Hsrs.ru

Самоучители онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Информационные технологии обучения в вузе

Информационные технологии обучения в вузе;

Информационный поиск в научной и научно-методической ли­тературе, посвященной проблемам информатизации высшего профес­сионального образования (работы Б.С. Гершунского, О.А. Козлова, О.П. Околелова, И.В Роберт, Ю.М. Цевенкова, В.Ф. Шолоховича и др.) показал, что однозначного толкования понятия информацион­ная технология обучения.В различных источниках наряду с данным по­нятием можно встретить такие однопорядковые синонимические вы­ражения как «новые информационные технологии» (НИТ), «техноло­гии компьютерного обучения», «компьютерные педагогические тех­нологии»

Приход в вузы новых аппаратных и программных средств, на­ращивающих возможности компьютера, переход в разряд анахрониз­ма понимания его как вычислителя, постепенно привели к вытесне­нию термина «компьютерные технологии» понятием «информацион­ные технологии». Последние характеризуются средой, в которой осу­ществляются, и компонентами, которые она содержит: техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач); про­граммная среда (набор программных средств); предметная среда (со­держание конкретной предметной области науки, техники, знания); технологическая (методическая) среда (инструкции, порядок пользо­вания, оценка эффективности и др.).

Выделяют два подхода. В рамках первого из них предлагается рассматривать информацион­ную технологию обучения как дидактический процесс, организован­ный с использованием совокупности внедряемых (встраиваемых) в систему обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное соз­дание, передачу, хранение и отображение информационных продук­тов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответст­вии с закономерностями познавательной деятельности обучающихся.В рамках второго речь идет о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные средства.

Под информационной техноло­гией обученияпредлагается понимать дидактический процесс с при­менением целостного комплекса компьютерных и других средств об­работки информации, позволяющий на системной основе организо­вать оптимальное взаимодействие между преподавателем и обучаю­щимися с целью достижения гарантированного педагогического ре­зультата. Следует заметить, что информационная технология обуче­ния может рассматриваться не только как процесс, но и как результат ее проектирования педагогом.

С точки зрения классификации информационных технологий обучения, в которых в качестве основных средств обучения исполь­зуются педагогические программные продукты, несомненный интерес представляет подход, предложенный В.Г. Домрачевым и И.В. Ретин-ской в основу которого положена дидактическая направленность на­званных технологий.

С данных позиций информационные технологии обучения предложено различать: по способу получения знаний; по степени ин­теллектуализации; по целям обучения; по характеру управления по­знавательной деятельностью пользователей в компьютерной обу­чающей программе.

По способу получения знаний предлагается различать деклара­тивные и процедурные способы получения знаний. Технологии декла­ративного типа ориентированы на предоставление и проверку знаний в виде порций информации.

Технологии процедурного типа строятся на основе различных моделей, которые позволяют в ходе учебного процесса по­лучать знания по конкретной изучаемой предметной области.

По степени интеллектуализации информационные технологии обучения условно подразделяются на два вида: системы программи­рованного обучения и интеллектуальные обучающие системы. Систе­мы программированного обучения предполагают получение обучаю­щимися порций информации (текстовой, графической, видео — все за­висит от технических возможностей) в определенной после­довательности и контроль ее усвоения в заданных узлах учебного курса. Интеллектуальные обучающие системы характеризуются такими особенностями, как адаптация к знаниям и особенностям пользовате­лей, гибкость процесса обучения, выбор оптимального учебного воз­действия, определение причин совершаемых ошибок. Для реализации этих особенностей применяются методы и технологии искусственного интеллекта.

По целям обучения информационные технологии предлагается разбить на следующие два вида: обучение навыкам использования конкретных методов в практической деятельности, получение и сис­тематизация различных фактических данных; обучение анализу ин­формации, ее систематизации, творчеству, методике проведения ис­следования.

По характеру управления познавательной деятельностью обу­чающихсяпри работе с педагогическими программными продуктами они разделяются на линейные, разветвленные, ветвящиеся, а также программы, содержащие все указанные признаки — комбинированные.

Информационные технологии и дистанционное обучение в вузе

Информационные технологии обучения – педагогические технологии70, использующие специальные методы, программные и технические средства работы с информацией и предназначенные для создания новых возможностей эффективного достижения дидактических целей (по И. Г. Захаровой). К информационным технологиям обучения относятся все технологии обучения, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, кино-, видеотехнику и др. Современный компьютер интегрирует возможности большинства существующих информационных средств, поэтому компьютерные технологии являются наиболее распространенными среди других видов информационных технологий, применяемых в обучении. Поскольку различие между информационными и компьютерными технологиями носит технический характер, в педагогике допустимо употребление этих понятий как синонимов. Компьютерные технологии обучения – это технологии обучения, в которых основным средством подготовки и передачи информации обучающемуся является компьютер (по Г. К. Селевко). Когда речь идет о конкретной компьютерной технологии обучения, обычно уточняется, какие из возможностей компьютера в ней используются. С позиции информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения заключается в передаче и преобразовании информации. Когда компьютеры стали использоваться в педагогическом процессе, появился термин «новые информационные технологии обучения». В настоящее время характеристика «новые» по отношению к компьютерным технологиям как виду информационных либо не употребляется, либо заменяется характеристикой «современные».

Информационные технологии в педагогическом процессе могут применяться на трех уровнях (Г. К. Селевко). Их характеристика представлена на рисунке 49.

Рис. 49–Уровни применения информационных технологий в педагогическом процессе

Практика применения компьютерных технологий в педагогическом процессе позволила выделить два принципиально различных подхода: один подход связан с изменением организационнойформы педагогического процесса132 (монотехнологии); другой предполагает модификацию структуры учебного занятия при сохранении традиционной формы организации педагогического процесса («проникающие» и «определяющие» технологии).Включение компьютера в учебное занятие предполагает работу со специальными дидактическими компьютерными средствами, по поводу общего названия которых ученые не пришли к единому мнению. В различных источниках их называют по-разному: компьютерные средства обучения, электронные средства обучения, педагогические программные средства, компьютерные учебные программы, обучающие программы, дидактические компьютерные средства и др.

Наиболее общее понятие– педагогические программные средства. Педагогические программные средства (ППС) – компьютерные продукты и системы, специально разработанные или адаптированные для применения в обучении, отражающие содержание некоторой предметной области (по Г.К. Селевко). ППС в большей или меньшей степени реализуют технологию изучения предметной области, обеспечивают условия для осуществления различных видов учебной деятельности130.

Достоинствами компьютера как средства обучения являются высокое быстродействие, алгоритмическая универсальность и наличие памяти, а также возможность управляемости и контролируемости обучения. Его применение позволяет обеспечить объективность, систематичность и оперативность контроля, возможность реализации индивидуализированного контроля при групповых формах обучения. Компьютеризация дает возможность перехода на качественно новый уровень информационного обеспечения учебного процесса. Это обусловлено, в частности, широкими возможностями компьютеров в представлении и обеспечении доступа к информации. Особое значение имеют мультимедийные возможности компьютера: графика, звук, анимация и другие. Они обеспечивают не просто наглядность и доступность изложения, а полисенсорное восприятие учебного материала.

В настоящее время получила распространение когнитивная компьютерная графика, позволяющая визуализировать свойства не только реальных объектов, но даже научных закономерностей, теорий, понятий. Этот аспект использования компьютеров в учебном процессе особенно способствует повышению интереса к изучаемому материалу, усилению мотивации учения. Форма применения компьютера на учебных занятиях определяется его ролью в процессе усвоения учебного материала (рис. 50).

Рис. 50–Роль компьютера в процессе усвоения учебного материала обучающимися

Для обеспечения полного усвоения учебного материала по определенной теме компьютер моделирует действия преподавателя, работающего индивидуально со студентом, при этом компьютер выступает в форме репетитора. В этом случае каждое действие обучающегося находится под контролем компьютерной программы. Создание программ такого уровня сопряжено с определенными трудностями, связанными с диагностикой уровня имеющихся знаний и умений, а также постоянным контролем хода усвоения. В настоящее время на основе искусственного интеллекта создаются принципиально новые интеллектуальные обучающие системы, осуществляющие рефлексивное управление учебной деятельностью.

Если компьютер применяется в форме репетитора для изучения всей учебной дисциплины, то реализуется монотехнология электронного обучения 137. Компьютер также может обеспечивать прохождение обучающимися отдельного этапа учебного занятия, осуществляя при этом одну из следующих функций: оценка текущего уровня знаний; сообщение нового материала; выработка одного или нескольких практических умений; контроль знаний и практических умений и др. В этом случае он используется в форме квазипреподавателя. Применение компьютера в такой форме на занятии эффективно в том случае, если компьютерная программа реализует функции преподавателя на данном этапе учебного занятия быстрее или качественнее, чем это мог бы сделать сам преподаватель. В частности компьютерные программы качественнее «проконтролируют» формирование умений, обеспечат представление нового учебного материала в мультимедийной форме в индивидуальном для каждого обучающегося темпе, объективно и оперативно «оценят» уровень имеющихся знаний и умений. Ход и результативность этапа занятия с применением компьютера в форме квазипреподавателя должны оперативно учитываться преподавателем при проведении остальных этапов учебного занятия.

Читать еще:  Нчоу центр индивидуального обучения и развития

Исследование различных объектов, процессов, явлений,предметных ситуаций на компьютере связано с работой в специализированных средах. При этом изучение реального объекта с помощью его компьютерной модели становится важнейшим инструментом познания. Дополняя и видоизменяя модель, можно добиться полного описания того или иного явления. Использование компьютерных моделей обеспечивает наглядность восприятия материала, позволяет преодолеть трудности, обусловленные сложностью объектов изучения. В этом случае компьютер применяется как моделирующая среда.

В современных условиях применение компьютера как моделирующей среды приобретает глобальное значение. Оно связано не только с моделированием процесса, ситуации или явления, но и с созданием виртуальной модели реальности. Виртуальная реальность, как и объективная, дается человеку через его ощущения в его воображении. Однако если объективная реальность отражается человеческим воображением, то виртуальная реальность целиком и полностью есть плод такого воображения. При имеющемся уровне развития информационных технологий 20 актуальным является вопрос о создании единого виртуального учебного пространства.

Применение компьютера для поддержки процесса усвоения учебного материала и связанных с ним видов деятельности обучающихся имеет несколько аспектов.

Компьютер в форме сервисного средства является источником предоставления студентам информации в электронном виде, выступая мультимедийным аналогом традиционных средств обучения118. Так, это могут быть презентации, сопровождающие и иллюстрирующие объяснение; справочные системы, содержащие иерархически организованный информационно-справочный материал; учебно-методические материалы в электронном виде, электронные хрестоматии, электронные дидактические комплексы и др. Применение компьютера как инструментального средства предполагает, что на этапах учебной деятельности130 определенный вид работы либо отдельные действия осуществляются студентом с использованием компьютера. Это связано с созданием и оформлением учащимися собственных образовательных продуктов: ведением конспектов в электронном виде, компьютерным оформлением рефератов и творческих работ, созданием презентаций выступлений и т.д.

Компьютер в настоящее время широко используется как средство доступа к ресурсам сети Интернет. Глобальная сеть открывает доступ к разнообразной информации, создавая реальные условия для самообразования, расширения кругозора, удовлетворения познавательного интереса и потребностей в дистанционной коммуникации. Информация в Интернете, имеющая дидактическую ценность, находится на самых различных сайтах, она динамична (обновляется, удаляется, теряет актуальность) и не сосредоточена в определенном месте.

Распределенный информационный образовательный ресурс (РИОР) — совокупность ППС71, электронных изданий и другой информации образовательного назначения, представленной в глобальных сетях (Г.К. Селевко). Если компьютер используется обучающимся как средство доступа к РИОР, для поиска различных источников информации в глобальной и локальных сетях, обеспечения телекоммуникационного взаимодействия между удаленными субъектами обучения, то компьютер является в этом случае средством телекоммуникации, или провайдером. Таким образом, формы применения компьютера на учебных занятиях могут быть разнообразными: как специфически педагогическими, связанными с полным или частичным управлением учебно-познавательной деятельностью студента, так и общего назначения, играющими вспомогательную роль в процессе усвоения (рис. 51).

Рис. 51 –Формы применения компьютера на учебном занятии

ППС в процессе усвоения могут иметь комплексное или специальное назначение, либо играть вспомогательную(с точки зрения управления учебно-познавательной деятельностью студента) роль. Авторская классификация ППС (В. Н. Пунчик) в зависимости от роли компьютера в процессе усвоения представлена в таблице 22.

Таблица 22 –Классификация ППС в зависимости от роли компьютера в процессе

Усвоения учебного материала

Использование информационных технологий при обучении в системе образования вуза

Дата публикации: 11.04.2014 2014-04-11

Статья просмотрена: 6261 раз

Библиографическое описание:

Шапиева, М. С. Использование информационных технологий при обучении в системе образования вуза / М. С. Шапиева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 572-574. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10206/ (дата обращения: 13.04.2020).

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии». Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимаются программные, программно-аппаратные и технические средства, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей. К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей, как на локальном уровне так и глобальном [1].

Вот только некоторые процессы в обучении, которые значительно упрощают инновационные технологии:

— получение необходимой информации и повышение уровня знаний;

— систематизация информации, благодаря справочникам и электронным библиотекам;

— отработка различных навыков и умений, проведение удаленных лабораторных экспериментов;

— визуализация информации и ее демонстрация (например, на презентациях);

— проведение сложных расчетов и автоматизация рутинных операций;

— моделирование объектов и ситуаций с целью их изучения;

— обмен информацией между несколькими пользователями, находящимися на большом расстоянии друг от друга [2].

Информационные технологии дистанционного обучения расширили возможности получения образования для людей, которые по тем или иным причинам не могут посещать занятия в аудитории. Данный вид имеет и множество других плюсов:

— Более комфортные условия для самовыражения студентов;

— Гибкость — пройти обучение могут люди, имеющие проблемы со здоровьем, живущие в удаленных районах и т. д.

— Более активная роль учащегося в получении образования, постановке целей, выборе форм и интенсивности занятий;

— Возможность общаться с профессионалами, экспертами высокого уровня, преподавателями и сокурсниками, находящимися даже на другом конце света (групповые проекты, онлайн-дискуссии);

Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на современные информационные технологии. По их мнению, наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую образовательную систему — оптимальное использование мировых информационных ресурсов и глобальной сети Интернет учебными заведениями России. Интернет в наше время считается моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества.

В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании. Использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность; использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности; рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения; использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого; использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, тестирования и диагностики; организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы; использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга; совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только развитию способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

Когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, преподаватель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит преподавателю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к обучению.

Читать еще:  Иннополис университет стоимость обучения

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. Онлайн лекции — это возможность продолжать обучение, находясь в любой точке мира, где есть доступ к сети Интернет. Учащимся не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции. Студентам чтобы послушать онлайн лекции, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. По заранее известному графику online-лекции студенты заходят в систему и в нужное время просматривают видео-лекции и выполняют задания. Таким образом, студент не отстает от учебного процесса. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение — несомненный плюс для студентов которые не могут по состоянию здоровье присутствовать на очных занятиях, для проживающих в труднодоступных местностях, родителей с маленькими детьми [3].

Мобильность — этосвязь с преподавателями, осуществляется разными способами: как online, так и offline. Проконсультироваться с преподавателем с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.

При необходимости использования литературы у студента всегда есть возможность воспользоваться интернет-библиотекой ВУЗа после регистрации на сайте университета, либо он может получать дополнительные учебные материалы по почте от преподавателя.

Современный образовательный процесс в ВУЗе все в большей степени опирается на цифровые и телекоммуникационные технологии, способствующие развитию таких технологий в учебных заведениях. Целями создания виртуальных лабораторий университета являются предоставление возможности использования студентами и преподавателями интерактивных современных учебных и научных методических комплексов нового типа, например, по физике и математике, основанных на информационно-коммуникационных технологиях; обучение студентов методикам создания программного обеспечения учебного и научного назначения для различных областей физики и математики; формирования у студентов ясного представления об имеющихся межпредметных связях и общенаучных категориях [4].

Проведенные исследования подтверждают заключение, что хорошо отработанная система виртуальных лабораторий в существенной степени компенсирует отсутствие прямого контакта с лабораторным оборудованием за счет использования широких возможностей виртуальных установок или приборов. Разработка и внедрение виртуальных лабораторий позволяет перейти на новую ступень преподавания, существенно расширяя диапазон учебных задач и обогащая их современным содержанием.

Перечисленные примеры применения ИТ в процессе обучения являются лишь примерами, а вариативность их использования более обширна в виду стремительного развития самих технологий. Поэтому отличительной чертой современного этапа развития образовательной системы является качественная модернизация всех основных ее компонентов. Интенсивное инновационное обновление образования невозможно без широкого применения новейших информационных технологий. Информатизация образования является одним из приоритетов развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования.

Информационные технологии обучения в вузе

По состоянию на март 2014 года более 96% студентов пользуются Интернетом [3]. Это делает возможным просмотр видеоуроков из любой точки планеты круглосуточно с любого технического устройства, подключенного к сети Интернет:

Обучение студентов путем видеоуроков становится всё более доступным, поэтому важно оценить перспективы данной технологии с 2 сторон:

Видеоурок и его возможности

Видеоурок — это дистанционная форма обучения, с помощью которой можно изменить классическую форму преподавания в вузе, заменив чтение лекций преподавателем у доски на запись этого действия на видеокамеру или выполняемых действий на компьютере с голосом.

Записать видеоурок можно 2 основными способами.

  1. С помощью видео- или фотокамеры либо мобильного телефона со встроенной видеокамерой с разрешением не менее 2 мегапикселей (иначе качество записи будет неудовлетворительным).
  2. С помощью компьютера и специального программного обеспечения для записи рабочего стола и звука (через микрофон компьютера). В таблице 1 представлено сравнение популярных платных и бесплатных программ, отранжированных в порядке убывания цены и субъективного удобства использования автором.

Ранжирование программ для записи видео с рабочего стола компьютера

Windows 2000 и новее

Windows XP и новее

Windows XP и новее

есть бесплатная версия

Windows XP и новее

Weeny Free Video Recorder

Windows XP и новее

Windows XP и новее

30 дней бесплатно, затем — $299

Movavi Screen Capture Studio

Мультиязычный, в т.ч. русский

Windows XP и новее

Мультиязычный, в т.ч. русский

Windows XP и новее

Время записи видеоурока у преподавателя зависит от его опыта работы с компьютером, поскольку кроме подготовки видеофайлов необходимо их смонтировать (обрезать, склеить части в одно целое) и загрузить на видеосервер вуза или на канал вуза в YouTube. Во втором случае вуз экономит на расходах по аренде и обслуживании видеосервера. Пример загруженного на YouTube видеоурока представлен на рис. 1.

Рис. 1. Пример видеоурока, записанного захватом видео с рабочего стола преподавателя и загруженного на YouTube [6].

С помощью платной подписки на канал вуза в YouTube можно предоставлять доступ к видеоурокам только тем студентам, которые оплатили обучение с помощью банковских пластиковых карт (доступна месячная или годовая подписка) [4].

Обучение записи видеоуроков для преподавателей оптимально сделать бесплатным и общедоступным (например, с помощью понятного видеоурока, показывающего технологию записи с помощью видеокамеры или бесплатных программ для записи рабочего стола компьютера), чтобы максимизировать число вовлеченных в создание видеоуроков.

Мотивировать преподавателей на запись видеоуроков может вуз путем премии в фиксированном размере за каждый видеоурок, а также в виде дополнительной надбавки за перенос курса дисциплины в формат видеоуроков.

Эффективность видеоуроков в вузе

Насколько эффективность усвоения информации из видеоурока отличается от классической лекции? В таблице 2 приведен сравнительный анализ видеоурока, вебинара и классического чтения лекции у доски в вузе.

Сравнение видеоурока с другими формами чтения лекций в вузе

Форма чтения лекции

Выгоды для студентов

Выгоды для вуза и преподавателя

Недостатки для студентов

Недостатки для вуза и преподавателя

1. Экономия времени на дорогу к вузу.

2. Возможность просмотра повтора лекции.

3. Возможность планирования времени на обучение.

4. Возможность задать вопрос и получить на него ответ после просмотра видеоурока.

5. Повышение эффективности усвоения информации.

6. Отсутствие необходимости конспектировать получаемую информацию

1. Сокращение затрат на содержание аудиторий (уборка, ЖКУ).

2. Снижение учебной нагрузки преподавателей.

3. Возможность контроля качества читаемых лекций.

4. Экономия времени на повторное чтение лекций.

5. Использование высвобождающегося времени преподавателей для научной работы [1].

1. Нет живого общения с преподавателем и студентами

1. Необходимость обучения отдельных преподавателей записывать видеоуроки [2].

2. Регистрация и контроль студентов, имеющих доступ к видеоурокам

1. Экономия времени на дорогу к вузу.

2. Возможность просмотра записи вебинара.

3. Возможность задать вопрос во время вебинара.

4. Повышение эффективности усвоения информации.

5. Отсутствие необходимости конспектировать получаемую информацию

1. Возможность контроля качества читаемых лекций

1. Нет живого общения с преподавателем и студентами.

2. Невозможно задать вопрос и получить на него ответ после вебинара

1. Технические сложности по организации онлайн-трансляции вебинара через Интернет [5].

2. Привязка трансляции к определенному времени.

3. Обратная связь со студентами

1. Видеть лектора вживую, возможность задать вопрос во время лекции и получить ответ.

2. Живое общение с одногруппниками до и после лекции

1. Возможность варьирования глубиной подачи информации в зависимости от подготовленности студентов

1. Необходимо конспектировать информацию.

2. Получение меньшего объема информации из-за потерь времени при конспектировании.

3. Привязка к определенному расписанию, не учитывая индивидуальных особенностей студентов (свободное время, здоровье, биоритмы и др.)

1. Максимальные расходы на организацию преподавания.

2. Дополнительные затраты времени преподавателя на дорогу к аудитории.

3. Ограниченность размеров аудитории.

4. Нехватка времени, чтобы ответить на все возможные вопросы студентов

Важным достоинством технологии обучения с помощью видеоуроков, загруженных на YouTube, является возможность их комментирования, то есть под экраном видео присутствует соответствующая форма и лента вопросов (комментариев) зрителей и ответов на них. Таким образом, студенты могут консультироваться с преподавателем по вопросам, возникшим после просмотра видеоурока, в любое время в течение семестра. После получения уведомления о появлении вопроса к видео преподаватель может в любое время ответить на него или удалить. Эти вопросы и ответы видны всем зрителям видеоурока, что поможет избежать дублирования возникающих вопросов и ответов на них, то есть экономия времени преподавателя. На рис. 2 представлен интерфейс YouTube взаимодействия студентов и преподавателя по возникающим вопросам с ответами на них.

Читать еще:  Одинцовский мгимо стоимость обучения

Рис. 2. Интерфейс возможностей YouTube задать вопрос к видеоуроку и получить ответ преподавателя на него.

Экономическая эффективность от перехода к обучению в вузе в форме видеоуроков возрастает в зависимости от размеров вуза (числа студентов, форм обучения, преподавателей). Записав видеоурок один раз, можно вести обучение с его помощью у нескольких потоков (заочное, вечернее, дневное отделения) в течение учебного года (по некоторым предметам, например статистика, математика, и несколько лет) путем предоставления доступа к его просмотру нужным студентам. Во время экзаменационной сессии один раз в семестр достаточно проверить усвоение учебного материала из видеоурока с помощью экзамена или зачета в зависимости от предусмотренной учебным планом программы.

Подводя итоги, отметим, что, по мнению автора, основываясь на его практическом опыте обучения с помощью видеоуроков [7], преимущества от перехода к обучению в вузе в форме видеоуроков перекрывают недостатки, а также превосходят в эффективности другие формы обучения — вебинары и чтение лекции у доски в аудитории.

Для более глубокого сравнительного анализа видеоуроков с другими технологиями обучения необходимы дальнейшие исследования на основе экспериментальных данных с применением инструментов финансовой оценки эффективности.

Рецензенты:

Господарчук Г.Г., д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита Института экономики и предпринимательства, г. Нижний Новгород;

Овчаров А.О., д.э.н., профессор кафедры экономики и туризма филиала Сочинского государственного университета в г. Нижний Новгород, г. Нижний Новгород.

Современные информационные технологии в вузовском преподавании

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Современные информационные технологии в вузовском преподавании

Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный

Конец XX – начало XXI века убедительно продемонстрировали, что образование и профессиональная подготовка играют все более значительную роль в обеспечении конкурентных преимуществ государства как в рамках национальной, так и мировой экономики. Совершенствование системы подготовки кадров – реальный путь к стабилизации социально-экономической ситуации, к включению страны в мировое сообщество с развитыми странами. Рассмотрение высшего образования как одного из ключевых элементов развития ставит задачи поиска новых эффективных форм и методов подготовки кадров, позволяющих максимизировать полезные эффекты образовательной деятельности.

Сегодня уже невозможно представить современную систему высшего образования без использования активных методов обучения, в том числе с применением компьютерной техники и глобальных информационных сетей. Для получения оперативной информации, ее переработки и использования недостаточно просто нажимать на клавиши компьютера. Требуется умение эффективного поиска необходимых данных, выбор актуальных и действительно нужных; необходимо уметь их отбирать и систематизировать. Объем навыков, который необходим для получения нужной информации, сегодня не ограничивается простыми операциями пользователя, а требует определенных технических условий и усилий для овладения нужным набором этих навыков. Кроме собственно овладения новой информационной культурой современный специалист должен обладать навыками самостоятельного поиска и анализа требуемых данных, достоверных, адекватных и достаточных для выполнения поставленной передним задачи. Современные методы обучения как раз и должны способствовать формированию подобных навыков у будущего специалиста.

Говоря о новых технологиях преподавания, хотелось бы кратко рассмотреть два их вида, которые могут быть использованы как самостоятельные элементы учебного процесса, так и как комплексная система обучения и проверки знаний.

Первая – это модульные формы обучения, позволяющие повысить степень включенности студента в процесс самостоятельного овладения необходимой информацией и знаниями. Эта форма предполагает повышение ответственности студента за результат собственной работы. Роль преподавателя заключается в постановке ключевых задач по освоению учебной дисциплины, корректировке образовательного пути и проверке полученных студентом знаний.

Вторая — использование возможностей Интернета в учебном процессе. В данном случае речь может идти как о применении методики преподавания, центральной частью которой является использование информационного сайта преподавателя (университета), и как использование возможностей сети в качестве вспомогательного инструмента при модульной форме обучения (рассылка заданий, предоставление выполненных работ, ответы на вопросы, ознакомление студентов с оценками и т.д.).

Задачи, решению которых способствует организация модульного обучения могут быть сформулированы следующим образом:

повышение самостоятельности студентов при освоении материала (индивидуальная работа и групповая);

приобретение и закрепление навыков принятия решений при групповой работе;

закрепление навыков оформления собственных аналитических текстов, презентации материала в аудитории;

формирование навыков ведения дискуссии;

постоянная оценка работы студента со стороны преподавателя, позволяющая активизировать работу студента в течение семестра.

При организации работы по подготовке программы учебной дисциплины и проведении занятий в рамках модульного обучения целесообразно ответить на следующие вопросы:

Сколько модулей следует выделить в курсе (зависит от объема изучаемого материала);

Какие именно виды работы будут выполняться преподавателем и студентами в рамках модуля; Какие задания будут выполнены в каждом модуле;

Какие формы контроля и оценки будут использоваться в каждом модуле;

Сколько времени будет выделено на выполнение каждого задания по модулю;

Какими учебными и методическими материалами будет обеспечен студент;

Как будет организован контакт студента и преподавателя в рамках работы по освоению дисциплины.

Одним из наиболее важных пунктов при модульной форме обучения является создание эффективной и понятной студентам системы оценки их работы в течение всего периода изучения дисциплины. Этот пункт в подготовке модульного обучения является особенно важным и сложным, поскольку не всегда можно определить и задать адекватный уровень оценки по каждому виду работы, выполняемой студентом при изучении учебной дисциплины.

В рамках рассматриваемого направления наиболее часто используются личные странички преподавателей в Интернет (сайты преподавателей), электронные учебники и различные сайты (например, электронные библиотеки, журналы и т.д.) как источник информации. Странички преподавателей в Интернете (персональное сайты) являются источником информации для студентов об организации учебного процесса, содержат некоторое количество ссылок на электронные ресурсы, ссылки на электронные учебники и публикации автора сайта. Электронная почта преподавателя дает возможность общения студента с руководителем, но этот диалог носит прерванный, непостоянный, разорванный во времени характер. Электронные учебники являются в основном вспомогательным элементом в процессе обучения, заменяющим нехватку печатных эквивалентов.

То есть сегодня наиболее популярной и часто используемой функцией Интернета является информационная. Использование сети только в качестве дополнительного источника информации является однобоким и, по сути, не воздействует на учебный процесс. Построение обучения с активным использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов позволит значительно увеличить долю самостоятельной работы студентов и создать максимально комфортный режим работы, как для преподавателя, так и для студентов.

Необходимость применения новейших информационных технологий в вузовском обучении продиктована изменившейся ролью преподавателя в учебном процессе. На сегодняшний день основная задача преподавателя не предоставить студенту информацию, а организовать процесс ее получения и обработки. Полученная в результате совместной деятельности информация становится личным знанием студента, а преподаватель исполняет роль наставника, помогающего студенту в самостоятельной деятельности по освоению знаний.

Создание собственного сайта для преподавателей на сегодняшний день не является невыполнимой задачей, гораздо более серьезного подхода требует специальная разработка курса с использованием Интернет-сайта и формирование комплекта методических материалов для размещения на личной страничке. После проведения вводных лекций преподаватель продолжает руководство процессом самостоятельного внеуадиторного обучения через свой сайт, который служит местом общения преподавателя со студентами. Таким образом, личная страничка преподавателя в Интернете является связующим звеном между ним и студентами, которое дает возможность более рационально построить процесс обучения, скоординировать внеаудиторную работу обучающихся, а также в несколько раз повысить эффективность аудиторных занятий и консультаций.

Внедрение описанных методов обучения (особенно с использованием информационных технологий) хотя и требует больших затрат, как финансовых, так и организационных, но во многом повышают эффективность обучения и позволяют обеспечить конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг. Решение проблемы ресурсного обеспечения может идти через поэтапное, пошаговое или же частичное внедрение новых технологий в процесс обучения.

Те преимущества, которые получают студенты, преподаватели и вуз в целом от использования новых технологий обучения являются стимулом для поиска путей преодоления возникающих в ходе их освоения трудностей.

И. А. Морев « Образовательные информационные технологии».

И. Д Ратманова «Подход к организации информационной поддержки управления ВУЗом».

И.А.Смольникова «Электронные учебно-методические комплексы для будущих учителей информатики, менеджеров и повышения квалификации преподавателей».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector