Hsrs.ru

Самоучители онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интересные упражнения для тренинга с педагогами

Психологический тренинг для педагогов

Автор: Кушнаренко Ольга Николаевна, педагог – психолог, МБОУ г. Астрахани «СОШ № 61», г. Астрахань

Психологический тренинг для педагогов

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

— формирование благоприятного психологического климата

— нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними

— развитие умения работать в команде

— осознание каждым участником своей роли, функции в группе

— повысить коммуникативные навыки педагогов

— повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Необходимые материалы:

— листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры

— спокойная музыка для релаксации

— тарелочки, кувшин с водой

— листки в клетку, шариковые ручки по числу участников

Ход тренинга:

Педагог-психолог:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Упражнение 1. «Приветствие»

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение 2. «Мое настроение»

Цель упражнения: выражение настроения

Задание: нарисовать свое настроение на данный момент

Инструкция: На листе формата А – 4 изобразить свое настроение.

Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.

Анализ упражнения:

1. Что понравилось вам в данном упражнении?

2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?

Упражнение 3. «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

— Наташа, ты такой отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение 4. «Цветок» (под музыку)

Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.

Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.

Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать.

Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.

Анализ упражнения:

1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

2. С какими трудностями вы столкнулись?

Упражнение 5. «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

1.Что, по вашему мнению, не удалось?

2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?

3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Упражнение 6. «Доверительное падение»

Цель игры: сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, доверия.

Это упражнение дает прекрасную возможность, испытать, что такое доверие.

Задание: стоя спиной к партнерам упасть к ним на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

Анализ упражнения:

1. Что было легче делать, падать или ловить?

2. Какие чувства вы испытывали при этом?

3. Есть ли в реальной жизни ситуации, где вы испытываете подобные чувства?

Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те, которые падали, а что чувствовали те, кто замыкали круг.

Упражнение 7. «Чему я научилась»

Задание: дописать неоконченные предложения

— Я была удивлена тем, что…..

— Я была разочарована тем, что….

— самым важным для меня было….

Завершение. Обсуждение по кругу:

— чему научилась сегодня…

— что буду использовать в своей работе …

Всем спасибо за активное участие.

Использованная литература:

1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.

3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.

4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.

Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов «Будем знакомы!»

Цель:

  1. Знакомство участников друг с другом.
  2. Самораскрытие участников занятия, создание условий для проявления творческой, профессиональной и личностной индивидуальности.

Задачи:

  1. Помочь участникам лучше узнать друг друга.
  2. Сократить дистанцию в общении.
  3. Снять тревожность.
  4. Сплочение группы через совместную деятельность.

План занятия:

  1. Приветствие. «Имя по кругу»
  2. Разминка «Поменяйтесь местами»
  3. Принятие правил группы.
  4. Творческое задание- изготовление визиток- бейджиков.
  5. Игра-раскрепощение «Имя в движении».
  6. Деление на группы ( по сборке пазлов).
  7. Творческое задание «Девиз группы».
  8. Упражнение – драматизация «Кинофильм»
  9. Упражнение – раскрепощение «Хор»
  10. Релаксация «Цветок в ладошках»
  11. Творческое задание «Прекрасный сад» (изготовление коллажей)
  12. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до».
  13. Рефлексия. «Мешочки обратной связи».
  14. Расставание «Счастья, радости, добра… мы желаем вам друзья»

Ход занятий

Вступление ведущего:

Тренинг – это закладка того, что мы действительно хотим, чтобы в жизни происходили чудесные события, чтобы мы не боялись проявить себя, чтобы могли находить пути сотрудничества с другими и решения для возникающих проблем.

1. Приветствие «Имя по кругу»

Участники тренинга встают по кругу и передавая друг другу мячик называют свое имя и место работы или род деятельности ,которым занимаются.

2. Разминка «Поменяйтесь местами»

Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.

Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре , носит часы и т.п.

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

Например, поменяются местами те, кто:

  • работает всю жизнь в одном учреждении;
  • работает в настоящее время по новой программе;
  • любит свою работу;
  • работает педагогом уже больше 10 лет;
  • мечтал быть педагогом с детства и т.д.
  • первый раз участвует в конкурсе

После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами.

3. Принятие правил группы:

Ведущий после знакомства предлагает принять правила группы, если участники согласны, они громко хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами.

  • открытое общение
  • активность и юмор
  • безоценочное суждение
  • добровольное участие
  • здесь и сейчас

4. Творческое задание «Изготовление визиток-бейджиков»

Всем участникам предлагается сделать визитки со своим тренинговым именем, используя бумагу, фломастеры, карандаши.

5. Игра-раскрепощение «Имя в движении»

Участники встают в круг, каждый по очереди произносит свое тренинговое имя и показывает любое простое движение, которое больше всего соответствует его характеру. Все участники громко повторяют имя и движение участника. И так все по очереди еще раз знакомятся.

6. Деление на группы по сборке пазлов. (3 группы)

Ведущий раздает пазлы участникам, они должны объединиться и собрать картинку из них, таким образом они делятся на 3 команды.

7. Творческое задание « Девиз группы».

Группам предлагаются рифмы , используя их они придумывают девиз

  • Кошка. Ложка. Окошко. Немножко.
  • Стакан. Банан. Карман. Обман.
  • Бег. Век. Снег. Человек.

8. Упражнение-драматизация «Кинофильм»

Группам предлагается постановка сказки «Репка» на киностудии:

  1. Американской – фильм ужасов с юмором.
  2. Французской — романтическая комедия.
  3. Итальянской – боевик со стрельбой и мафией.

15 минут подготовка и по 5 минут демонстрация.

Обсуждение: Эффективность взаимодействия. Все ли реализовались? Кто был лидером? Кто чувствовал себя востребованным ? Кто хотел быть в стороне?

9. Упражнение –раскрепощение «Хор»

Песню «В лесу родилась елочка» поют по заданию (группы вытягивают по 2-го задания), подготовка 5 минут

  • африканские аборигены,
  • индийские йоги,
  • кавказские горцы,
  • оленеводы Чукотки,
  • индейцы племени апачи,
  • английские джентельмены

Упражнение проходит весело, снимаются зажимы, участники раскрепощаются.

10. Релаксация «Цветок в ладошках»

Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить , что они на зеленом лугу.(звучит релаксационная музыка со звуками природы).

Ведущий: «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения.Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках ,и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.»

Читать еще:  Упражнение для разминки на тренинге

Ведущий спрашивает об ощущениях, испытанных участниками.

11. Творческое задание «Прекрасный сад»

Описание упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить какой цветок детства в ладошках они представляли в предыдущем упражнении . Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок , напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей, бусины.

Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, (можно использовать ватман и клей) желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на других растет твой. Но есть и общее — у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание . Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами.

Психологический смысл упражнения: оно используется для психологического сброса внутреннего напряжения, служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

12. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до. »

Ведущий : «Дотроньтесь до желтого!», участники должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и дотронуться до него. Можно давать задания дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого , круглого, бумажного и т.д.. Игра проходит быстро и весело.

13. Рефлексия «Мешочки обратной связи».

Психолог предлагает всем высказаться через написание своих пожеланий на картонных мешочках с названием «Позитив» и «Негатив»: все свои тревоги, недовольство, сомнения написать в «мешочке негатива», а свои мечты, пожелания, комплименты, чувства и настроения написать в «мешочке позитива». Потом мешочек «Негатива» торжественно под аплодисменты уничтожается, а мешочек «Позитива» водружается на видное место для эмоциональной подпитки участников в дальнейшем. Психолог предлагает желающим проговорить, то о чем они написали .

14. Расставание « Счастья, удачи, …»

Психолог предлагает всем встать в круг на ритуал завершения занятия. Каждый из участников желает одним словом всем участникам чего-то хорошего по подобию игры для детей «Комплименты». После того, как последний участник выскажется, все громко произносят : «Мы желаем вам друзья!». Психолог желает всем удачи и хорошего настроения.

Список литературы:

  1. Баум Х. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха. Москва,2008.-144с.143с.
  2. Копытин А.,Корт Б..Техники аналитической арт-терапии. Санкт-Петербург,2007.-144с.
  3. Непопалов В. Основы конфликтного поведения. Москва,2003.-71с.
  4. Самоукина Н.Игры в школе и дома. Ярославль.2004.-208с.
  5. Фопель К. С головы до пят. Москва,2005.-143с.

Интересные упражнения для тренинга с педагогами

Е.А. Смирнова, педагог-психолог МБДОУ № 12 «Брусничка»

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

  • формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
  • развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
  • получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
  • осознание себя командой.

Состав участников: 10 — 15 человек.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будет достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться. возможность увидеть. возможность услышать. возможность ощутить. возможность испытать. возможность стать. стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Структура тренинга:

  1. Орг. момент – 4 минуты
  2. Вступление – 5 минут
  3. Цель задачи – 3 минут
  4. Разминка – 5 минут
  5. Основная часть – 50 минут
  6. Рефлексия – 10 минут
  7. Орг. конец – 2 минуты

Ход тренинга:

  1. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что. » – 5 минут
  2. Игра «Атомы и молекулы» – 4 минут
  3. Упражнение «Постройтесь по росту!» – 5 минут
  4. Упражнение «Путанка» – 10 минут
  5. Упражнение «Друг к дружке» 10 мин.
  6. Упражнение «Поезд» – 10 минут
  7. Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут
  8. Упражнение «А я еду. » – 8 минут
  9. Упражнение «Волшебный стул» — 15 минут

Структура: педагоги рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Приветствие «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения у участников тренинга, переключение внимания.

Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.
Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.
Здравствуйте те, кто рад повышению зарплаты.
Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе.

– Меня зовут Елена, и сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Притча о бегунах

Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты.

Десять минут кряду весь стадион рукоплескал им стоя.

Игра «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: Давайте представим, что каждый человек – это маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы должны объединиться в молекулы, число атомов в которых я также назову. – Готовы. Начинаем. Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что. »

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что. ». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что. » Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Обсуждение:

  • Удалось ли группе это сделать?
  • Что помогало? Поддерживало?
  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Упражнение «Путанка»

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Друг к дружке»

Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.

— Правая рука к правой руке!
— Нос к носу!
— Спина к спине!
— Друг к дружке.
— Носок к носку!
— Живот к животу!
— Лоб ко лбу!
— Друг к дружке.
— Бок к боку!
— Колено к колену!
— Мизинец к мизинцу!
— Друг к дружке.
— Бедро к бедру!
— Ухо к уху!
— Пятка к пятке!
— Друг к дружке.
— Затылок к затылку!
— Локоть к локтю!
— Кулак к кулаку!
— Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

Упражнение «Поезд»

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Читать еще:  Тренинговая программа для студентов

Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

Обсуждение:

Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», с чем это связано?
Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?
Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

  • Что с вами происходило?
  • Если не получилось, то почему?
  • Какую стратегию вы выбрали?

Упражнение «А я еду. »

Цель: разрядка участников, расслабление.

Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с . » (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Игра «Волшебный стул»

Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный стул»

С помощью куска ткани и ленты можно быстро оформить «Волшебный стул», который будет способствовать повышению самооценки, улучшению взаимоотношений. В определенном месте группы, в центре ставится «Волшебный стул». Приглашаются участники. Участники двигаются, взявшись за руки вокруг стула, при этом произносят слова:

Кто сегодня всех красивей,
Кто сегодня всех счастливей,
Поскорей появись-
на Волшебный стул садись.

Участник, который оказался перед сиденьем стула, садится на него. Все по очереди говорят ему положительные комплименты. Приняв от каждого комплимент, участник выражает знак благодарности, сообщает о своих чувствах.

Рефлексия:

Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге?
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о группе?
Как будете использовать эти знания?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?

Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Желаю вам успехов, творческих, профессиональных достижений. До свидания.

Интересные упражнения для тренинга с педагогами

Автор: Петянова Елена Вячеславовна

Организация: МАДОУ «Надежда»

Населенный пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде.

Задачи тренинга:

  1. профилактика синдрома эмоционального выгорания;
  2. снятие психического напряжения и эмоциональной усталости;
  3. изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия;
  4. формирование хорошего психологического климата, навыка эффективной коммуникации и взаимодействия с помощью внутреннего сотрудничества и взаимопомощи внутри коллектива.

Оборудование: листы формата А4, карандаши и ручки, вывеска «Здоровье», музыка, карточки с незаконченными предложениями.

Целевая аудитория: воспитатели, специалисты.

Количество участников: 15- 20 человек.

Время проведения: 1 – 1,5 часа.

Содержание тренинга.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вы мечтали когда-нибудь найти клад или владеть сокровищами? А может многим из нас сокровище дается при рождении. Но не все в состоянии сохранить, сберечь это сокровище. «Здравствуйте!» — говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. Говорят «здоровье – это еще не все. Но без него все остальное – ничто».

Сегодня предлагаю вам принять участие в тренинге с целью профилактики и укрепления нашего психологического здоровья.

Китайская поговорка гласит:

«Расскажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь».

Человек усваивает: 10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает.

  1. Упражнение «Комплименты».

Цель: формирование хорошего психологического климата и навыка эффективной коммуникации.

Всем из присутствующих говорили приятные слова, комплименты. Сейчас я предлагаю выполнить упражнение. Каждый из вас напишет на листе бумаге большими буквами свое имя в столбик. Затем мы поменяемся листочками. Каждый, выбравший себе листочек с именем одного из участника тренинга, напишет комплименты, добрые и ласковые слова, характеризующие этого человека. Каждый комплимент начинается на букву, присутствующую в имени участника.

(Например: И – интересная, Р – работоспособная, А – ангельская). После этого участники озвучивают свои комплименты по очереди. Тот участник, кому сказали комплименты говорит: «Да я такая, а еще я…» и добавляет ласковое, хорошее слово о себе.

Вопросы:

  • как вы сейчас себя чувствуете;
  • приятнее было получать комплимент или говорить комплимент другому человеку;
  • трудно ли было выполнять упражнение.

2. Упражнение «Театр Кабуки».

Цель: изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия.

Игра напоминает игру «Камень, ножницы, бумага».

В театре Кабуки есть 3 главные роли:

Принцесса. Чтобы изобразить Принцессу надо присесть покачивая плечами и сказать: «Хи!».

Дракон. Вверх поднимают обе руки изображая когти и произносят: «Р-р-р!»

Самурай. Выхватывают воображаемый меч и резко произносят: «Ха!»

Каждая из команд посоветовавшись выбирает себе роль. При этом надо учитывать, что Самурай убивает Дракона, Дракон съедает Принцессу, а Принцесса очаровывает Самурая. Победившая команда получает очко. Игра продолжается до 5 очков.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. А как вы заботитесь о своём здоровье? (ответы участников тренинга)

Теперь предлагаю вам проверить насколько активно, вы сами заботитесь о своём здоровье и способствуйте его укреплению.

  1. Упражнение «Я работаю над своим здоровьем».

Педагоги встают со своих мест и выстраиваются в линию или встаю в круг, в центре круга вывеска «Здоровье».

Я буду задавать вопросы, если будет ответ положительный, то делайте шаг вперёд, если отрицательный – не двигайтесь.

  • Я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
  • Я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
  • Я посещаю бассейн, тренажерный зал, или занимаюсь каким-либо спортом;
  • У меня отсутствуют вредные привычки;
  • Я соблюдаю режим дня;
  • Я правильно питаюсь;
  • Я эмоционально уравновешен;
  • Я выполняю профилактику заболеваний.

Итак, кто из вас оказался рядом, ближе всего с бесценным сокровищем «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья. И каждому из нас есть над чем задуматься.

Наше здоровье зависит от нашего настроения. А что может поднять нам настроение? Это музыка и танцы. Для этого предлагаю немного потанцевать.

  1. Упражнение «Танец отдельных частей тела».

Цель: снятие психического напряжения и эмоциональной усталости.

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен.

— танец всего тела.

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела. При помощи данного упражнения мы с вами избавились от мышечных зажимов, «выплеснули» негативную энергию.

Т.к. мы сегодня говорим о нашем психологическом здоровье, которое непосредственно влияет на наше соматическое состояние, предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

5. Упражнение «Звуковая гимнастика».

Цель: укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, послушайте о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.

Снятию стресса помогает как смех, так и слёзы. Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеется, живет долго!

Большинство людей признается, что после слез, они чувствуют себя лучше. Ученые считают, что слезы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать.

  1. Упражнение «Распредели по порядку».

Цель: донести важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности, осознание своего «Я».

Предлагаю распределить по порядку (на данный момент) следующий перечень (можно в виде круговой диаграммы в процентах):

— дети;

— работа;

— муж;

— Я;

— друзья, родственники.

А сейчас предлагаю распределить по порядку (как они хотят, чтобы было в идеале) этот же перечень.

После предлагается поразмыслить над полученными результатами.

  1. Упражнение «Удовольствие».

Цель: помочь найти ресурсы и осознать необходимость их использования для восстановления сил.

На столах лежат листы бумаги, я предлагаю написать вам 10 видов деятельности, которые приносят вам удовольствие, вы, таким образом, заботитесь о своем душевном здоровье, балуете себя.

Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия.

Эти любимые виды деятельности и есть ваши ресурсы, которые можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

А вот что советует Мадэлин Беркли-Ален.

Памятка «Двенадцать советов».

  1. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, ужин в ресторане).
  2. Разреши себе побыть некоторое время в одиночестве.
  3. Найди время с удовольствием заняться своим любимым делом.
  4. Позволь себе полдня провести за «ничегонеделанием».
  5. Займись тем, чем ты давно уже хотела заняться, но на что никогда не хватало времени.
  6. В выходной позволь себе подольше поспать.
  7. Похвастайся перед другом или родственником своими достижениями.
  8. Потрать некоторую сумму из своих сбережений и купи себе какую-нибудь безделушку.
  9. Каждый вечер вставай под душ и «смывай» события прошедшего дня, т.к. вода издавна является мощным универсальным проводником.
  10. Если у тебя имеются нарушения со сном, читай на ночь стихи, а не прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
  11. Высыпайся. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном обязательно проветривай помещение. Это способствует улучшению сна.
  12. Чаще совершай прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.
  1. Упражнение «Правила здорового педагога».
Читать еще:  Психологические тренинги для школьников

Предлагаю вашему вниманию «Правила здорового педагога». Чтобы узнать их, выполните задание: дополните фразу недостающими словами.

1) Спокойствие, только ____________! (Спокойствие)

2) Выходите из дому только с _________сумочкой! (Дамской)

3)__________сон — важное условие твоего здоровья. (Крепкий)

4) _____________ ___________прежде, чем полюбить ближнего. (Полюби себя)

5) Всю __________ выполняйте только на работе! (Работу)

  1. Упражнение «Посещение зоопарка».

Цель: снятие психического напряжения и психологической усталости, формирование хорошего психологического климата.

Участники разбиваются по парам и встают друг за другом (или в один общий большой круг). Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.

В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев “сбегать” вниз по спине).

Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).

  1. Упражнение «Аплодисменты».

Мы с вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-крепко соединить в аплодисменты.

До новых встреч!

Список используемой литературы:

  1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
  2. Под редакцией Хрящевой Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Серия: психологический тренинг. – СПб.: Издат-во Институт Тренинга, РЕЧЬ, 2001.
  3. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

«Шаги к педагогическому мастерству» Тренинг для учителей

Участники: педагогический коллектив школы

Цель тренинга: стимулировать желание повышать свой профессиональный уровень, активизировать творческий потенциал каждого педагога; повышение самооценки и уверенности в себе и в своих знаниях; подбор оптимальной стратегии профессиональной деятельности; коррекция ложных ожиданий и типичных иллюзий относительно работы.

Задачи: помочь коллегам найти выход из любой ситуации; создать и укрепить имидж успешного специалиста; развивать умение краткой самопрезентации.

Девиз: «Понимать друг друга, уважать, прощать, любить»

Введение.

  1. Активизация внимания участников.

Ведущий читает стихотворение

Я педагог. Завидуй мне любой.

В миру – учителя всегда Пророки.

Им эта роль дарована судьбой,

Дабы не захлестнули их пороки.

Я педагог. И спрос всегда с меня

За все успехи и за все потери:

За поступь наступающего дня,

Что в будущее открывает двери.

  1. Уражнение «Знакомство»

Вед. Прежде чем начать работу, нам необходимо познакомиться. Каждый участник представляется словами :«Не хочу хвастаться, но я…»

Вот мы и узнали больше друг о друге

III. Мозговой штурм «Правила работы в группе»

— Для чего в нашей жизни необходимы различные правила?

— Правила необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды;

— не боялся стать объектом критики и насмешек;

— был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы.

Ведущий. Что бы вы еще предложили?

  1. Сообщение темы, цели, задач тренинга.

Ведущий. Цель нашего тренинга – сформировать уверенность в правильном выборе профессии, учиться действовать и общаться в коллективе, повышать свой профессиональный уровень.

  1. Упражнение «Ожидание»

Раздаются небольшие листы липкой бумаги.

Вед. Напишите, что вы ожидаете от тренинга.

Каждый участник презентует свои записи и прикрепляет их на плакате с изображением песочных часов.

Теоретический блок

«Самое важное условие успешной работы школы,- подчеркивал В.Сухомлинский, — это богатая, разносторонняя интеллектуальная жизнь педагогического коллектива, любознательность, интерес к новому в науке, постоянный интеллектуальный рост, усовершенствование».

Учитель выполняет огромную миссию. Он учит, вдохновляет,зажигает,наполняет смыслом жизни подрастающие поколения.

К личности учителя предъявляется много требований. Среди них можно выделить главные ( без которых невозможно стать высококвалифицированным учителем) и второстепенные ( соответствие которым не является обязательным для педагога, но делает его личностью, способной лучшим образом обучать и воспитывать другую личность). К главным требованиям принадлежат такие: любовь к детям, к педагогической деятельности; широкая эрудиция, педагогическая интуиция; высокий уровень общей культуры и морали, профессиональное владение различными методиками обучения и воспитания детей.

Добавочными являются коммуникабельность, артистичность, хороший вкус и др.

Настоящий учитель должен помнить, что основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам ученик, развитие его личности.

  1. Упражнение «Сказочный вернисаж»

Ведущ. Все мы родом из детства. И всегда с нежностью и любовью вспоминаем сказки, которые слушали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка – не просто самый популярный фольклорный жанр, это родник, который вдохновляет каждого творческого человека. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Каждая группа поочередно вынимает из шкатулки сверток с описанием всем известной сказки. Группа думает над ответом, потом зачитывает описание сказки и свой вариант ответа.

  1. Назовите сказку, в которой разные по своему социальному статусу герои занимали по очереди жилище, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в жилище не вернулся его предыдущий владелец. («Теремок»)
  2. Герой какой сказки постоянно выполняет прихоти своей жены? И как бы он не старался удовлетворить амбиции супруги, она каждый раз повышает уровень требований. В итоге супруги оказываются на начальном этапе удовлетворения собственных требований.

( «Сказка о золотой рыбке»)

  1. В какой известной сказке серая неприветливая личность совершает коварный план убийства двух персон, и только благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? (« Красная Шапочка»)
  2. В какой сказке героиня постоянно и нагло наговаривала на тех, кто делал ей добро? А когда она, чтобы избежать наказания, незаконно овладела чужим жилищем, различные влиятельные личности пытались провести с ней работу по преодолению ее асоциального поведения. Удалось это лишь самому меньшему из всех участников конфликта.
  1. Назовите сказку, в которой повествуется о спортсмене, направляющемся на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, но финал – трагический. Проявив чрезмерно большую самоуверенность, он погибает.
  1. Назовите сказку, в которой главная героиня могла перевоплощаться в различные образы ради своего возлюбленного. Но однажды нерассудительность и импульсивность в поведении привели к длительной разлуке влюбленных. Преодолевая разные преграды, они все-таки соединяют свои судьбы. ( «Царевна лягушка)»

VII. Упражнение «Портрет идеального учителя»

Работа в группах.

1-я группе дается задание создать портрет неудачливого и неуспешного учителя, указав на ошибки и причины такого положения.

2-я группа описывает учителя успешного и создает портрет с преимуществами, благодаря которым он стал успешным.

Каждая группа зачитывает и защищает своего учителя и свой список.

В конце мы выделяем, какие ошибки не следует допускать в своей работе, чтобы не стать плохим учитлем-специалистом, а чему надо учиться чтобы стать успешным педагогом.

Обсуждение.

Конечно, даже и у самого успешного педагога были и кризисы, и поражения, и те факты, которые загоняли его в глухой угол, но не тот учитель успешный, который не допускает ошибок, а тот, кто, сделав ошибку, не опускает рук, а, проанализировав их, смог принять и усовершенствовать их в своей творческой работе с детьми.

Не бойтесь делать ошибки, самое главное – умейте из них выносить для себя правильные выводы.

VIII. Упражнение «Решение педагогических ситуаций»

Вы начали вести урок, все дети успокоились, наступила тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Вы удивленно посмотрели на этого ученика. Он, смотря вам прямо в лицо, заявил: «Мне всегда смешно смотреть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете урок». Как вы отреагируете на это? Выберите и объясните правильный вариант из предложенных ниже.

  1. «Ну и дела!»
  2. «А отчего тебе смешно?»
  3. «Ты что, дурак?»
  4. «Люблю веселых людей»
  5. «Я рада, что создаю для тебя веселое настроение»
  6. Предложите свой вариант ответа

В начале урока или уже после того, как вы провели несколько занятий, ученик заявляет: «Я не думаю, что вы как педагог сможете нас чему-то научить».

  1. «Твое дело – учиться, а не учить учителя»
  2. «Таких, как ты, я , конечно, ничему не научу»
  3. «Может, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
  4. «Ты просто не хочешь учиться»
  5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь»

Один из учеников постоянно нарушает дисциплину. Наконец вы, не вытерпев, приказываете ему покинуть класс.

— А вы не имеете права выгонять меня из класса. Я не выйду,- заявляет ученик.

  1. Настаиваете на своем.
  2. Угрожаете, что класс оставите вы.
  3. Напоминаете ученику, что у него есть не только права, но и обязанности.
  4. Предложите ваш вариант.

IХ. Информационное сообщение.

Педагогическое мастерство учителя – это целеустремленное педагогическое влияние на ученика, который совершает ежеминутно, ежечасно каждый педагог своей личностью, манерой поведения, знанием, общением. Мастерство можно рассматривать как наивысший уровень педагогической деятельности, как проявление творческой активности.

Элементы педагогического мастерства:

  1. Широкая подготовленность, которая помогает определить педагогическую стратегию.
  2. Знание детской психологии.
  3. Знание технологии педагогического влияния на личность.
  4. Коммуникативные способности.
  5. Организаторские умения и навыки.
  6. Эмоциональная стабильность – способность владеть собой, сберечь контроль, независимо от тех причин, которые провоцируют эмоциональный срыв.
  7. Гуманистическая направленность, тоесть проявление способности видеть большое в небольших делах.
  8. Высокая духовная культура педагога как человека и гражданина.

Х. Упражнение «Рюкзак, мясорубка, корзина»

Вед. Вернемся к нашим ожиданиям. Я предлагаю листики с записями ваших ожиданий положить в рюкзак, если вы взяли из этого тренинга для себя что-то новое, в мясорубку – если вам нужно что-то обдумать, и выкинуть в корзину, если считаете, что ничего полезного вы не получили.

ХI. Упражнение «Рука дружбы»

Обведите на своем листе правую руку, подпишите свою фамилию и передайте по кругу своему соседу, где каждый напишет свое пожелание. Упражнение продолжайте до тех пор, пока «своя» рука не вернется к владельцу.

Вед. Наше занятие подошло к завершению. Благодарю всех за активное участие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector