Hsrs.ru

Самоучители онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение слепых детей в школе

Особенности обучения слепого ребенка

Ольга Шабанова
Особенности обучения слепого ребенка

Особенности обучения слепого ребенка.

Каким образом можно организовать процесс обучения слабовидящих детей и детей с глубоким нарушением зрения, чтобы он приводил к формированию полных представлений об окружающем его мире?

Восприятие слепого ребенка базируется на тактильно-осязательном и слуховом способах познания, а обучение строится на основе использования рельефно-точечной системы Брайля.

Но слепые дети младшего возраста еще не владеют приемами перцептивных действий, они испытывают трудности в нахождении основных частей даже знакомых им предметов, игрушек, это затрудняет построение целостного образа предмета. Использование метода наглядности в обучении слепых детей, способствует формированию представлений об окружающих предметах.

Наряду с несовершенством осязательных приемов обследования предметов у слепого человека имеются трудности и в пространственной ориентировке.

У ребенка в условиях дефицита сенсорной информации снижается двигательная активность и часто взрослые и сам ребенок,направляют усилия на развитие его речи: читают детские книги, разучивают стихи, тем самым компенсируется развитие через использование речи. В результате развитие ребенка становится дисгармоничным, а знания об окружающем носят формальный характер. Поэтому в первую очередь нужно уделять большое внимание развитию предметной деятельности. Это длительный и трудоемкий процесс. Обучающие задания должны вводиться последовательно и включать преемственность.

Низкий уровень развития пространственной ориентировки снижает эффективность обучения детей со зрительной патологией. Чем раньше начинается развитие ориентировки в пространстве у ребенка с нарушением зрения, тем эффективнее проходит общая реабилитация и подготовка к жизни такого ребенка.

Развитие навыков пространственной ориентировки осуществляется как на уроках русского языка, математики, физкультуры, технологии, так и на специальных занятиях ориентировки в пространстве.

Уроки физической культуры способствуют формированию навыков ориентировки в различных направлениях среди окружающих предметов.

На уроках трудового обучения дети учатся определять форму, величину предметов, их местоположение.

При изучении материала по математике осуществляется сравнение предметов по величине и форме, взаимному расположению, с плоскими и объёмными формами.

У слепых обучающихся начальной школы на всех уроках формируются элементарные пространственные навыки работы с книгой, брайлевским прибором, ориентировки на листе бумаги, на столе.

Слепые дети младшего возраста проявляют большое желание научиться самостоятельно передвигаться и все зависит от тех условий, в которых будет развиваться ребенок. Обучение предполагает использование дифференцированного подхода к обучающимся, учитывать возраст, физическое и психическое развитие.

Важно сформировать у ребенканавыки самостоятельной ориентировки в большом пространстве: территория вокруг школы, игровая площадка у дома. Человеку с нарушением зрения нужно знать, куда он идет, где он находится в каждый момент движения, то есть нужно уметь контролировать свой путь. Таким техническим средством является «Белая трость». При обследовании конкретного маршрута, необходимо научить ребенка технике ходьбы с тростью и одновременно использовать осязательные, слуховые и обонятельные ориентиры.

Особенности обучения и воспитание детей раннего возраста Задачи исследования: Изучить теоретические основы и аспекты: а) методика по изобразительной деятельности; б) методическая литература для.

Особенности обучения Лего-игре детей с ОВЗ При проведении обучения конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО умственно отсталых дошкольников необходимо учитывать следующее:.

Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка. Термин Аутизм 1912г. в психиатрию ввел Блейлер для обозначения одного из самых типичных.

Мультимедийная консультация для родителей «Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника» Мультимедийная консультация для родителей «Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника» Консультация создана с помощью программы.

Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье «У Вас будет ребенок». Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье. Социальный педагог ОКУЗ СДР Котова И. С. В статье отражена.

Особенности обучения дошкольников решению арифметических задач Актуальность темы. Изучение математики в дошкольном учреждении должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Поэтому.

Особенности обучения дошкольников с нарушением интеллекта Особенности обучения дошкольников с ОВЗ (нарушение интеллекта) Специфика обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальной.

Особенности ребенка с задержкой психического развития 1. Темп психического развития Темп психического развития степень быстроты личностных изменений человека. Психика постоянно изменяется.

Памятка «Способы обучения ребенка словам приветствия» Существует несколько способов, которые могут помочь в решении этой проблемы. Личный пример: Каждый день родители, взрослые в семье,люди.

Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию по игрушке Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог,.

Особенности обучения слепого школьника

Особенности обучения

слепого школьника

Школы для слепых, а также слабовидящих детей, являются частью единой государственной системы. Они функционируют на основе принципов специального образования, разработанных для обучения и воспитания школьников, имеющих особые образовательные потребности.

Образовательный процесс в школе выполняет ряд особых задач, которые направленны на восстановление нарушенных или недоразвитых функций, их коррекцию и компенсацию. На этом основании, школа выполняет следующие функции и задачи:

Коррекционно-развивающая составляющая воспитательного и обучающего процесса предусматривает исправление, восстановление или компенсацию нарушенных зрительных функций, сглаживание дефицита познавательной деятельности, поиск существующих возможностей становления личности детей с ограничениями по зрению.

Система коррекционно-педагогической работы в нашей школе со слепыми школьниками направлена на всестороннее развитие ребенка, овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками – при помощи особых методов и приемов коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Главная цель коррекционно-педагогической работы – подготовка ребенка с нарушением зрения к успешному обучению в школе, активной самостоятельной жизни, адаптации в обществе.

Как известно, основными методами обучения являются наглядный, практический и словесный. Конечно, они очень редко применяются изолированно, а, как правило, используются в различных комбинациях друг с другом. Их сочетание и доля каждого зависит от содержания учебного материала и от возрастных особенностей детей.

Применение наглядного метода в обучении слепого ребенка – это прежде всего его знакомство с окружающими предметами с помощью осязания. Таким образом, наглядный метод направлен на формирование представлений ребенка о предметах на основе перцептивной деятельности. В качестве объектов обследования выступают как реальные предметы, так и различные модели, игрушки, выполняющие также роль модели. При этом очень важно, чтобы в игрушке были четко выделены основные свойства объекта.

Дети, поступающие в школу, как правило, не готовы к активному использованию осязания в учебном процессе. Это происходит потому, что в семье не обращалось достаточного внимания на развитие их практического опыта, формирующегося в процессе познания ребенком окружающего мира. Вследствие этого при ощупывании предметов руки у ребенка бывают малоподвижны, пальцы судорожно сжаты, напряжены или, напротив, очень вялы и расслаблены, руки у них часто потеют – все это препятствует полноценному развитию осязательного восприятия.

Кроме того, многие дети не владеют приемами обследования, т.е. не умеют ощупывать предметы, легко к ним прикасаться, затрудняются в выполнении других предметно-практических действий. Этому их приходится специально учить и доводить навыки правильного осязательного восприятия до автоматизма.

В процессе осязательного обследования осуществляется познание различных свойств и признаков предметов: формы, величины, фактуры, температурных изменений.

Знакомство с формой посредством осязания начинается с объемных геометрических фигур: куба, шара. Бруска, цилиндра, конуса. От объемных затем переходим к плоским геометрическим фигурам (круг, квадрат, треугольник и т.д.).

На следующем этапе упражняем ребенка в нахождении знакомых геометрических форм среди контуров окружающих вещей и их частей. Например, крышка стола имеет прямоугольную форму, сиденье стула – четырехугольную, донышко цветочного горшка – круглую и т.д.

Для четкого дифференцирования геометрических форм необходимо варьировать величину и фактуру обследуемых моделей фигур и предметов.

Кроме того, для тренировки мелкой моторики рук используем сортировку различных предметов: бусинки, камешки, ракушки, фишки разных мозаик.

Для развития осязательной чувствительности уделяем особое внимание знакомству и распознаванию поверхностей с различными фактурами: гладкая, шершавая, ворсистая и др. При ознакомлении с фактурой предметов внимание детей фиксируется также и на температурных ощущениях, полученных при восприятии различных материалов. Например, металл – гладкий и холодный, «бархатная» бумага – шероховатая и мягкая.

Другим видом деятельности, способствующим развитию осязания, является занятия аппликацией и лепкой.

Особое внимание уделяется работе с мозаикой, которая направлена на совершенствование координации движений и развития осязания.

Занятия с мозаикой начинаются не с непосредственного конструирования (выкладывания фигур), а с общего ознакомления с назначением и приемами работы с деталями. Важно научить ребенка на ощупь находить нужную деталь (фишку) и вставлять ее в отверстие. При этом указательный палец левой руки находит свободное отверстие на рабочем поле мозаики, а пальцы правой руки берут из коробки фишку и вставляют ее в дырочку, которая находится под указательным пальцем левой руки.

Выкладывание фигур из деталей мозаик способствует освоению ребенком движений сгибания кисти правой руки, а отыскивание отверстий левой рукой подготавливает ребенка к умению контролировать движения правой руки. Все это очень важно для подготовки руки к письму и чтению по системе Брайля.

На уроках коррекции широко применяется такой вид практической деятельности слепых учащихся, как чтение рельефных рисунков. Важную направляющую и уточняющую роль в организации осязательного восприятия рисунков играет слово педагога. Поэтому обследование изображений незнакомых учащимся предметов сочетается с подробными словесными пояснениями, объяснениями или инструкциями педагога.

Читать еще:  Финансы и кредит заочное обучение

Как известно, чтение и письмо в школе для слепых осуществляется с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля, воспринимаемого посредством осязания. Овладение рельефно-точечным шрифтом вызывает у слепых учащихся большие специфические трудности. Письмо по системе Брайля производится на плотной бумаге с целью сохранения точек при многократным прочитывании их руками. Поэтому на накалывание рельефных букв затрачивается много сил.

Таким образом, процесс обучения грамоте незрячих учащихся облегчается и ускоряется при целенаправленном развитии осязания и выработке своеобразных движений рук. А также без индивидуально-дифференцированного подхода и специальной коррекционной работы слепой ребенок будет обречен на неуспех. Но ранняя психолого-педагогическая коррекция позволяет добиться значительных успехов при обучении слепых детей.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

Организационные формы учебной работы со слабовидящими детьми

В связи с повышением уровня общеобразовательной подготовки учащихся и обогащением содержания обу­чения встают сложные вопросы, касающиеся методов и организационных форм обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы При наличии в классе боль­шого количества учащихся учителю приходится изыски­вать наиболее рациональные пути и формы сочетания фронтальной работы с индивидуальными приемами обуче­ния, учитывая при этом особенности развития и усвое­ния знаний каждым отдельным школьником

При обучении слабовидящих детей в общих услови­ях массовой школы в настоящее время определились следующие две основные формы организации учебного процесса:

а) обучение слабовидящих детей в общих условиях с
нормально видящими в одних и тех же классах;

б) обучение слабовидящих детей в созданных для
них при массовой школе специальных классах.

Успех обучения и развития слабовидящих школьни­ков в массовой и специальной школах в значительной мере зависит от применения индивидуальных форм ра­боты с каждым учащимся. Индивидуальный подход к учащимся позволяет своевременно предупредить труд­ности и восполнить пробелы при усвоении знаний. Учи­тывая специфические особенности учащихся с наруше­нием зрения, многие учителя массовой школы применя­ют разнообразные творческие приемы и методы рабо­ты. В результате этого слабовидящие дети не отстают от нормально видящих школьников В классах для сла­бовидящих применяются повышенные нормативы ос­вещенности Классы оборудованы специальными пар­тами для слабовидящих детей. Те, у кого зрение снижено значительно, обучаются по специальным учебникам, пользуются специальным раздаточным материалом.

Для этих детей рекомендуются специальные парты. Со слабовидящими школьниками, испытывающими труд­ности в обучении, в начальных классах систематически ведется индивидуальная работа с привлечением роди­телей (при подготовке домашних заданий).

Можно привести много положительных примеров, иллюстрирующих успешное обучение этих детей в мас­совой школе Однако далеко не во всех случаях дело обстоит благополучно Некоторые из слабовидящих де­тей уже на первом году обучения обнаруживают труд­ности в усвоении знаний

В связи с переходом на новые программы и ускоре­нием темпов изучения учебного материала повышаются требования к психическому развитию и к общеобразо­вательной подготовке детей В этих условиях некоторые слабовидящие дети, особенно первоклассники, испыты­вают трудности в усвоении знаний Это усугубляется тем, что подавляющее большинство из них приходят в школу из семьи, не получив соответствующего дошколь­ного воспитания Как правило, они не владеют приема­ми самостоятельной работы, не умеют правильно поль­зоваться карандашом, ручкой, учебными книгами и учеб­ными принадлежностями, правильно сидеть за партой, обнаруживают неподготовленность к систематическому обучению, трудно ориентируются при письме, чтении, рисовании.

Подготовка слабовидящих детей к школе

Учитывая специфические трудности развития слабо­видящих детей, необходимо организовать работу по подготовке первоклассников с нарушениями зрения к школе. До начала учебных занятий в школе, опираясь на помощь родителей и учащихся старших классов, учителю рекомендуется заготовить специальный разда­точный материал для индивидуального использования его при обучении слабовидящих детей счету, письму, чтению и другим предметам.

До занятий в школе учитель знакомится с личными делами слабовидящих детей, поступающих в 1 класс, с медицинскими справками, а также с семейными усло­виями воспитания. Это поможет найти более правиль­ные формы и приемы работы с каждым отдельным учеником.

За 4—5 дней ло начала учебного года для слабови- первоклассников в школе организуются пропе­девтические занятия (по 2—3 часа в день) с целью выяс­нения особенностей их развития. Эти занятия ставят за­дачей выяснить уровень подготовки детей к школе* умение читать и писать буквы, слоги или слова, считать (в пределе 5), наблюдать, пользоваться связной речью. На занятиях дети рассказывают о том, с чем они стал­киваются в повседневной жизни, в общении со взрослы­ми, передают содержание прочитанных ими-на пропе­девтических занятиях несложных рассказов, состав­ляют из 2—4 предложений рассказ по картинке на основе предварительного наблюдения предметов или живых объектов, например кошки, собаки. Особенно важное значение приобретает выяснение уровня разви­тия у детей фонематического слуха, словарного запаса, правильного понимания значения слов. Важно научить детей до прихода их в школу элементарным приемам организации учебной работы: умению правильно сидеть, пользоваться карандашом, ручкой, кисточкой, закраши­вать контурные картинки. Такая развивающая подготов­ка слабовидящих детей до поступления их в школу зна­чительно облегчит работу учителя

При обучении в школе важно подготовить детей к совместной работе в классном коллективе, привить им элементарные навыки дружбы и товарищества. Некото­рые поступившие в первый класс слабовидящие дети держатся отчужденно от коллектива, иногда обнаружи­вают гегативрое отношение к учителю и своим сверст­никам Эти личностные недостатки некоторых детей не­редко осложняются неправильным отношением к ним со стороны сверстников Иногда нормально видящие одноклассники дают слабовидящим детям разные клич­ки: «очкарик», «косой», «одноглазый» и т п. Это вызы­вает у слабовидящих детей чувство обиды, иногда от­рицательное отношение к учению в школе

Чтобы предупредить возникновение подобного рода ненормальных отношений, учитель с первых же дней пребывания слабовидящих детей в школе создает вок­руг них здоровую обстановку.

Учитель ни в коем случае не должен упрекать уча­щихся с низким зрением за небрежность письма, не­правильное выполнение рисунков, неумение читать и т. п. В большинстве случаев эти трудности обуслоз-

лены неполноценным зрением. Незаслуженный упрек мо­жет вызвать отрицательное отношение к учителю со сто­роны слабовидящего ученика. В случаях трудности чтения, письма, рисования, выполнения изделий учите­лю необходимо своевременно оказать помощь таким дегям.

Индивидуальная работа

В первые же дни обучения детей в школе учитель оп­ределяет основные направления индивидуальной работы с учетом особенностей развития детей. Некоторые учите­ля пытаются восполнить пробелы в знаниях учащихся путем увеличения объема домашних заданий. В боль­шинстве случаев это не дает положительных результатов, приводит к перегрузке учащихся. Как правило, слабови­дящие дети не справляются с большим объемом домаш­них заданий. Увеличение объема домашних заданий вы­зывает у слабовидящих отрицательное отношение к школе.

Индивидуальный подход к детям следует осуществ­лять в основном на уроке. Индивидуальную работу с уча­щимися надо начинать с выяснения того, какие у них имеются пробелы в знаниях и чем они обусловлены. Для этого надо изучить особенности развития и усвоения зна­ний каждого из учащихся.

Для изучения слабовидящих первоклассников на каж­дого из них заводится специальная тетрадь, в которую записываются все медицинские данные, характеризующие состояние зрения, краткая характеристика текущей успе­ваемости, причины и характер возникающих в процессе усвоения знаний трудностей, чем они обусловлены. В тет­ради также записывается, какие меры приняты учителем. К тетради прилагается ориентировочный план индиви­дуальной работы с данным учеником. Следует учитывать, что характер трудностей у разных учеников различен. У одних отмечаются небрежность и графические недостат­ки в письме, у других — трудности фонематического ана­лиза и синтеза, что препятствует овладению грамотой, у третьих трудности отмечаются при овладении счетными операциями или геометрическим материалом. Учителю приходится изыскивать индивидуальные формы работы с каждым учащимся, учитывая особенности развития и специфические трудности усвоения знаний.

На первых этапах обучения большое внимание обра­щается на формирование у учащихся с нарушением зре­ния некоторых организационных навыков. Как известно, многие дети не могут быстро приготовиться к уроку: по­ложить на место учебники и школьные принадлежности, подготовить тетради для письма и т. п. В связи с этим у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, отмечается большая потеря времени на организационные моменты во время урока. Поэтому с первых же дней обу­чения в школе детей следует приучить экономить время, отведенное на организацию работы по подготовке к уроку.

Особенно важно уже на первых порах обучения в школе научить детей бережно обращаться с учебниками и учебными принадлежностями, правильно организовы­вать свре учебное место.

Каждый предмет должен иметь постоянное место, например на определенных местах должны лежать тет­ради, учебники, письменные принадлежности и т. п. Необходимо приучить детей пользоваться закладкой, так как имеющие низкое зрение обычно долго отыски­вают нужную страницу.

Особое внимание следует обратить на правильную по­садку, позу при письме, чтении и выполнении дру­гих видов учебной работы. Неправильная посадка может вести к нарушению осанки и другим недостаткам физи­ческого развития. Во время устных занятий следует тре­бовать от учащихся, чтобы они сидели прямо и слегка опирались на спинку стула, ноги должны лежать на под­ножке парты, руки рекомендуется держать на парте или заложить за спину (во время устных занятий). Некото­рые слабовидящие дети проявляют большую медлитель­ность в своих действиях: они медленно пишут, рисуют. У них отмечаются недостатки двигательной активности на перемене и во время игр. После звонка они медленно выходят из класса и входят в класс. Путем объяснения расположения парт, дверей, рекреаций и показа приемов выхода из класса можно слабовидящих первоклассников научить быстрой ориентации при входе и выходе из клас­са, не наталкиваться на окружающие предметы.

Читать еще:  Обучение директоров школ

Учитель должен изучить задатки и способности каж­дого ученика. Индивидуальная работа предусматривает использование положительных возможностей и способ­ностей учащихся, что помогает создать стойкий интерес

к учению и является важным условием сознательного ов­ладения системой знаний и умений

В зависимости от конкретных задач и условий учебно-воспитательной работы, сообразуясь с возможностями развития каждого школьника, педагог выбирает приемы индивидуального подхода Формы индивидуальной рабо­ты с учащимися изменяются в зависимости от содержа­ния учебного материала, от продвижения того или иного учащегося в овладении системой знаний, от своеобразия зрительных дефектов и компенсаторного развития

Наиболее хорошо успевающим и быстро усваиваю­щим материал учитель дает индивидуальные задания по­вышенной степени трудности, например предлагает про­честь дополнительную литературу, подготовиться к прове­дению какой-либо практической работы в классе или до­ма, изготовить модели с применением несложных расче­тов, измерений и вычислений

В старших классах индивидуальные задания наиболее успевающим ученикам даются в связи с изучением от­дельных учебных предметов в классе или на факульта­тивных занятиях, а также в связи с проведением разли i-ных форм внеклассной работы

При индивидуальном подходе учитывается возрасг, особенности развития учащихся, специфические труд­ности усвоения знаний, работоспособность, утомляемость учащихся, потенциальные возможности компенсаторного развития и формирования личности в целом У слабови­дящих детей могут возникать специфические трудности, обусловленные нарушением зрения Однако эти трудности могут быть преодолены путем применения индивидуаль­ных форм работы и использования специальных методл-ческих приемов

Как незрячие и слабовидящие дети учатся гладить, сдают ЕГЭ и поступают в университет

Как незрячие и слабовидящие дети учатся гладить, сдают ЕГЭ и поступают в университет

Сегодня люди с нарушениями зрения могут ходить в детский сад, учиться в школе, сдавать ЕГЭ, поступать в специализированные вузы и колледжи и выбирать экзамены для поступления. Но возможностей для инклюзивного образования всё ещё не так много. Рассказываем, где и как в России учатся незрячие и слабовидящие дети.

Детские сады: компенсирующие, комбинированные и специализированные

Прежде чем поступить в школу, дети с инвалидностью по зрению, как и все остальные, могут получить место в детском саду. В России существуют специализированные учреждения трёх видов: компенсирующего, комбинированного и специализированные. В первые берут детей, которым сложно успевать за общеобразовательными программами. Это дети с нарушениями зрения, слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, речевыми расстройствами и психологическими заболеваниями. В детсадах комбинированного типа дети с инвалидностью занимаются вместе с другими. В них есть общеобразовательные группы и группы с особыми специализациями, в которых с детьми работают тифлопсихологи, логопеды и тифлопедагоги, проводят занятия на специальных аппаратах для зрения.

Специализированный детский сад для незрячих детей есть, например, на базе московской школы-интерната № 1. В нём дети с трёх лет под присмотром дефектологов и тифлопедагогов готовятся к школе, учатся ориентироваться в пространстве, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность и способность использовать остаточное зрение.

Специальные школы: маленькие классы, учебные квартиры и брайлевский вариант ЕГЭ

После детского сада у родителей есть выбор: отдать ребёнка в специальную школу, учить его дома или пойти в инклюзивную и учиться вместе с детьми без инвалидности.

Большинство выбирает первый вариант, и на это есть немало причин. В специализированных школах используют адаптированные программы и методы обучения, оригинальные учебники и пособия. В классах здесь меньше учеников, а значит, и подход более индивидуальный. Обучение длится не 11, а 12 лет: младших классов целых пять из-за того, что детям приходится учиться читать по Брайлю.

В разных городах России существуют школы-интернаты и коррекционные школы для слепых и слабовидящих детей. Как правило, слабовидящие и тотально незрячие дети обучаются в разных учебных заведениях, так как методы обучения разные.

Педагоги спецшкол стараются создать комфортную и полезную среду для учеников. В некоторых из них даже оборудуют учебные квартиры, где можно отрабатывать навыки, необходимые в повседневной жизни. Детей здесь учат чистить обувь, гладить одежду, готовить еду и делать уборку.

Ещё один жизненно важный навык — это умение ориентироваться в пространстве, которому тоже учат в специальных школах. Самые маленькие пробуют ориентироваться внутри здания, но постепенно они выходят во двор и изучают способы ориентирования на открытом пространстве.

Со старшеклассниками педагоги работают в городской среде, тренируя разные маршруты: в магазин, банк, больницу, поездки на общественном транспорте

Учебный день в такой школе делится на несколько этапов. Сначала дети изучают общеобразовательные предметы, потом отправляются на коррекционные занятия, куда как раз входят ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, гигиена зрения. Оставшееся время можно потратить на творческие мастерские, спортивные секции, вокальные кружки, сделать домашнее задание или отправиться на прогулку.

Педагоги самостоятельно адаптируют под учебный процесс существующие образовательные программы. Они используют учебники со шрифтом Брайля, тактильные пособия и макеты. Для этого в школах есть сотрудники, которые разрабатывают методические материалы, в некоторых учебных заведениях стоят специальные принтеры.

По словам учителей, часто на создание методических пособий приходится тратить личное время, особенно перед экзаменами. Например, задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ часто меняются, прошлогодние брайлевские варианты устаревают, и приходится печатать новые. Кроме того, сотрудники школ готовят наглядные материалы вручную: например, в Верхнепышминской школе-интернате вышивают рисунки для иллюстрации расположения фигур на плоскости.

Для старшеклассников в спецшколах проводят занятия по профессиональной подготовке, где подростки не только могут выбрать будущее дело, но и познакомиться с особенностями рынка труда. В той же Верхнепышминской школе его изучают в игровой форме — там педагоги запустили социальный эксперимент «Деловой город». На первом этапе ученики ходят на мастер-классы юристов, психологов, музыкантов, массажистов и других приглашённых экспертов — в основном успешных людей с инвалидностью. Они выбирают профессию и под присмотром наставников разрабатывают концепцию своего дела, создают бизнес-план, ищут источники финансирования и набирают сотрудников.

На втором этапе в школе моделируют социально-экономическую среду города, и каждый ученик может попробовать себя в роли предпринимателя или клиента. На несколько дней школьники превращаются в сотрудников массажных салонов, кафе, парикмахерских, вокальных студий, экскурсионных бюро и кинотеатров. Они зарабатывают игровую валюту, а прибыль в итоге помогает определить самых успешных.

В специализированные учебные заведения дети не всегда попадают с первого класса. Бывает, что они теряют зрение гораздо позже, в том числе в старших классах

Педагоги помогают таким ученикам адаптироваться и продолжить обучение. Слабовидящим детям с плохим прогнозом тоже рекомендуют поступать в школы, где обучают на Брайле, так как при таком обучении нет нагрузки на глаза.

Инклюзивные школы: слишком много сложностей

В последние годы всё больше говорят об инклюзивном образовании — когда дети, независимо от наличия или отсутствия особенностей развития, учатся вместе. Только в Москве по этой системе сегодня работает более 300 школ. Современное инклюзивное образование — это не только учреждения с коррекционными классами, но и вальдорфские школы, где основной упор делают на развитие творческих способностей ребёнка, а не академических знаний. Ученикам не ставят оценки, поэтому у них отсутствует дух соперничества, нет разделения на лидеров и отстающих — все чувствуют себя единым коллективом.

Считается, что в инклюзивных школах ученики с инвалидностью лучше социализируются и становятся более самостоятельными. Однако многие педагоги считают такой вариант обучения не самым эффективным для детей с нарушением зрения. Методы обучения незрячих и слабовидящих учеников отличаются от обычных: им необходимо постоянное взаимодействие с педагогом и больше времени на усвоение материала, в том числе шрифта Брайля. В инклюзивных классах создать такие условия сложно. Поэтому детям с инвалидностью по зрению рекомендуют посещать инклюзивные занятия во второй половине дня: дополнительное образование, конкурсы и фестивали.

Если родители всё же выбирают путь инклюзии, важно обращать внимание на то, есть ли в школе специалист, обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками в области специальной педагогики и психологии.

В некоторых учебных заведениях используют принципы так называемой обратной инклюзии: в изначально специализированное место набирают детей без инвалидности. Так, например, работают в музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей Армавира и в Российской государственной специализированной академии искусств. По мнению некоторых педагогов, такой способ объединения учеников более продуктивен.

Дальнейшее образование: колледжи и вузы для слабовидящих и незрячих

Окончив школу, незрячие и слабовидящие выпускники школ всё чаще продолжают обучение в училищах, техникумах и вузах. И перед ними снова встаёт вопрос, выбрать обычное или специализированное учебное заведение.

В российской системе профессионального образования есть несколько колледжей, созданных для людей с инвалидностью. Это Курское музыкальное училище-интернат для слепых, Оренбургский государственный экономический колледж-интернат, Новочеркасский технологический техникум-интернат, Кинешемский технологический техникум-интернат, Сиверский техникум-интернат бухгалтеров и другие. В них, как и в спецшколах, создаются более комфортные условия для студентов с нарушением зрения, есть специальное оборудование, а педагоги знакомы с методами обучения людей с инвалидностью.

Читать еще:  Военное обучение после 9 класса

Есть и несколько высших учебных заведений, которые также специализируются на таких студентах. Незрячие и слабовидящие люди учатся в Российской государственной специализированной академии искусств. Кроме того, для них открыты специальности в Московской государственной академии физической культуры, Новосибирском государственном университете, Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена, Челябинском государственном университете.

Вообще, люди с нарушениями зрения могут попробовать поступить в любой вуз. По закону инвалидов детства, I или II группы, а также абитуриентов, получивших инвалидность вследствие военной травмы или заболевания, принимают по особой квоте — за ними закрепляют 10% бюджетных мест.

На вступительных экзаменах незрячему абитуриенту должны предоставить задания, написанные на Брайле, или их должен зачитать ассистент

Слабовидящему человеку при необходимости должны предоставить увеличивающее устройство. Кроме того, абитуриенты с инвалидностью могут выбрать форму вступительных испытаний. Несмотря на то что спецшколы готовят учеников к ЕГЭ, многие их выпускники вместо этого выбирают экзамены в вузе.

Нужно понимать, что далеко не каждый вуз может на должном уровне обучить студента с нарушением зрения. Педагоги могут попросту не иметь опыта работы с такими учениками и из-за этого относиться к ним настороженно. Кроме того, обычно в вузах не бывает специальной литературы — её приходится искать самостоятельно. Да и простейшие удобства, о которых задумываются в специализированных учебных заведениях, здесь отсутствуют.

По закону каждый из преподавателей обязан пройти курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию. Правда, обучение это проводится без отрыва от основной работы и не всегда качественно. Чтобы адаптировать учебный процесс под учеников с нарушением зрения, им приходится готовить электронные конспекты лекций, использовать тифлокомментирование и позволять студентам использовать диктофоны. Поэтому без должной подготовки даже самым лучшим преподавателям бывает трудно работать с незрячими и слабовидящими студентами.

Больше узнать о возможностях для слабовидящих и незрячих детей можно на интернет-площадке «Особый взгляд». Она объединяет тех, кому важны темы инклюзии и зрения: незрячих людей, их близких и родственников, волонтёров, создателей специальных сервисов и программ, работников культуры и офтальмологов.

Обучение слепых детей в школе

И.Е. Туманова, учитель начальных классов высшей категории,

Почётный работник общего образования РФ

ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» г. Иркутск

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ (из опыта работы)

Задачи начального курса обучения грамоте слепого ребёнка состоят в том, чтобы научить детей сознательно читать, грамотно писать, правильно и последовательно излагать свои мысли.

Наряду с задачами, общими для младших школьников, в обучении слепых детей есть и специальная задача – коррекция вторичных дефектов развития, обусловленных отсутствием или глубоким нарушением зрения.

Обсуждаемый вопрос является одним из самых актуальных в тифлопедагогике.

В России, благодаря исторически сложившимся условиям, образовательные учреждения для слепых практически сразу стали использовать рельефно-точечный шрифт Л.Брайля. В 1895г усилиями А. Адлер была открыта первая типография по выпуску учебной и художественной литературы на основе рельефно-точечного шрифта.

На протяжении вековой истории русской тифлологии разрабатывались частные методики, обобщался опыт учителей- практиков школ слепых детей по вопросам изучения системы Брайля.

Известным Российским тифлопедагогом В.К. Рагушиным прослежена цепочка развития и становления Брайльской азбуки для слепых, опубликованы интересные материалы по этому вопросу.

В период обучения грамоте решаются следующие задачи: научить детей правильному чтению и письму рельефно-точечным шрифтом букв, слов и предложений. Для успешного овладения системой Брайля необходимо, чтобы у ребёнка была достаточно развита тактильная чувствительность.

Тактильные рецепторы – мозаически разбросанные чувствительные точки. Чем больше тактильных точек приходится на единицу площади поверхности кожи, тем выше сторона тактильной чувствительности. Наибольшей чувствительностью обладают поверхности кончика языка, носа, шеи, ладоней.

Развивать тактильную чувствительность пальцев необходимо на уроках коррекции мелкой моторики. Это всем известная и очень эффективная работа с крупами разной формы и размера (сортировка круп). Работа с мозаикой, конструктором, бумагой, фольгой, нитками, пластилином, глиной. Составление различных пирамид и узоров из пуговиц, макаронных изделий, природного материала, занятие аппликационной лепкой, чтение рельефных рисунков, массаж, пальчиковая гимнастика и т.д. Всё это развивает и улучшает чувствительность.

Развитая тактильная чувствительность у незрячих детей может в известной мере компенсировать дефект зрения. Благодаря тактильной чувствительности незрячие воспринимают форму, размеры, фактуру предметов, читают точечный шрифт и рельефные изображения (рисунки, чертежи, схемы).

Обучение точечному шрифту начинается с показа правильной посадки за столом, положения головы, тела и движения рук.

Правильным положением головы и тела при письме считается прямое положение, ступни ног и рук у локтей должны иметь точки опоры. Нарушение в положении головы и тела мешают правильным движениям при письме. Важно исключить все лишние движения: непроизвольные вздрагивания кисти рук и пальцев, поддавание левой рукой кисти правой при каждом наколи точки и др.

Далее знакомим детей с письменным прибором Брайля, грифелем, бумагой для точечного письма. Учим, правильно употреблять и хранить письменный прибор, держать грифель (грифель при письме держать перпендикулярно к прибору). Необходим точный подбор грифеля для письма, т.к. неудачно подобранный грифель может повредить руку. Рукоятка грифеля должна быть трапециевидной формы, чтобы оказывать наименьшее давление на пальцы.

Только первое время нужно писать на листах, а в последующем приучать к письму в тетрадях (страниц не более 12). При письме требуем от учеников продуманного и красивого распределения материала. С первого класса приучаем детей, правильно вкладывать бумагу в пробор, максимально использовать место, производя расчет клеток для правильного переноса слов, расположения заголовков.

Начиная с буквенного периода, проводим упражнения, направленное на развитие сохранных органов чувств.

Фонематический слух детей развивается в процессе внимательного слушания обращённой к ним речи учителя, устного членения речи на её составные элементы.

Для развития остаточного зрения учащихся полезно упражнять в определении цвета и формы различных предметов, приучать к восприятию ярких картинок, отчётливых рисунков.

Для развития координации точных и правильных движений, учим детей самостоятельно ориентироваться в помещении, обследовать предметы при помощи осязания и остаточного зрения. Для подготовки руки ребёнка к чтению и письму, учим незрячих детей, ориентироваться на письменном приборе, знакомим с элементами букв. Нумерацией точек при письме и чтении дети овладевают с помощью колодки, изображающей шеститочие посредством выдвижных штифтов (двойной Брайлевский пенал), модели увеличенного шеститочия, кубика с вращающимися частями и т.д. на основе этих пособий знакомим детей с зеркальностью письма по Брайлю. Большую помощь учителю оказывает «прибор прямого чтения», разработанный в 1980 году.

Постепенно дети овладевают процессом письма по системе Брайля. Ориентировка по строчке и клетке облегчается продвижением по строке пальцев левой руки перед грифелем, который держится правой рукой. Пальцы левой руки контролируют движение грифеля внутри клетки и указывают на направление вдоль строки. В письме принимают участие обе руки. Указательный палец левой руки помогает ориентироваться в клетке и находить соседнюю клетку. При наколе точек в буквах нужно соблюдать определённую последовательность (движение по часовой стрелке внутри клетки, начиная с первой верхней точки).

Чтение по Брайлю проводится двумя руками. Важно требовать правильных приёмов при чтении. Двурукое чтение с использованием всех пальцев, расширяет поле восприятия, делает чтение непрерывным. Пальцы рук двигаются по строке слева направо. Недопустима вибрация рук и движение пальцев по буквам сверху вниз. Руки ребёнка должны двигаться спокойно, без нажима на точки. Прикосновение кончиков пальцев к букве должно быть полным, достаточным по продолжительности. Пальцы по отношению к поверхности страницы держатся горизонтально. Правая рука движется впереди левой руки. На середине строки руки ученика расходятся. Правой рукой строка дочитывается до конца, а следующая строчка отыскивается левой рукой. Этой же рукой прочитывается часть первого слова, затем правая рука становится рядом с левой и чтение строки продолжается двумя руками. Тело, голова и ноги должны быть неподвижными.

Важно упражнять детей в чтении небольшого отрывка текста каждой рукой отдельно. Следить, чтобы дети с остаточным зрением читали только руками, а не глазами, т. к. это отрицательно сказывается на состоянии зрения.

В конце букварного периода необходимо учить детей читать грифелем написанный текст. Это даёт возможность учителю контролировать письмо учащихся. В буквенный период нужно обучать детей списыванию с книги слов и предложений. Текст на письменном приборе записывается двумя руками. Ученики читают текст левой рукой, правая рука находится на письменном приборе. Прочитанное левой рукой запоминается, рука возвращается на прибор, и письмо продолжается при участии обеих рук. Нельзя допускать побуквенного копирования, т. е. одновременного чтения левой рукой и записи правой рукой. Во время чтения и письма по Брайлю, ученик не должен вставать для ответа, чтобы не терять то место, на котором остановился.

В результате чёткой, кропотливой, целенаправленной работы учащиеся к концу обучения грамоте овладевают сознательным, правильным и плавным чтением слов и коротких предложений, умеют списать и записать под диктовку короткие тексты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector