второй» не видит, не разговаривает, не может ни к чему прикасаться.
• «Третий» не видит, но говорит и может действовать руками.
Время выполнения — 15 минут. За это время для «второго» игрока нужно соорудить оригинальный костюм, достаточно надежный, чтобы продемонстрировать его на подиуме. По команде ведущего «второй» и «третий» игроки закрывают глаза (или надевают повязки), а «первый» убирает руки за спину. Через 15 минут каждая команда демонстрирует свой костюм.
После этого проводится обсуждение:
1. Сложно или легко было выполнять задание?
2. Добились ли желаемого результата? Если да, то что помогло в этом? Если нет, тогда что помешало?
Выводы: добиться желаемого результата в совместном деле можно, прислушиваясь к словам и действиям друг друга.
Цель – снятие агрессии, усталости, напряжения. Переход к теме взаимоотношений.
Группа делится на две команды. Тренер дает каждой группе по своему листочку и объясняет правила игры. Затем читает свой текст и команды начинают кричать.
Ведущий: У каждой из команд есть некий стишок. Сначала шепотом потренируйтесь его хором произносить с правильными ударениями. Я подойду и покажу правильную интонацию в каждой группе.
Затем я прочитаю короткий стишок, и, как только я попрошу гнома назвать свое имя, каждая группа должна хором читать свой стишок как можно громче и постараться перекричать другую команду.
Вводный стишок тренера:
На маленькой полянке
Стоит зеленый дом,
А в доме том зеленом
Живет веселый гном.
Гном-гном, как тебя зовут?
Стих для группы № 1:
Вася! У меня рубашка в клетку!
Я пришел к тебе из леса,
Чтобы получить конфетку!
Стих для группы № 2:
Петя! У меня штаны в горошек!
Я пришел к тебе из сказки!
Рассказать, что я хороший!
Вопросы для обсуждения игры:
• Услышали ли вы, как зовут гнома-соседа?
• Что вы услышали?
• Почему было трудно слушать?
Выводы:
Как мы стремимся высказаться, мы не слышим своего собеседника и не воспринимаем информацию от него. Когда нас переполняют эмоции, мы тоже никого не слышим. Чтобы услышать другого, надо замолчать самому.

Упражнение «Еж и слон»
Цель игры – опосредованно продемонстрировать участникам их привычный способ взаимодействия с другими людьми, вывести на обсуждение правил взаимодействия, его удержания, особенностей позиции при взаимодействии.
Группа делится пополам. Обе группы получают от тренера скрытые инструкции. Затем участники выбирают себе пару из противоположной группы, берут один на двоих лист бумаги и маркер и начинают выполнять задание.
Инструкции:
Для группы № 1: «Ваша задача – молча, держа с партнером один маркер на двоих, за 2 минуты нарисовать на общем листе бумаги ежа. Еще раз – разговаривать нельзя!»
Для группы № 2: «Ваша задача – молча, держа с партнером один маркер на двоих, за 2 минуты нарисовать на общем листе бумаги слона. Еще раз – разговаривать нельзя!»
Вопросы для обсуждения игры:
1. Что вы чувствовали при работе в паре?
2. Какой у вас результат? Устраивает ли он лично вас? Достигли ли вы своей цели? Кого вам надо было нарисовать?
3. Как думаете, почему у вас получился именно такой результат?
4. Что вам помогало? Что мешало?
5. Что в следующий раз бы делали по-другому?
6. Как выводы можете сделать из этой игры? Как это связано с общением с людьми?
Выводы:
Существует множество способов достичь своей цели, используя и силу (умение вести за собой, достигать своих целей), и тепло (умение идти за партнером, реализовывать его потребности).
Если кто-то использует только тепло, он лишается собственного результата и жертвует его партнеру в ущерб своим целям и интересам.
Если кто-то использует только силу, то получает свой результат, но лишает партнера его собственных целей, ожидаемых результатов, рискует потерять отношения.
Если обе стороны используют только силу, результат может оказаться неудовлетворительным для обеих сторон.
Наиболее продуктивно в общении обоим партнерам учитывать и свои, и чужие потребности и интересы, и уметь идти на компромисс.
Рефлексия
Используемая литература:
1. К. Фопель «Энергия паузы», — М., Генезис, 2011
2. Тренинг для педагогов «Психологический климат в коллективе», В.В. Паскал
3. О. Вейс «Сборник игр», — Самара, 2004
4. К. Кононович «Игры в тренинге для ума и тела», — СПб, Речь, 2010

Читать еще:  Вк мастер класс тренинги

Тренинг-общение для педагогов на развитие коммуникативных умений

Актуальность тренинга:

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

• отработать навыки убеждения

• отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

• развить умение находить подход к людям

• подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

• развитие умения невербального средства общения.

• обучить эффективным способам общения.

Ход тренинга:

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

• 1 хлопок — здороваемся как мужчины;

• 2 хлопка — здороваемся как близкие люди;

• 3 хлопка — здороваемся как женщины.

Упражнение «Комплимент» в кругу

Цель: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».

Для этого участники организуем круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т.д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.

Ведущий: Что было легче: делать комплимент или отвечать на него?

Цель: побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов

Ведущий: Так как наш тренинг это тренинг общения, то давайте для себя выясним, что же для каждого означает слово «общение». Высказывание участников. Затем все варианты зачитываются.

Процесс восприятия и познания друг друга

Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.

Упражнение «Парное рисование»

Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.

Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Начинаем по сигналу».

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (не вербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.

• Какие трудности возникли у вас в ходе тренинга?

Ведущий: Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!

Автор: Волкова Раузалия Нурисламовна,
педагог — психолог МБДОУ (Муниципальное бюджетное дошкольное общеразвивающее учреждение) детский сад №17 «Ивушка»

г. Йошкар — Ола, Республика Марий Эл, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

Коммуникативный тренинг для педагогов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ручеек»

ЯНАО, г. Ноябрьск

Коваленко Елена Владимировна

педагог-психолог МБДОУ «Ручеек

Коммуникативный тренинг для педагогов

Цель:Развитие коммуникативных умений педагогов в процессе их взаимодействия; совершенствование умений эффективного общения; сплочение группы и создание положительной эмоциональной атмосферы.

Приветствие. Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем занятии!

Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, выразить друг другу радость встречи.

Читать еще:  Упражнение ладошка тренинг

Цель: Сплочение группы, создание положительной эмоциональной атмосферы.

Оборудование: писчая бумага А-4 , ручки для всех участников.

Содержание: «Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет…»Героиня Шекспира, как мы видим, не придавала особого значения имени, а вот великий Гомер был совершенно другого мнения. В знаменитой «Одиссее» он писал:

Между живущих людей безымянным никто не бывает

Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный

Имя свое от родителей в дар получает…

Мы здесь все сидящие давно знакомы. Изо дня в день мы зовем друг друга по имени, по имени и отчеству. Но сейчас я предлагаю вам познакомиться еще ближе, и еще больше узнать об имени каждого из вас. Для этого необходимо сделать следующее: в течение 5-7 минут подготовить рассказ о своем имени. Рассказ может быть таким, каким вы сами хотите его видеть. И, если кому это необходимо, предлагаю в помощь несколько ориентировочных вопросов:

— почему родители дали мне такое имя;

— значение моего имени, происхождение, легенды связанные с именем;

— кто из известных людей имеет такое имя и является ли этот человек для вас авторитетом в каких либо вопросах;

— как вы относитесь сами к своему имени, как к нему относятся окружающие;

— какой из модификаций вашего имени вам нравится, когда вас называют близкие люди;

— как бы вам хотелось, чтобы вас называли в нашем круге.

Что нового вы для себя открыли в других, что вас удивило, чего вы не ожидали?

В момент, когда вы работали со своим именем, какие чувства вы испытывали, может кто-то и в своем имени открыл для себя что-то новое, или вспомнил давно забытое старое?

Цель: Отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогам в их повседневной работе.

Участники делятся на подгруппы по 3-5 человек. Затем тренер знакомит всех с содержанием упражнения. Участникам предлагается представить, что они общаются друг с другом через толстое стекло, то есть они прекрасно видят друг друга, но не слышат. Используя невербальные средства общения, каждой подгруппе необходимо донести некую информацию до всех участников. Каждая подгруппа получает от одной до трех карточек (по усмотрению тренера) с различными ситуациями (образцы карточек даны в приложении 1 ). На подготовку пантомимы уходит обычно от 3 до 1О минут, Участники сами распределяют роли.

Обсуждение: Участники делятся своими впечатлениями, трудностями, с которыми они столкнулись. И находками, которые они сделали в ходе выполнения упражнения.

Как правило, это упражнение вызывает много положительных эмоций.

Иногда в педагогических коллективах кто-то отказывается от выполнения данного упражнения. Это право каждого сделать свой выбор участвовать в инсценировке, быть вдохновителем и генератором идей или просто сторонним наблюдателем.

Показать участникам тренинга как совершенно разные люди могут существовать в одном коллективе

Каждый из присутствующих называет какой- то предмет подходящий ему в данный момент «Я — ручеек», «Я Статуя Свободы» и т.д.

Когда все участники назовут свой образ предлагается объединиться в группы по 2-3 человека со схожими себе образами и обыграть эту взаимосвязь, затем предлагается объединиться по две подгруппки. А в конце в один образ.

Цель:Сплочение группы, создание благоприятной атмосферы.

Оборудование: специальная подготовка не требуется.

Содержание: Участники сидят в кругу. Первый выходит на середину и выбирает из сидящих того, кого он считает чем-то похожим на себя: либо внешне, либо по каким-то внутренним причинам. Причины необходимо озвучить и за руку вывести выбранного в середину. Затем производится следующий выбор. В итоге все оказываются вовлеченными в круг.

«Никто из вас не знает, что я . »

Цель: С помощью этого упражнения можно выявить скрытые ресурсы участников группы, кроме того, повысить уровень уважения, привязанностей, доверия участников группы друг к другу, что

Поможет группы еще более эффективной.

Участники сидят в кругу и бросают друг другу мячик

Тот, у кого мячик, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что я .

Ведущий контролирует процесс таким образом, чтобы мячик побывал

у всех участников.

• Освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

• Создать веселую, игровую, свободную от барьеров и страхов

атмосферу в группе.

Время: около 10 минут.

— Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение десяти секунд.

Каждое из заданий важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с таким же, как у вас, цветом. Итак, начинаем.

— Распределиться на тех, у кого, есть часы на руке и у кого, нет! Раз, два, три. десять. Стоп! Проверяем.

— Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви!

— По любимому хобби!

— По цвету брюк и юбок!

— По настроению, которое вы сейчас испытываете!

предлагается участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки.

Закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно гуда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу.

Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.

Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох. и выдох. Возьмите с собой все то – хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

Участники, используя информацию, полученную в процессе работы, по кругу показывают один жест, отражающий его отношение и состояние в настоящую минуту — после завершения работы тренинга.

Авидон И., Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг, изд.Речь, 2007г

Скаженник Е.Н. Практикум по деловому общению. Учебное пособие: Таганрог: ТРТУ, — 2005

Чуричков А., Снегирев В.Сборник разминок, необходимых в любом тренинге, , изд.Речь, 2006г.

Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика мета индивидуальности учителя. Пермь, 2002.

Приходи ко мне завтра со своей соседкой и собакой на чашечку чая.

Концерт вчера был замечательным, я сидела в первом ряду.

Мой сын принес из магазина только банку зеленого горошка.

Я скоро поеду в Париж. Что тебе купить?

У меня под окном расцвела сирень.

Больше всего на свете люблю пить шампанское, сидя в ванне.

Я мечтаю сниматься в кино.

У меня уже болит голова от постоянных телефонных звонков.

Вчера опоздала на электричку, пришлось идти пешком.

У меня в квартире такой беспорядок, что ничего не могу найти.

Полей, пожалуйста, цветы и поставь их на подоконник.

Давай отметим Новый год в китайском ресторане?

Твой друг написал мне любовное письмо.

Вчера прыгала с парашютом, думала, умру от страха

Ты пойдешь на дискотеку в субботу?

У меня такое хорошее настроение, что душа поет.

Вчера посадила на даче картошку, а сегодня георгины.

Мороженое такое холодное, что зубы ломит.

Вчера заплатила штраф за превышение скорости.

Тебе звонила какая-то женщина и сердитым голосом сказала, что перезвонит позже.

Объелась клубники, не могу пошевелиться.

Наши соседи всю ночь ругались, а я подслушивала.

Я влюбилась в нашего завхоза. Помогите, он женат!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector