Hsrs.ru

Самоучители онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вычислительная техника и программирование

Вычислительная техника и программирование

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова”

Дисциплина: ОПД.Ф.07 – Вычислительная техника и программирование

Специальность: 032001.65 – Документоведение и документационное обеспечение управления

Факультет международных отношений, экономики и управления

Кафедра математики и информатики

по дисциплине “Вычислительная техника и программирование”

Кол-во часов по учебному плану — 432

Из них аудиторных часов –144

практических занятий – 72 (час.)

самостоятельная работа – 288 (час.)

экзамен — 3 семестр.

зачет – 4 семестр.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью преподавания дисциплины является изучение основ построения и применения ЭВМ; наиболее общих принципов структурирования данных и преобразования информации; знакомство с языками, системами и современными технологиями программирования, а также с машинными методами оптимизации.

Обучение по данной программе организуется в форме лекционных и практических занятий.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Состояние и тенденции развития ЭВМ.

1.1. Вычислительная техника и вычислительные средства. Начальные понятия.

1.2. Классификация ЭВМ: по принципу действия, этапам создания, по назначению, размерам и функциональным возможностям.

1.3. Большие и малые ЭВМ, суперЭВМ, переносные компьютеры, персональные компьютеры, серверы.

1.4. Тенденции развития вычислительных систем.

ТЕМА 2. Единицы измерения и представление информации в ЭВМ.

2.1. Меры информации: синтаксическая, семантическая, прагматическая.

2.2. Классификация информации. Иерархическая, фасетная, дискрипторная системы. Классификация по различным признакам.

2.3. Кодирование информации.

2.4. Представление информации в ЭВМ.

ТЕМА 3. Архитектура персонального компьютера (ПК).

3.1. Информационно-логические основы построения.

3.2. Функционально-структурная организация.

3.3. Микропроцессоры: типы и структура. Последовательность работы блоков ПК.

3.4. Запоминающие устройства ПК.

3.5. Периферийные устройства: клавиатура, манипуляторы, видеотерминальные устройства и т.д.

3.6. Рекомендации по выбору ПК.

ТЕМА 4. Системное программное обеспечение.

4.1. Программное обеспечение (ПО), характеристика программного продукта, жизненный цикл, защита.

4.2. Структура системного ПО.

4.3. Операционные системы: установка и конфигурация.

4.4. Программы системного обслуживания ПК.

ТЕМА 5. Введение в программирование.

5.1. Офисное программирование: особенности и задачи. Расширение существующих возможностей электронного офиса на примере пакета MS-Office.

5.2. Понятие программы. Программирование как инструмент человеческой деятельности.

5.3. Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические конструкции: присваивание, условные и циклические выражения.

ТЕМА 6. Основы программирования в MS-Excel.

6.1. Объектная модель MS-Excel. Коллекции и основные объекты. Свойства и методы.

6.2. Доступ к данным, расположенных на рабочих листах. Форматирование ячеек с данными.

6.3. Использование макрорекодера для создания макросов форматирования данных.

ТЕМА 7. Построение программ на VBA.

7.1. Общая организация программы на VBA. Процедуры и функции.

7.3. Объявление переменных, констант, массивов.

7.4. Операторы, реализующие основные алгоритмические конструкции.

ТЕМА 8. Работа с диапазонами числовых данных

8.1. Циклические процедуры обращения к данным в одномерных и двумерным массивам на рабочих листах.

8.2. Поиск максимального, минимального и среднего значений в диапазонах.

8.4. Решение задачи о выборе пути с наименьшей стоимостью (задача комивояжера).

ТЕМА 9. Работа с текстовой информацией

9.1. Строковый тип в VBA и его особенности.

9.2. Операции над строками: вычисление длины, инвертирование, поиск подстрок, конкатенация.

ТЕМА 10. Основы визуального программирования

10.1. Введение в технологию офисного визуального программирования

10.2. Понятие формы.

10.3. Событийное управление.

10.4. Разработка пользовательского интерфейса.

10.5. Основные элементы управления: надписи, строки редактирования, списки.

ТЕМА 11. Создание баз данных в MS-Excel.

11.1. Основные понятия баз данных: строки, поля, записи, таблицы.

11.2. Возможности Excel при разработке простейших баз данных.

11.3. Создание базы данных с использованием визуальных средств разработки интерфейса.

3. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Состояние и тенденции развития ЭВМ.

Единицы измерения и представление информации в ПК.

Системное программное обеспечение.

Введение в программирование

Основы программирования в MS-Excel

Построение программы на VBA

Работа с диапазонами числовых данных

Работа с текстовой информацией

Основы визуального программирования

Создание Баз Данных в Ms-Excel

Макарова Н.В. Информатика. Учебник для ВУЗов.

М.: Финансы и статистика.

Макарова Н.В. Информатика. Практикум

М.: Финансы и статистика.

Путилин А.Б. Вычислительная техника и программирование в информационных системах. Учебное пособие для ВУЗов

Туркин Д.Г Вычислительная техника и программирование

Владивосток: Изд-во ДВГТУ

Гарнаев А.Ю. Самоучитель VBA.

Дж. Брукшир Информатика и вычислительная техника

Дональд Э. Кнут. Искусство программирования. Том 1. алгоритмы.

5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ

“Вычислительная техника и программирование”

Кол-во часов по учебному плану – 432 час.

Из них аудиторных – 144 час.

В том числе практических занятий – 72 час.

Состояние и тенденции развития ЭВМ

Технические средства: краткий обзор и назначение; ограничение области применения. Появление ЭВМ, этапы создания, причины успеха. Основные сведения об устройстве ЭВМ. Классификация ЭВМ по принципам действия, назначению, размерам и функциональным возможностям. Типы ЭВМ. Тенденции развития.

Читать еще:  Компьютерное программирование для начинающих

Единицы измерения и представление информации в ЭВМ

Меры информации, классификация мер. Классификация информации. Системы классификации и кодирования.

Представление информации в ЭВМ: системы счисления и формы представления чисел. Варианты представления информации в ПК, поля постоянной и переменной длины, упакованный и распакованный формат. Коды ASCII.

Основы алгебры логики. Логический синтез вычислительных систем. Программное управление ЭВМ: структура и виды команд, состав машинных команд.

Основные блоки ПК и их назначение, структура ПК: микропроцессор и его состав, генератор тактовых импульсов, системная шина, основная память, внешняя память, источник питания, таймер, внешние устройства.

Внутримашинный системный интерфейс, шины расширений, локальные шины. Функциональные характеристики ПК.

Микропроцессоры: общая характеристика, типы, структура. Последовательность работы блоков ПК.

Запоминающие устройства: КЕШ-память, основная память: физическая и логическая структура; внешняя память: логическая структура диска, жесткие и гибкие магнитные диски, дисковые массивы, оптические диски. Сравнительные характеристики запоминающих устройств.

Периферия: клавиатура, манипуляторы, видеотерминальные устройства (видеомониторы, видеоконтроллеры), принтеры (матричные, лазерные, струйные), сканеры.

Выбор ПК: блоки и устройства, принятые в рекламе обозначения.

Вычислительная техника и программирование

Да, действительно схожие специальности, но есть принципиальное различие. Не знаю, если ли оно в программах обучения, но оно есть в терминологии.

«Информатика и вычислительная техника»

Информатика — Наука, изучающая структуру, общие свойства и методы передачи информации, в том числе связанной с применением ЭВМ. Вычислительная техника — соответсвенно, сами ЭВМ

«Информационные системы и технологии»

Информационная система — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию. Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Из этих определений следует, что первая специальность более ориентирована на аппаратную часть вычислительной техники и её низкоуровневое программное обеспечение(железо, операционная система), а вторая — на программную, скорее прикладную(программы общего пользования)

я учусь на факультете Информатики и вычислительной техники на кафедре Автоматизированных Систем Обработки Инфомации и Управления в КПИ, Киевском Политехническом Институте, и Информационные системы и технологии — — моя стезя.
Собственно, выдержка из описания на сайте, дабы не тянуть кота за хвост:

Учебная программа бакалавриата

1. Цикл программирования

Алгоритмизация и программирование. Алгоритмы и структуры данных. Объектно — ориентированное программирование. Объектно — ориентированное моделирование. WEB — технологии и WEB-дизайн. Организация баз данных и знаний. Компьютерная графика. Компьютерные технологии статистической обработки информации. Кросс — платформенное программирование. Технология создания программных продуктов. Операционные системы. Основы WEB-дизайна.

2. Математический цикл

Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Высшая математика. Элементы теории функций комплексного переменного и операционное исчисление. Дискретная математика. Теория вероятностей, вероятностные процессы и математическая статистика. Математические методы исследования операций. Теория алгоритмов. Численные методы. Теория принятия решений. Статистические методы, теория потоков событий.

3. Системно-технический цикл

Системный анализ. Моделирование систем. Технологии распределенных систем и параллельных вычислений. Технологии защиты информации. Проектирование информационных систем. Технологии компьютерного проектирования. Интеллектуальный анализ данных. Методы и системы искусственного интеллекта. Управление IT — проектами. Физика. Электроника и электротехника. Компьютерная схемотехника и архитектура компьютера. Компьютерные сети. Микропроцессорные системы.

Наши выпускники — это специалисты широкого профиля. Объекты их специализации находятся в различных областях деятельности человека — в сферах

бизнеса
Наши выпускники способны решать разнообразные проблемы: от автоматизации бухгалтерского учета к разработке компьютерных сетей и интеллектуальных систем принятия решений. Как системные аналитики, они глубоко понимают сущность сложных процессов взаимодействия различных сфер производственной, гуманитарной и бизнес-деятельности, что дает им преимущества для успешного конкурирования на рынке труда.

Выпускники работают везде, где разрабатывается, внедряется, адаптируется или эксплуатируется программное обеспечение и различные информационные (системные) технологии, в частности, как:

Вычислительная техника и программирование

по теме: «Вычислительная техника и программирование»

Если задана функция y(x), то это означает, что любому допустимому значению х сопоставлено значение у. Но нередко оказывается, что нахождение этого значения очень трудоёмко. Например, у(х) может быть определено как решение сложной задачи, в которой х играет роль параметра или у(х) измеряется в дорогостоящем эксперименте. При этом можно вычислить небольшую таблицу значений функции, но прямое нахождение функции при большом числе значений аргумента будет практически невозможно. Функция у(х) может участвовать в каких-либо физико-технических или чисто математических расчётах, где её приходится многократно вычислять. В этом случае выгодно заменить функцию у(х) приближённой формулой, то есть подобрать некоторую функцию j(х), которая близка в некотором смысле к у(х) и просто вычисляется. Затем при всех значениях аргумента полагают у(х)»j(х).

Читать еще:  Программирование 1 класс

Что касается критерия согласия, то классическим критерием согласия является «точное совпадение в узловых точках». Этот критерий имеет преимущество простоты теории и выполнения вычислений, но также неудобство из-за игнорирования шума (погрешности, возникающей при измерении или вычислении значений в узловых точках). Другой относительно хороший критерий — это «наименьшие квадраты». Он означает, что сумма квадратов отклонений в узловых точках должна быть наименьшей возможной или, другими словами, минимизирована. Этот критерий использует ошибочную информацию, чтобы получить некоторое сглаживание шума. Третий критерий связывается с именем Чебышева. Основная идея его состоит в том, чтобы уменьшить максимальное отклонение до минимума. Очевидно, возможны и другие критерии.

Цель задачи о приближении (интерполяции): данную функцию у(х) требуется приблизительно заменить некоторой функцией j(х), свойства которой нам известны так, чтобы отклонение в заданной области было наименьшим. интерполяционные формулы применяются, прежде всего, при замене графически заданной функции аналитической, а также для интерполяции в таблицах.

Один из подходов к задаче интерполяции — метод Лагранжа. Основная идея этого метода состоит в том, чтобы прежде всего найти многочлен, который принимает значение 1 в одной узловой точке и 0 во всех других. Легко видеть, что функция (1) является требуемым многочленом степени n; он равен 1, если X=Xj и 0, когда X=Xi, i¹j.

Многочлен Lj(x)×Yj принимает значения Yi в i-й узловой точке и равен 0 во всех других узлах. Из этого следует, что (2) есть многочлен степени n, проходящий через n+1 точку (Xi, Yi).

Другой подход — метод Ньютона (метод разделённых разностей). Этот метод позволяет получить аппроксимирующие значения функции без построения в явном виде аппроксимирующего полинома. В результате получаем формулу для полинома Pn, аппроксимирующую функцию f(x):

Техник-программист: плюсы и минусы профессии

Информационные технологии не стоят на месте и беспрерывно усовершенствуются, что ведет к изменениям в технологиях производственных процессов, бизнесе и других сферах деятельности. Становление информационного общества послужило толчком к необходимости наличия специалистов, обладающих соответствующими знаниями. В связи с этим, профессии, связанные с программированием, являются востребованными на современном рынке и абитуриентам, которые еще не определились с выбором будущей профессиональной деятельности, следует присмотреться к данной сфере. В IT-сфере можно выделить достаточное количество специализаций; сегодня предлагаем ознакомиться с профессией «техник-программист».

Общие сведения

Возникновение профессии берет свое начало в середине ХХ века, когда появились первые компьютеры. Раньше большое внимание отводилось обслуживанию оборудования, то с течением времени техник-программист все чаще стал отвечать именно за обслуживание и ввод в эксплуатацию программных скриптов.

Техник-программист – это специалист, в обязанности которого входит выполнение технической работы и участие в разработке исходного программного кода на определенном языке программирования, проведение тестирования ПО и его технического обслуживания.

Технические программисты делятся на три категории:

1 категория – прикладные программисты. Отвечают за разработку программного обеспечения, которое необходимо для работы организации. Например, программист 1С.

2 категория – системный программист. В обязанности такого работника входит разработка операционных систем, интерфейсов для баз данных и работа с сетями. Следует отметить тот факт, что данная категория является достаточно редкой и высокооплачиваемой.

3 категория – Web-программист. Деятельность такого сотрудника состоит в работе с сетевыми ресурсами, а именно глобальными сетями. Он занимается созданием динамических страниц, разработкой web-интерфейсов к базам данных.

Профессиональные навыки:

Технический программист должен обладать такими профессиональными навыками и умениями, как:

  • Уверенное владение языками программирования;
  • Знание различных операционных систем;
  • Наличие навыков работы с программными продуктами и инструментарием программирования;
  • Наличие знаний в области обслуживания баз данных, а также их основных технологий (SQL, DB2, PL/SQL и т.д.);
  • Умение правильно выбрать конфигурацию оборудования или программного обеспечения;
  • Знание технического английского языка для работы с документацией.

Личностные качества:

Человек, который хочет связать свою жизнь с профессией «техник-программист», должен обладать определенными качествами. В таких специалистах особенно ценится:

  • Аналитический склад ума;
  • Умение принимать решения;
  • Склонность к интеллектуальным видам деятельности;
  • Целеустремленность;
  • Умение работать в команде;
  • Внимательность;
  • Аккуратность;
  • Усидчивость;
  • Ответственность;
  • Инициативность.

Достоинства профессии:

  1. Высокий спрос на рынке труда.
  2. Достойная заработная плата.
  3. Наличие карьерного роста.
  4. Творческая профессия.
  5. Возможность постоянно развиваться.
  6. Необязательное наличие высшего образования.
  7. Низкий барьер для входа начинающих специалистов.
  8. Возможность работы удаленно.

Недостатки профессии:

  1. Необходимость следить за тенденциями в IT-сфере и постоянно стремится отвечать выдвигаемым требованиям.
  2. Большие объемы работы.
  3. Сидячая специфика работы.
  4. Ненормированный рабочий день.

Обязанности

В перечень должностных обязанностей техника-программиста входит следующее:

  • Оказывать содействие в проектировании систем обработки данных, а также математического обеспечения производственных процессов;
  • Принимать участие в подготовительных работах и наблюдать за функционированием вычислительных комплексов;
  • Составление схем технологического процесса обработки информации и коммуникации, описание алгоритмов решения задач, написание инструкций и пояснительных записок;
  • Создание программных продуктов, проведение тестирования и устранение недочетов;
  • Осуществление подготовки технических носителей информации, которые предназначены для автоматической загрузки данных в электронно-вычислительную машину, накопления и систематизации полученных показателей, внесения изменений в процесс работы программ;
  • Документирование выполненные работы, а также ведение учета эксплуатации машинного оборудования.
Читать еще:  Программирование начальная школа

Место работы

При поиске работы техник-программист может обращать внимание на следующие вакансии:

  • Наладчик технологического оборудования;
  • Системный администратор;
  • Администратор баз данных;
  • Техник по обслуживанию вычислительной техники;
  • Программист;
  • Вэб-программист;
  • Консультант по продаже и ремонту компьютерной техники.

Что касается непосредственно мест для трудоустройства, то специалист, получивший квалификацию техника-программиста, может найти работу:

  1. В компаниях разработки и внедрения программного обеспечения.
  2. В вычислительных центрах.
  3. В магазинах компьютерной техники.
  4. В сервисных центрах.

Следует отметить, что в первом случае трудоустройства, от специалиста требуют выполнения следующих требований: заниматься разработкой ПО, осуществлять изменения в исходном коде, устранять программные ошибки кода.

Также следует отметить, что приведенный перечень – это лишь начало большого списка мест для трудоустройства программиста. Сейчас на любом предприятии возникает потребность в таких кадрах, поэтому молодой специалист может пробовать предоставлять свои услуги на основе фриланса.

Обучение

Образование техника-программиста подразумевает как среднее специальное образование, так и получение высшего образования соответствующего направления. Подготовка кадров осуществляется по направлению «Программирование в компьютерных системах» (Код специальности: 09.02.03), квалификация – техник-программист.

Либо для поступления в среднее специальное учебное заведение необходимо сдать ГИА по:

Для поступления в высшие учебные заведения необходимо сдать следующее ЕГЭ:

  • Русский язык;
  • Математика;
  • Информатика (физика).

В соответствии с государственными стандартами, подготовка специалиста данного профиля осуществляется с изучением следующих дисциплин:

  1. Основы программирования.
  2. Операционные системы.
  3. Архитектура компьютерных систем.
  4. Теория алгоритмов.
  5. Технические средства информатизации.
  6. Информационные технологии.
  7. Математическое моделирование.
  8. Прикладное программирование.
  9. Внедрение и поддержка программного обеспечения компьютерных систем.
  10. Технология разработки и защиты баз данных.
  11. Инженерная графика.
  12. Моделирование и анализ программного обеспечения.
  13. Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
  14. Безопасность жизнедеятельности и др.

Изучить данные дисциплины и получить диплом о среднем специальном (техник-программист) или высшем образовании (инженер-программист) можно в следующих учебных заведениях:

ВУЗы и академии:

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (стоимость обучения 246 тыс. руб. в год);
  • Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова (стоимость обучения 61 тыс. руб. в год);
  • Курганский государственный университет (стоимость обучения 28,1 тыс. руб. в год);
  • Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (стоимость обучения 36 тыс. руб. в год);
  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (стоимость обучения 70 тыс. руб. в год).

Колледжи и техникумы:

  • Колледж управления и производства (г. Москва, стоимость обучения – 84 тыс. руб. в год);
  • Московский колледж бизнес-технологий (г. Москва, стоимость обучения – 70 тыс. руб. в год);
  • Радиотехнический колледж (г. Санкт-Петербург, стоимость обучения – 50 тыс. руб. в год);
  • Уральский политехнический колледж – Межрегиональный центр компетенций (г. Екатеринбург, стоимость обучения – 31 тыс. руб. в год);
  • Политехнический техникум Саровского физико-технического института – филиала НИЯУ МИФИ (г. Нижний Новгород, стоимость обучения – 45,6 тыс. руб. в год).

Курсы и тренинги:

  • Учебный центр «Код-класс» (г. Москва, стоимость обучения – 25 тыс. руб., срок обучения – 40 часов);
  • Школа программистов «ITMonopoly» (г. Москва, стоимость обучения – 32 тыс. руб., срок обучения – 1 месяц);
  • НОЧУ ДПО «Академия современного программирования» (г. Санкт-Петербург, стоимость обучения – 22 тыс. руб., срок обучения – 2 недели);
  • Образовательный центр «Алеф» (г. Санкт-Петербург, стоимость обучения – 18 тыс. руб., срок обучения – 20 дней).

Заработная плата

Профессия «Техник-программист» на рынке труда пользуется популярность. На многих популярных сайтах для поиска работы имеется большое количество открытых вакансий именно для таких специалистов. Помимо востребованности кадров, положительным фактором является и уровень зарплаты. Так по статистическим данным, показатели оклада для данной профессии составляет:

  • Минимальная – 75,6 тыс. руб.
  • Средняя – 109 тыс. руб.
  • Максимальная – 413,4 тыс. руб.

Если рассматривать заработок специалиста в зависимости от региона ведения профессиональной деятельности, то средние показатели будут немного отличатся и составлять:

  • Москва – 130 тыс. руб.
  • Санкт-Петербург – 109 тыс. руб.
  • Самара – 78 тыс. руб.
  • Екатеринбург – 77 тыс. руб.
  • Новосибирск – 77 тыс. руб.
  • Воронеж – 69 тыс. руб.
  • Ростов-на-Дону – 67 тыс. руб.
  • Казань – 64 тыс. руб.
  • Уфа – 53 тыс. руб.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector