Hsrs.ru

Самоучители онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнение на завершение тренинга

…Делу — венец! Как красиво завершить тренинг

Начало материала о групповой динамики часть 1 и часть 2

Третья стадия – конструктивной работы. Энергия ровная, рабочая стадия, идем к финишу. Энергия не падает. Это рабочая группа. Группа летит к финишу и довольно хорошо работает. Здесь мы даем самую сложную информацию, большие кейсы, сложный материал. Так как они уже смогут это осилить. Они уже между собой все выяснили, они уже слушают тренера и они работают. Есть ли здесь какие-то подводные камни на этой стадии?

Здесь может прорываться, то, что мы не доработали на предыдущих двух этапах, тут могут быть трудные участники, которые еще не угомонились. Или прорываться недовольство, неотработанная стадия групповой агрессии.

Если это происходит, тогда вы спокойно возвращаетесь туда, где «тормознули», и обрабатываете возражения. Поэтому очень важно дать второй стадии, стадии групповой агрессии, проявиться. Не нужно ее бояться, не нужно на участников давить, а дать им высказаться, снять возражения, спросить: «Я ответил на ваш вопрос?», и получить подтверждение, что мы можем двигаться дальше. То есть если вы не проработаете стадию агрессии, она будет постоянно возвращаться и «вставлять палки в колеса».

Можно дать какое-нибудь упражнение для ускорения прохождения групповой динамики, тогда по ходу тренинга меняйте упражнения, давайте модерацию, и пусть они там «выпускают свою энергию» и переводят в мирное русло. Пока они выполняют задание, тренер думает: «Так, здесь я переставил упражнение, у меня есть 15 минут, я пока подумаю, что дальше». Ничего нет страшного в том, что вы корректируйте тренинг по ходу.

Однако, здесь нужно различать «коррекцию» и «идти на поводу у группы».

Когда вы корректируете план действий – вы стратег, и каждое ваше действие ведет к цели, вы проактивны. Но когда вы идете на поводу у группы, то вы проявляете реактивность, у вас нет ориентации на цель. Просто вам сказали: «А мы знаем это …давайте не будем это делать», и тренер послушно кивает головой.

Задачи тренера на рабочей стадии, это направлять и поддерживать участников. Очень важно менять деятельность, чтобы они не уставали. Упражнения чередовать с мини — лекция, и делать по ходу разминки. Они готовы работать, но есть естественная утомляемость, внимание удерживается во время лекции примерно 15-20 минут, поэтому надо давать разные технологии и переключать активности.

На третьем периоде тренер может немного отдохнуть, дать задание группе (кейсы), и контролировать процесс. А в ближе к концу занятий, тренер вновь включает свою энергию, чтобы группа хорошо завершила тренинг – помочь им поставить эмоциональную точку.

И в конце наступает четвертая стадия группы, как говорят психологи в динамической группе, происходит умирание группы. Замечали, что в конце тренинга люди становятся усталыми, им тяжело? Более того, они не хотят расставаться, их не разогнать после 18:00, они долго держат обратную связь. Это реально расставание – они не хотят умирать в этом составе, в этой группе и они тянут время. Подходят к тренеру, задают какие — то вопросы и не уходят. У тренера уже нет сил, а им страшно уйти, потому что несколько часов или дней они были как один организм!

Нам нужно красиво завершить. Красиво поставить им эмоциональную точку, точку поддержки и отпустить с миром! Тренинг закончился – все – вышли и забыли. Здесь все достаточно просто. Главное поставить жирную эмоциональную точку. Помните про эффект края – запоминается самое начало и конец.

Если участники сами хлопают друг другу, спрашивают, когда будет еще тренинг, хорошо делают обратную связь, это хороший эмоциональный маркер. Мы это состояние просто увеличиваем.

Очень важно здесь собрать им чемодан «сухого остатка», чтобы каждый участник сказал, что взял полезного, что будет использовать в работе, что они будут делать в понедельник.

В конце во время обратной связи четко спрашивайте два вопроса:

  • Что было важно вам?
  • Что возьмете с собой в работу?

Очень важен сухой остаток. Можно делать чемодан менеджера. Вы говорите: «Мы сейчас собираем чемодан навыков, умений, открытий …Каждый может положить, то что возьмет с собой с тренинга».

Можно задать вопрос: «Какой самый первый шаг, который вы можете сделать прямо сегодня?» Они говорят: «Я позвоню этому человеку, или напишу эти планы и отправлю e-mail». Тренер должен развернуть в правильном направлении к цели, дать четкую последовательность шагов. То есть им нужно дать энергию на посттренинг. Можно дать литературу, материалы (часто спрашивают – что почитать?).

Самое главное в конце тренинга – организовать обратную связь.

Участники группы выдыхаются, им тяжело, и здесь тренер больше работает в группу, потому что они устают. Тренер работает много в начале и в конце.

Есть еще прием окончания тренинга и подведения итогов через метафору.

Например, метод сбора ожиданий в начале тренинга, и соответственно в конце подведения итогов. В начале тренинга, я нарисовала большое дерево на фипчарте. И попросила участников написать свои ожидания от тренинга, и наклеить вниз дерева, в корни. В конце тренинга участники переклеивают свои ожидания на ветви дерева – «плоды знаний и тренинга». Для разнообразия, я иногда «сажаю клумбу», или цветник. Для этого нужны красивые яркие стикеры, я купила яркие разноцветные клубнички, звезды, и смайлы. Вообщем, тут ваше творчество, господа тренеры!

Еще вариант эмоциональной точки тренинга — написать пожелания на спине участнка , (прикрепляется лист на спине, и каждый участник анонимно пишет хорошие слова) или складывали в конвертик. То есть способов много, это отдельно — методика, а мы разбираем суть. Энергию можно улучшить, сдобрить, увеличить специальным мероприятием, упражнением. Больше здесь ничего и не придумаешь – главное сухой остаток и эмоциональная поддержка тренера!

Упражнение на завершение тренинга

Как мы знаем, у любого явления нам лучше всего запоминаются начало и окончание. Так и в тренинге, эти знаковые этапы имеют большое значение. Если яркое начало оказывает прямое влияние на динамику тренинга и степень активности участников, то его окончание имеет не менее важную роль: именно в этот момент участники осознают итоги дня, оценивают его и выносят суждение о степени его ценности. Кроме того, хорошо проведенный этап завершения тренинга позволяет создать эффект «сжатой пружины» — это тот самый эмоциональный подъем, который остается у участников еще несколько дней и подталкивает их к тому, чтобы начать действовать.

Правила, которые помогут вам завершить тренинг наиболее продуктивно:

Режим труда и отдыха

Обязательно следите за тем, чтобы к концу тренинга у участников остались силы. Если они истощены морально и физически, это может означать только одно – их единственная мысль это «скорее бы попасть домой». Поэтому все самые сложные упражнения ставьте в середине тренинга, а к концу они должны упрощаться. Делайте больше перерывов, чаще проветривайте помещение, давай упражнения, связанные с двигательной активностью. Я не случайно ставлю это правило первым, так как хорошее самочувствие участников является обязательным условием удачного завершения тренинга.

Итоговые упражнения

Проведите финальное упражнение, которое поможет воссоздать структуру полученных знаний и логично завершить тренинг. Это упражнение должно быть простым, веселым и интересным. Вы можете дать задание по типу «Общий рисунок», «Коллаж», «Командная презентация» и другие аналогичные. Эти упражнения хороши тем, что в ходе совместной работы участники делятся друг с другом выводами, размышлениями и приходят к совместному результату. При этом оно простое и веселое, что помогает сбросить напряжение и подготовиться к завершению тренинга.

Подведение итогов

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы вспомнить все, что вы прошли и создать ощущение ценности изученного. Поэтому в завершение тренинга напомните участникам основные блоки, которые вы разобрали, и попросите их озвучить свои впечатления. При этом необходимо правильно сформулировать свой вопрос, дабы направить мысль участников в нужное направление (а вы, как тренер, должны знать, какое главное ощущение от тренинга должно остаться):

  • Польза. Что для вас сегодня было наиболее полезным? Какие блоки пригодятся вам в работе наибольшим образом? Какие полезные способы вы сегодня узнали?
  • Новизна. Что было для вас новым? Какие техники вам запомнились наибольшим образом? Какие приемы вы хотели бы опробовать в ближайшее время?
  • Желание действовать. Какие техники вы примените в ближайшее время? Что сможете использовать даже завтра? Что вы хотите еще попрактиковать?
Читать еще:  Международный семинар по программированию в долгопрудном

При этом вопросы должны быть достаточно конкретными и обращенными к личному опыту каждого участника. Используйте формулировки «что для ВАС было полезным», «что именно ВЫ возьмете в работу». Это поощряет участников давать более развернутые ответы. Не принимайте ответы в общей форме «все было хорошо, спасибо». Обязательно задайте участнику уточняющие вопросы. Старайтесь избегать использования слова «нравится». Не радуйтесь, если ваши участники рассказывают, как им «понравилось», это слово говорит лишь о том, что: ваши участники вежливые; им было весело; им лень думать об итогах тренинга. Поощряйте рассказывать о том, что именно им запомнилось и почемуименно это. А, как мы помним, проговаривание часто помогает осознанию.

И последняя, но очень важная рекомендация, как завершить тренинг

Завершение нужно проводить на эмоциональном подъеме. От тренера требуется не только структурность, но и способность зарядить энергией группу. Ускоряйте темп общения, ведите его в максимально энергичном стиле и делитесь со своей группой эмоциональным зарядом. Часто тренер, как и все участники, устает к вечеру, ему тяжело собраться, он становится вялым, апатичным, или же наоборот, старается как можно скорее проскочить этот этап и отпустить группу. Однако такой подход может полностью перечеркнуть все потраченные днем усилия, и именно поэтому, крайне важно оставить силы на яркое и позитивное завершение учебного дня.

Упражнение на завершение тренинга

Тренинг для Ведущих Медитаций. Одесса.12-14.10.18

Отношения: свобода и созависимость

Кто Я? Шри Рамана Махарши

Упражнение Какой был тренинг

Упражнение помогает участникам вспомнить то, что происходило на тренинге, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить тренинг живой, активной, запоминающейся манере.

Необходимые материалы: планшетки, бумага формата А4, карандаши.

Время: 15 минут.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и планшетку и должна за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т.д.

После чего они зачитывают полученный список пилагательных.

Обсуждение. Не обязательно. Можно попросить группы прокомментировать интересные идеи, которые они выскажут.

Вариант. Можно попросить группы вместо прилагательных составить список ключевых понятий и терминов, связанных с темой тренинга.
————————————————————
Большой выбор автомобилей и машин, среди которых вы точно что выберете для себя. Вот, например, matiz, отличное решение для дамской машины.

Упражнение Подведение итогов

Упражнение используется для завершения тренинга, дает возможность вспомнить изученное, задуматься над тем, как полученные знания будут применяться в реальной жизни.

Необходимые материалы: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Время: 20 минут.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы, каждая мини-группа получает лист бумаги А3 и свое задание.

Первой группе нужно подготовить выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные на тренинге. Второй группе — комплекс мер, которые могут быть приняты в реальной жизни (на рабочем месте) для того, чтобы максимально использовать полученную информацию. Третьей — какие препятствия могут возникнуть при применении полученной информации в реальной жизни и как эти препятствия преодолеть.

Группам дается 10 минут, чтобы набросать идеи и придумать, как презентовать их группе. Листы А3 можно использовать для того, чтобы сформулировать на них основные пункты, сделать схематические рисунки и т.д.

После этого один представитель от каждой группы презентует всем соображения своей группы.

Обсуждение. Может ли группа добавить что-то к сказанному, с какими идеями участники согласны, а с какими — нет?

——————
Выгодное решение китайские телефоны vertu. Не уступают по качеству — доступны по цене.

Упражнение Изменения

Упражнение используется для подведения итогов тренинга, взаимный контроль участников повышает вероятность того, что полученные знания внедряться ими в реальную деятельность.

Необходимые материалы: карточки из плотной бумаги с размером с визитку, карандаши.

Время: 10 минут.

Размер группы: 6-30 человек.

Описание. Все участники тренинга получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых — облегчить нашу жизнь на рабочем месте. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет у себя на рабочем месте в ближайшую неделю после тренинга».

Каждый надписывает на карточках свое имя и телефон.

Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю созвонятся для того, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные цели.

———————
Для вашей безопасности установка системы видеонаблюдения быстро, качество на самых выгодных условиях в Москве.

Упражнение Вопросы и ответы

Упражнение используется в конце тренинга или его части для того, чтобы вспомнить пройденный материал.

Необходимые материалы: планшетки, клейкие листочки.

Время: 20 минут.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшетку и набор листочков.
Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать максимум вопросов по теме тренинга, каждый вопрос разборчиво написать на отдельном листочке и наклеить на планшетку.
После этого мини-группы меняются планшетками и должны ответить на полученные вопросы.
Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получали и какие ответы на них придумали.

Обсуждение. Тренер может дополнять прозвучавшие ответы.
——————————————————————————-

Полезные ссылки:
темы +для simbian на kalinmob.ru

Упражнение Как использовать

Упражнение проводится в конце тренинга и позволяет участникам подвести итоги и задуматься над тем, как они собираются применить полученные знания в своей повседневной жизни.

Необходимые материалы: бумага, ручки.

Время: 15 минут.

Размер группы: 7-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека. Группа получает следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых — облегчить нашу жизнь на рабочем месте. Но только вы сами можете принять решение о том, что именно и как использовать в реальной жизни и какие изменения вы планируете сделать. После того как вы набросаете идеи, один человек от каждой команды должен будет выступить и рассказать всем о том, что вы придумали».

Каждая мини-группа предлагает свои идеи, после чего от каждой мини-группы выступает один человек, который рассказывает всей группе о том, что придумала его команда.
——————————————————————————-
Это информация для успешной работ вашего бизнеса — аренда сервера и хостинг. Качество гарантировано. А также смотрите условия подключения и бесплатный хостинг для вас.

Упражнение Бесплатные советы

Упражнение проводится в завершающей части тренинга, в результате него каждый из участников получает индивидуальные рекомендации по применению полученных знаний.

Читать еще:  Школьная олимпиада по программированию 2020

Необходимые материалы: Листы бумаги формата А4, карандаши.

Время: 10-30 минут (в зависимости от размера группы).

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Участники тренинга сидят в общем кругу. Каждый участник пишет вверху свое имя, например «Иванов Михаил», после чего каждый лист передается участнику, сидящему справа.

Участник, сидящий справа, в течение одной минуты пишет рекомендации ,которые он мог бы дать человеку, листочек с именем которого он получил.

После этого все листы по команде тренера передаются дальше направо. Следующий сосед добавляет свои рекомендации.

Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит назад свой собственный лист с написанными на нем рекомендациями от каждого члена группы.

Вариант. Имя написать на обратной стороне и рекомендации заворачивать, что бы их не было видно.

—————————————————————————————————————————————-Основные законы и стратегии, которые делают бизнес успешными — Стратегический менеджмент. Тренинги и обучение — это путь к успеху.

Упражнение Дерево терминов

Это не просто сорочка мужская оптом, это мужская сорочка оптом от TROY COLLEZIONE. Эти коллекции рубашек не оставят равнодушными ваших клиентов.

Упражнение дает возможность участникам объединить все, что было изучено, в единое целое.

Необходимые материалы: листы ватмана формата А3.

Время: 20-30 минут.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека. Тренер объясняет, что один из способов объединить в единую систему какие-либо новые понятия — это организовать их через укрепление-разукрепление. Например, если мы говорим о столах, то можно вспомнить о деталях (ножки, столешница) либо о более общих понятиях (мебель, предметы домашнего обихода). В свою очередь, каждое из этих понятий можно далее разделить на более частные (столешница — это лак, дерево и т.д.) либо объединить в более общие (мебель — это то, что производит промышленность, либо то, что делает нашу жизнь легче и т.д.).

Тренер предлагает каждой мини-группе построить подобное дерево терминов для ключевых слов данного тренинга (работа в команде, эффективные продажи и т.д.)., стволом которого будет центральная тема тренинга, а ответвлениями — более частные понятия. Рисовать эти понятия не нужно, достаточно изобразить дерево, а термины надписать словами.

Каждая группа получает лист ватмана, на котором за 10 минут должна нарисовать дерево, после чего один человек от каждой группы презентует всем результат групповой работы.

Варианты. Подобное задание можно дать и для лучшего усвоения других тем, например, можно попросить мини-группы подготовить дерево изменений, где центральной темой будет внедрение на рабочем месте знаний, полученных на тренинге, а ветвями — конкретные шаги, которые будут для этого предприняты.

…Делу — венец! Как красиво завершить тренинг

Начало материала о групповой динамики часть 1 и часть 2

Третья стадия – конструктивной работы. Энергия ровная, рабочая стадия, идем к финишу. Энергия не падает. Это рабочая группа. Группа летит к финишу и довольно хорошо работает. Здесь мы даем самую сложную информацию, большие кейсы, сложный материал. Так как они уже смогут это осилить. Они уже между собой все выяснили, они уже слушают тренера и они работают. Есть ли здесь какие-то подводные камни на этой стадии?

Здесь может прорываться, то, что мы не доработали на предыдущих двух этапах, тут могут быть трудные участники, которые еще не угомонились. Или прорываться недовольство, неотработанная стадия групповой агрессии.

Если это происходит, тогда вы спокойно возвращаетесь туда, где «тормознули», и обрабатываете возражения. Поэтому очень важно дать второй стадии, стадии групповой агрессии, проявиться. Не нужно ее бояться, не нужно на участников давить, а дать им высказаться, снять возражения, спросить: «Я ответил на ваш вопрос?», и получить подтверждение, что мы можем двигаться дальше. То есть если вы не проработаете стадию агрессии, она будет постоянно возвращаться и «вставлять палки в колеса».

Можно дать какое-нибудь упражнение для ускорения прохождения групповой динамики, тогда по ходу тренинга меняйте упражнения, давайте модерацию, и пусть они там «выпускают свою энергию» и переводят в мирное русло. Пока они выполняют задание, тренер думает: «Так, здесь я переставил упражнение, у меня есть 15 минут, я пока подумаю, что дальше». Ничего нет страшного в том, что вы корректируйте тренинг по ходу.

Однако, здесь нужно различать «коррекцию» и «идти на поводу у группы».

Когда вы корректируете план действий – вы стратег, и каждое ваше действие ведет к цели, вы проактивны. Но когда вы идете на поводу у группы, то вы проявляете реактивность, у вас нет ориентации на цель. Просто вам сказали: «А мы знаем это …давайте не будем это делать», и тренер послушно кивает головой.

Задачи тренера на рабочей стадии, это направлять и поддерживать участников. Очень важно менять деятельность, чтобы они не уставали. Упражнения чередовать с мини — лекция, и делать по ходу разминки. Они готовы работать, но есть естественная утомляемость, внимание удерживается во время лекции примерно 15-20 минут, поэтому надо давать разные технологии и переключать активности.

На третьем периоде тренер может немного отдохнуть, дать задание группе (кейсы), и контролировать процесс. А в ближе к концу занятий, тренер вновь включает свою энергию, чтобы группа хорошо завершила тренинг – помочь им поставить эмоциональную точку.

И в конце наступает четвертая стадия группы, как говорят психологи в динамической группе, происходит умирание группы. Замечали, что в конце тренинга люди становятся усталыми, им тяжело? Более того, они не хотят расставаться, их не разогнать после 18:00, они долго держат обратную связь. Это реально расставание – они не хотят умирать в этом составе, в этой группе и они тянут время. Подходят к тренеру, задают какие — то вопросы и не уходят. У тренера уже нет сил, а им страшно уйти, потому что несколько часов или дней они были как один организм!

Нам нужно красиво завершить. Красиво поставить им эмоциональную точку, точку поддержки и отпустить с миром! Тренинг закончился – все – вышли и забыли. Здесь все достаточно просто. Главное поставить жирную эмоциональную точку. Помните про эффект края – запоминается самое начало и конец.

Если участники сами хлопают друг другу, спрашивают, когда будет еще тренинг, хорошо делают обратную связь, это хороший эмоциональный маркер. Мы это состояние просто увеличиваем.

Очень важно здесь собрать им чемодан «сухого остатка», чтобы каждый участник сказал, что взял полезного, что будет использовать в работе, что они будут делать в понедельник.

В конце во время обратной связи четко спрашивайте два вопроса:

  • Что было важно вам?
  • Что возьмете с собой в работу?

Очень важен сухой остаток. Можно делать чемодан менеджера. Вы говорите: «Мы сейчас собираем чемодан навыков, умений, открытий …Каждый может положить, то что возьмет с собой с тренинга».

Можно задать вопрос: «Какой самый первый шаг, который вы можете сделать прямо сегодня?» Они говорят: «Я позвоню этому человеку, или напишу эти планы и отправлю e-mail». Тренер должен развернуть в правильном направлении к цели, дать четкую последовательность шагов. То есть им нужно дать энергию на посттренинг. Можно дать литературу, материалы (часто спрашивают – что почитать?).

Самое главное в конце тренинга – организовать обратную связь.

Участники группы выдыхаются, им тяжело, и здесь тренер больше работает в группу, потому что они устают. Тренер работает много в начале и в конце.

Есть еще прием окончания тренинга и подведения итогов через метафору.

Например, метод сбора ожиданий в начале тренинга, и соответственно в конце подведения итогов. В начале тренинга, я нарисовала большое дерево на фипчарте. И попросила участников написать свои ожидания от тренинга, и наклеить вниз дерева, в корни. В конце тренинга участники переклеивают свои ожидания на ветви дерева – «плоды знаний и тренинга». Для разнообразия, я иногда «сажаю клумбу», или цветник. Для этого нужны красивые яркие стикеры, я купила яркие разноцветные клубнички, звезды, и смайлы. Вообщем, тут ваше творчество, господа тренеры!

Читать еще:  Информационные системы и программирование квалификация программист

Еще вариант эмоциональной точки тренинга — написать пожелания на спине участнка , (прикрепляется лист на спине, и каждый участник анонимно пишет хорошие слова) или складывали в конвертик. То есть способов много, это отдельно — методика, а мы разбираем суть. Энергию можно улучшить, сдобрить, увеличить специальным мероприятием, упражнением. Больше здесь ничего и не придумаешь – главное сухой остаток и эмоциональная поддержка тренера!

Завершение работы тренинговой группы

Цель завершающего этапа тренинга – интеграция участниками полученного опыта и анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений, которые произошли с ним в процессе тренинга, а также выстраивание индивидуальных программ действий по применению и закреплению полученных коммуникативных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Для этого на последнем этапе работы группы (последнем занятии) ведущий предлагает участникам игры и упражнение не на получение, а на интеграцию и демонстрацию полученных навыков. Как правило, эти упражнения построены таким образом, что достижение цели в них возможно только при условии активного применения всего полученного опыта. Для этой цели хорошо подходят специально конструируемые тренером под конкретную задачу ролевые игры. При этом

Уровни завершения тренинга (закрытия гештальта):

1. Поведенческий – упражнения на интеграцию навыков.

Последнее упражнение не должно быть сверхсложным, участники обязательно должны получить опыт успешного применения навыка (для положительного эмоционального подкрепления и создания мотивации на продолжение использования и развитие навыков).

2. Воображение ­– медитативные техники.

Используются чаще всего перед последним кругом рефлексии. Целью остается интеграция опыта. Общая канва таких медитативных техник – «мы были чем-то целым, которое сейчас разделяется на отдельные самостоятельные элементы, каждый из которых тем не менее сохраняет все лучшие характеристики целого» (например, «вселенная, распадающаяся на отдельные звезды, каждая из которых продолжает светить другим»).

3. Вербальный – последний круг рефлексии.

Подведение итогов работы: соотнесение исходного и итогового уровней развития навыков; поставленных целей и полученных результатов. Обязательная «привязка» полученного опыта к реальной жизни (где, когда и как участники уже используют полученный опыт; навыки и где, когда и как собираются это делать дальше; что изменилось в их жизни/общении/поведении/взаимоотношениях в результате тренинга). Кроме того, участникам обычно предлагается высказать свое мнение о тренинге в целом, о его возможных негативных аспектах (неоправданных ожиданиях и т.д.); сказать «последнее» слово группе в целом.

4. Ритуальный – процедура прощания.

Самый последний короткий ритуал, обозначающий выход из тренинга – пожать друг другу руки, хором сказать «спасибо» и т.д. Создает у участников чувство завершенности процесса.

В результате все описанных процедур у участников должно появиться чувство завершенности и присвоения результата, что является свидетельством хорошо проведенного тренинга.

7.6. Причины и профилактика психологических травм в ходе тренинга

Психологическая травма — это реакция на значимые для данного человека события, вызывающая длительные эмоциональные переживания и имеющая длительное психологическое воздействие (длительные негативные последствия).

Основными причинами психологических травм в ходе тренинга являются ошибки ведущего:

1. Субъективное отношение ведущего к кому – либо из участников.

2. Собственные неразрешенные проблемы ведущего.

3. Негативные прогнозы на будущее со стороны ведущего.

4. Резкие критические высказывания ведущего по отношению к кому-либо из участников.

5. Незавершённость гештальтов (раскрытие личностной проблемы участника и неспособность ведущего довести ее разрешение до конца)

6. Длительный неразрешенный (неконструктивный) конфликт.

7. Подбор неэкологичных упражнений.

8. Нарушение ведущим этических принципов и др.

Само осознание возможности такого рода ошибок уже является их профилактикой, т.к. заставляет ведущего быть внимательным к тому, что он говорит и делает в группе, и избегать травмирующего поведения. Любая из вышеперечисленных ошибок может быть исправлена непосредственно в ходе работы, если ведущий вовремя обратил на это внимание. Требование к ведущему в этом случае – постоянная рефлексия собственной деятельности.

Кроме вышеперечисленных, нельзя исключать и «случайные» травмы – ситуации, когда какое-либо упражнение задевает прошлый травматический опыт участников. Такая ситуация может возникнуть на любом, даже самом простом и нейтральном упражнении или игре. Профилактика в этом случае – наблюдательность и сензитивность ведущего, его умение вовремя увидеть изменение состояния каждого участника и предпринять необходимые меры. Естественно, ведущий в этом случае должен иметь навыки работы с сильными эмоциональными переживаниями.

Резюме

Таким образом, в процессе ведения группы тренер должен организовывать отдельные этапы процесса, учитывая целый ряд правил и закономерностей.

Так, первое тренинговое занятие включает в себя несколько обязательных этапов (процедур): процедура знакомства, проведение целеполагания, ввод групповых норм и правил, специальные упражнения на разогрев и сплочение группы

Обязательной процедурой в течении всего тренинга, независмо от его формы и вида, является рефлексия (сознательная проработка переживаний) – организация процесса осмысления происходящего (своих чувств, эмоций, стратегий поведения) участниками тренинга.

Рефлексивные вопросы выстраиваются в соответствии с особой логикой и затрагивают цель упражнения, цель конкретного занятия, цель тренинга в целом и индивидуальную цель участника. Чем в большей степени упражнение ориентировано на получение содержательной информации, тем больше времени тратится на его обсуждение.

В процессе своего развития группа может проходить через конфликты. Выделяют следующие типы конфликтов: «группа / ведущий», «группа / лидер», «лидер / ведущий», «группа / отстраняющийся участник», «участник / участник» («подгруппа / подгруппа»). В процессе любого конфликта позиция ведущего – нейтральная. Конструктивное разрешение конфликта способствует развитию группы и личностному росту ее участников.

Особое внимание ведущий должен обращать на завершение работы тренинговой группы. Цель завершающего этапа тренинга – интеграция участниками полученного опыта и анализ и осознание тех изменений, которые произошли с ним в процессе тренинга, а также выстраивание индивидуальных программ действий по применению навыков в реальных жизненных ситуациях и дальнейшему саморазвитию.

Ошибки в работе ведущего могут приводить к психологическим травмам у участников — это реакции на значимые события, вызывающие длительные эмоциональные переживания и имеющие длительные негативные последствия. Профилактика травм основана на наблюдательности и сензитивности ведущего, его умении вовремя увидеть изменение состояния каждого участника и группы в целом и предпринять необходимые меры.

Вопросы для самопроверки

1. Начало новой тренинговой группы: назовите обязательные процедуры на первом занятии.

2. Вопросы для целеполагания с каждым участником группы (перечислите).

3. Приведите примеры проведения целеполагание в нестандартных (творческих) формах.

4. Групповые нормы и правила, их влияние на группу.

5. Назовите основные стандартные тренинговые правила.

6. Опишите способы разогрева группы.

7. Опишите различные подходы к сплочению группы.

8. Что обозначает термин «рефлексия» применительно к тренингу?

9. Приведите примеры рефлексивных вопросов для 4-х уровней целей.

10. Что обозначает термин «обратная связь» применительно к тренингу?

11. Назначение и формы обратной связи на тренинге.

12. Конфликт и его использование в работе с группой.

13. Чем различаются конструктивное и неконструктивное разрешение конфликтов?

14. Перечислите типы конфликтов в тренинговой группе.

15. Назовите их цели, опишите ход каждого типа конфликта и варианты выхода из него.

16. Какова цель завершающего этапа тренинга?

17. Назовите уровни завершения тренинга. Приведите примеры упражнений.

18. Что такое «психологическая травма»?

19. Назовите основные причины травм в процессе тренинга.

20. В чем заключается профилактика психологических травм со стороны ведущего тренинга?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector