Hsrs.ru

Самоучители онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры для завершения тренинга

Игры для завершения тренинга

Как мы знаем, у любого явления нам лучше всего запоминаются начало и окончание. Так и в тренинге, эти знаковые этапы имеют большое значение. Если яркое начало оказывает прямое влияние на динамику тренинга и степень активности участников, то его окончание имеет не менее важную роль: именно в этот момент участники осознают итоги дня, оценивают его и выносят суждение о степени его ценности. Кроме того, хорошо проведенный этап завершения тренинга позволяет создать эффект «сжатой пружины» — это тот самый эмоциональный подъем, который остается у участников еще несколько дней и подталкивает их к тому, чтобы начать действовать.

Правила, которые помогут вам завершить тренинг наиболее продуктивно:

Режим труда и отдыха

Обязательно следите за тем, чтобы к концу тренинга у участников остались силы. Если они истощены морально и физически, это может означать только одно – их единственная мысль это «скорее бы попасть домой». Поэтому все самые сложные упражнения ставьте в середине тренинга, а к концу они должны упрощаться. Делайте больше перерывов, чаще проветривайте помещение, давай упражнения, связанные с двигательной активностью. Я не случайно ставлю это правило первым, так как хорошее самочувствие участников является обязательным условием удачного завершения тренинга.

Итоговые упражнения

Проведите финальное упражнение, которое поможет воссоздать структуру полученных знаний и логично завершить тренинг. Это упражнение должно быть простым, веселым и интересным. Вы можете дать задание по типу «Общий рисунок», «Коллаж», «Командная презентация» и другие аналогичные. Эти упражнения хороши тем, что в ходе совместной работы участники делятся друг с другом выводами, размышлениями и приходят к совместному результату. При этом оно простое и веселое, что помогает сбросить напряжение и подготовиться к завершению тренинга.

Подведение итогов

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы вспомнить все, что вы прошли и создать ощущение ценности изученного. Поэтому в завершение тренинга напомните участникам основные блоки, которые вы разобрали, и попросите их озвучить свои впечатления. При этом необходимо правильно сформулировать свой вопрос, дабы направить мысль участников в нужное направление (а вы, как тренер, должны знать, какое главное ощущение от тренинга должно остаться):

  • Польза. Что для вас сегодня было наиболее полезным? Какие блоки пригодятся вам в работе наибольшим образом? Какие полезные способы вы сегодня узнали?
  • Новизна. Что было для вас новым? Какие техники вам запомнились наибольшим образом? Какие приемы вы хотели бы опробовать в ближайшее время?
  • Желание действовать. Какие техники вы примените в ближайшее время? Что сможете использовать даже завтра? Что вы хотите еще попрактиковать?

При этом вопросы должны быть достаточно конкретными и обращенными к личному опыту каждого участника. Используйте формулировки «что для ВАС было полезным», «что именно ВЫ возьмете в работу». Это поощряет участников давать более развернутые ответы. Не принимайте ответы в общей форме «все было хорошо, спасибо». Обязательно задайте участнику уточняющие вопросы. Старайтесь избегать использования слова «нравится». Не радуйтесь, если ваши участники рассказывают, как им «понравилось», это слово говорит лишь о том, что: ваши участники вежливые; им было весело; им лень думать об итогах тренинга. Поощряйте рассказывать о том, что именно им запомнилось и почемуименно это. А, как мы помним, проговаривание часто помогает осознанию.

И последняя, но очень важная рекомендация, как завершить тренинг

Завершение нужно проводить на эмоциональном подъеме. От тренера требуется не только структурность, но и способность зарядить энергией группу. Ускоряйте темп общения, ведите его в максимально энергичном стиле и делитесь со своей группой эмоциональным зарядом. Часто тренер, как и все участники, устает к вечеру, ему тяжело собраться, он становится вялым, апатичным, или же наоборот, старается как можно скорее проскочить этот этап и отпустить группу. Однако такой подход может полностью перечеркнуть все потраченные днем усилия, и именно поэтому, крайне важно оставить силы на яркое и позитивное завершение учебного дня.

Тренинг на сплочение коллектива

Тренинговое занятие

Сплочение коллектива.

Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.

Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

Проведение групповых тренингов является достаточно новой формой работы с коллективом. Использование данной формы способствует повышению уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию.

Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив единомышленников. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат. Желание идти на работу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений на рабочем месте. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты труда каждого педагога и коллектива в целом. Поэтому проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы психолога в организации.

Читать еще:  Контроль над эмоциями тренинг

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тренинговое занятие «Мы вместе»

Цель: сплочение коллектива и построение командного взаимодействия.

Задачи:

  • формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива;
  • осознание каждым сотрудником своей роли в коллективе;
  • раскрепощение членов коллектива, установление контактов между ними;
  • развитие умения работать в команде;
  • развитие средств эффективного вербального и невербального взаимодействия в коллективе;
  • сплочение коллектива.

Участники: коллектив Центра.

Оборудование: стеклянный шар, шкатулка с зеркалом, тарелка с водой, релаксационная музыка, карточки с незаконченными предложениями, памятки с правилами работы в группе (по количеству участников).

Использованная литература:

  1. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  2. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Ход тренинга

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Звучит расслабляющая музыка.

Вводный этап

Психолог: Сегодня мы с вами примем участие в тренинге под названием «Мы вместе». В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы выработаем свои правила.

  1. Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)
  2. Говорю только за себя. Все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю.
  3. Право говорить и обязанность слушать.
  4. Активность.
  5. Правило «стоп».
  6. Конфиденциальность. Всё, что говорится в группе относительно конкретных участников, остаётся внутри группы.

А теперь давайте выполним упражнение на знакомство.

Упражнение: 3 слова о себе.

Психолог достает стеклянный шар и предлагает с помощью него познакомиться поближе. Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

Основной этап

Психолог: Вот мы с вами и познакомились поближе. А сейчас, закройте пожалуйста глаза.

Цель упражнения: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого участника.

После того как все участники закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки — зеркало)

  1. Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
  2. Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?

Психолог: Итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроения в группе, овладение техникой комплимента.

Психолог произносит слова из стихотворения:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сейчас, мы будем одаривать друг друга комплиментами. Работа будет проходить в парах (ведущий выбирает одного из участников в кругу и обозначает его пару – соседа по правую руку, следующие пары формируются по данному принципу).

Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент от собеседника, но и обязательно сделать ему комплимент в ответ (вернуть комплимент). Комплимент принимается в определенной форме: «Да, это так! А еще я. » (добавляется положительное качество), а затем говорит свой комплимент собеседнику в ответ.

— Галина, ты очень отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

— А у тебя Оля, такие красивые глаза!

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Были ли приятными моменты в упражнении, какие?

Психолог: Вы хорошо справились с заданием. Посмотрим, как вам удастся выполнить новое.

Упражнение «Цепочки»

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Анализ упражнения:

  1. Чем вам понравилось данное упражнение?
  2. Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
  3. Какие трудности вызвало у вас это упражнение?

Психолог: Итак, любой коллектив – это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. С помощью ряда упражнений, мы попытаемся понять как же налажена совместная работа в нашем коллективе.

Упражнение «Давайте построим…»

Цель упражнения: сплочение коллектива, понимание и прочувствование каждого участника.

Ведущий выстраивает всех участников в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. Психолог спрашивает участников, все ли уверены, что находятся в квадрате, открывать глаза можно только после того, как все участники будут уверены. Затем по аналогии можно построить и другие фигуры.

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Что понравилось вам в упражнении?

Упражнение «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развивать взаимопонимание и поддержку в коллективе.

Участники группы по команде психолога закрывают глаза и молча, по очереди (по кругу) передают тарелку с водой друг другу.

В результат, при передачи развиваются способы коммуникации, поиск рук партнеров до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

  1. Что, по вашему мнению, не удалось?
  2. Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать?
  3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?
Читать еще:  Сбор ожиданий на тренинге

Завершающий этап (рефлексия)

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут. Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!» Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тренинга является интересной и продуктивной формой работы с коллективом организации. Он позволяет раскрыть каждого сотрудника, повысить уровень сплоченности в коллективе, научить способам решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе производственного процесса, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру. Тренинг – это возможность для сотрудников отвлечься от работы и расслабиться, пофантазировать, и открыто выразить свои эмоции.

Литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2005. – 196 с.
  2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
  3. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Корвасарского – СПб.: Питер, 2010. – 584 с.
  5. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Приложение 1

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Правила работы в группе

  • Проявлять активность.
  • Слушать друг друга, не перебивать.
  • Быть искренним и открытым.
  • Обсуждать только те процессы, которые происходят в группе в данный момент (принцип «здесь и теперь»).
  • Говорить только от своего лица.
  • Избегать критики при выполнении упражнений.
  • Участник имеет право отказаться от выполнения упражнения, не объясняя причины.
  • Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы (конфиденциальность).

30 ЗАВЕРШАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ТРЕНИНГА

Завершающие упражнения помогают участникам вспомнить то, что происходило на тренинге, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. А также помогают завершить тренинг живой, активной, запоминающейся манере.

1. «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»

2. «ПОКАЖИ ПАЛЬЦЕМ»

3. «ТРОН ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»

5. «РАДУГА МНЕНИЙ»

7. «ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ»

8. «РУКУ ДРУГУ ПРОТЯНИ»

9. «ДОЛГАЯ ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ»

12.«ПИСЬМО САМОМУ СЕБЕ, ЧАСТЬ 2-Я»

13.«НАС С ТОБОЙ ОБЪЕДИНЯЕТ»

14. «ПОЛЕВАЯ ПОЧТА»

16. «ЕЖИК-ЕЖИК, КРОЛИК-КРОЛИК»

17. «ГАДАНИЕ НА ИМЕНАХ»

18.«КОТЯТА В ПАКЕТАХ»

20. «ТЫ МЕНЯ УВАЖАЕШЬ?»

22. «Я ДУМАЮ, ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ. »

24.«ТРЕНИНГ В РИСУНКАХ»

28.«СКАЖИ ВСЕ, ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ»

29.«ФОТОГРАФИЯ НА ПАМЯТЬ»

1. «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»

Традиционный вечерний шеринг может проходить в виде ответов участников на один и тот же вопрос (одни и те же вопросы) тренера. Вопрос этот формулируется разными тренерами по-разному (возможно, и смысловые акценты они расставляют по-разному):

■ «Чему вы сегодня научились?»;

■ «Что нового вы узнали за сегодняшний день?»;

■ «Чем запомнился вам день тренинга?»;

■ «Что вы чувствовали сегодня в ходе нашей работы?»; и т. д.

Вы наверняка обратили внимание, что вопросы в приведенном выше списке касаются различных сфер человеческой активности: поведения, познания и переживания. И если вы задаете вопрос о полученных навыках, вам не стоит ждать, что группа поголовно начнет делиться своими сокровенными эмоциями. Впрочем, даже если вы спросите о чувствах, посетивших их за день, маловероятно, что на этом этапе участники будут говорить о том, что их задело, — к концу дня группа устала, она полна новых знаний и впечатлений и не рвется к детальным разговорам. Если группа пришла к концу дня уставшей, но не пережившей какого-то сильно эмоционального конфликта, вечерний шеринг лучше проводить достаточно бегло, не вдаваясь в мелкие детали. Если эмоциональный всплеск был должным образом отреагирован, возвращаться к нему тоже нет необходимости. Получив от участников группы ответы на свой вопрос, тренер кратко подводит итоги дня.

2. «ПОКАЖИ ПАЛЬЦЕМ»

Участники группы сидят в кругу. Им предлагается поднять вверх руку (пальцы сжаты в кулак, указательный палец вытянут). Тренер называет какое-то качество и просит участников группы указать пальцем на того, кому, по их мнению, данное качество сегодня было свойственно в наибольшей мере. Например: «Кто был самым активным сегодня? Кто добился самого большого прогресса? Кто сегодня удивил?» После того как участники группы определились с выбором, тренеру стоит сделать паузу, чтобы они могли рассмотреть, кто на кого указал. Затем все снова поднимают правые руки вверх и тренер называет следующее свойство. Тренеру нужно основательно продумать смысл вопросов: грамотно сформулированные, они могут предоставить участникам группы необходимую обратную связь. Это упражнение имеет и социомет-рический потенциал; использовать эту возможность или, наоборот, минимизировать ее риск также можно посредством смыслового контроля вопросов

Читать еще:  Правила работы в тренинговой группе

3. «ТРОН ОБРАТНОЙ СВЯЗИ» Это упражнение — модификация известной процедуры «горячий стул». Участники по очереди садятся на отдельно стоящий стул. Можно ставить стул в центр круга, но тогда для некоторых людей сработает дополнительный стрессогенный фактор, поскольку часть группы окажется в неконтролируемой ими зоне — за спиной. Более удачным представляется такое расположение в пространстве, когда стул стоит перед группой, разместившейся полукругом. Итак, участники по очереди занимают место на стулетроне и выслушивают предоставляемую им обратную связь. Обратная связь должна касаться только того, что происходило на группе или имеет отношение к ее работе (ощущения, пожелания, размышления и т. п.). Участник выслушивает то, что ему говорят, молча, не перебивая, не оправдываясь, не споря и т. д.; мы исходим из того, что сказанное — мнение конкретного человека и у каждого есть полное право чувствовать именно то, что он чувствует, и думать именно то, что он думает.

Возможны несколько модификаций процедуры

Вариант 1. Каждый из участников имеет возможность предоставить занявшему трон обратную связь.

Вариант 2. Сидящий на троне сам выбирает тех, от кого он хотел бы получить обратную связь. (Число спикеров оговаривается заранее и не меняется от человека к человеку.)

Вариант 3. Оговаривается не число участников, комментирующих сидящего, а сфера комментариев. Если этим упражнением завершается последний день тренинга, можно сделать процесс более мягким: сидящий на троне выслушивает не обратную связь «о проделанной работе», а добрые пожелания от коллег.

Участникам, сидящим в кругу, предлагается согнуть руки в локтях, направив ладони вперед и вверх. Затем тренер проговаривает инструкцию: «Мысленно возьмите в левую руку все то, что вы сегодня получили от занятия, в правую — то, что было вашим собственным вкладом в работу. И когда я скажу: «Готово!», вы все одновременно соедините руки в громком хлопке и громко скажете: «Да!»» Тренер должен сделать небольшую паузу, прежде чем скомандовать: «Готово!», чтобы у участников группы было время вспомнить события дня и действительно сформулировать для себя то, что они «возьмут в руки», иначе у них останется некомфортное ощущение незавершенности работы. Тренеру нужно быть наблюдательным и интуитивным, чтобы зафиксировать момент готовности группы и не затягивать процесс. Таким образом, процедура проходит в двух звуковых режимах: сосредоточенное молчание, затем громкое одновременное «Да!» с хлопком, и наступившая после этого громкого всплеска тишина. Этот контраст служит эффектным фоном завершения дня. (А совместное действие работает на сплочение группы.) Резкий громкий звук и хлопок в ладоши, кроме того, помогают быстро снять напряжение, копившееся в течение всего дня. Инструкцию можно модифицировать любым целесообразным образом. Например, использовать знание о функциональной асимметрии больших полушарий, предложив участникам группы в правую руку взять идеи, которые они сочли рациональными и будут использовать в своей жизни, а в левую — те позитивные эмоции, которые вызвал у них тренинговый день. Или в левой руке окажется то, что они получили на группе, их опыт, а в правой — их планы на будущее, проистекающие из этого опыта.

5. «РАДУГА МНЕНИЙ»

Для того чтобы сделать процедуру завершения дня более красочной — в прямом и в переносном смысле, — можно воспользоваться цветными карточками. Мы предлагаем задействовать наборы из четырех карточек: зеленой, желтой, красной и синей. Можно использовать как картон с односторонним окрашиванием, тогда вопрос будет напечатан на его цветной стороне, так и более тонкую цветную бумагу. Каждой из карточек на протяжении всех дней тренинга соответствует один и тот же вопрос. Скажем, на зеленой будет написано: «Ваши ощущения от работы», на синей: «Самое ценное приобретение сегодняшнего дня», на красной: «Что бы вы хотели изменить в работе следующих дней», на желтой: «Ваши ожидания относительно следующего дня». Конечно, как цвет и количество карточек, так и записанные на них вопросы могут быть различными. Важно лишь, чтобы эти параметры оставались неизменными на всем протяжении тренинга. Этот опрос проводится анонимно. Участники не зачитывают написанное на своих карточках, а просто отдают их ведущему. Его же задача — ознакомиться с написанным и на следующий день дать слушателям обратную связь. Кроме того, если один из вопросов направлен на выявление моментов, мешающих работе, тренер может учесть замечания членов группы и оптимизировать дальнейшую работу (замедлить или ускорить темп выполнения заданий, предоставлять боль-ше теоретической информации или, напротив, делать больший акцент на практической отработке навыков и т. д.).

Написать отзыв

Ваш отзыв: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо Хорошо

Введите код, указанный на картинке:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector