Hsrs.ru

Самоучители онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шахматы для начинающих читать онлайн

Какой выбрать самоучитель по шахматам?

Автор: Дядя Валера

День добрый, дорогой друг!

Что такое самоучитель по шахматам? Это книга, которая помогает «учиться без учителя». Именно помогает, а не заменяет обучение.

Во избежание иллюзий

Полагаю, вы не хуже меня понимаете, что прочитать книгу и стать шахматным мастером невозможно. Книга, в данном случае самоучитель, — дает знания и отчасти формирует навыки типовых решений. Например, постановка мата одинокому королю.

Полноценный же практический системный навык формируется непосредственно за игрой.

Это я к тому, что обучение шахматам должно включать в себя как теорию, и для начального уровня вполне подходит самоучитель, — так и практику. А также наблюдение за вашей игрой наставника или более сильного игрока.

С другой стороны, голая практика – как езда без руля и ветрил. Соотношение теория/практика должно быть примерно 35%/65% . То есть две трети – практическая игра.

Надеюсь, не слишком вас огорчил. Все сказанное выше для того, чтобы не возникало беспочвенных иллюзий.

Краткий обзор литературы

В этой статье сделан небольшой обзор книг, которые можно считать самоучителями.

Хотел бы обратить внимание : в обзоре только те книги, которые автор этих строк читал или внимательно просматривал и могу рекомендовать . Понятно, что в бескрайнем море шахматной литературы существуют и другие материалы данной тематики.

Итак, начнем наш обзор.

1.Для начинающих

1. Эммануил Шифферс. Самоучитель шахматной игры.1926год

Эммануил Шифферс – выдающийся русский мастер, журналист, живший во второй половине 19 века. Это издание было дополнено Ненароковым и датировано 1926 годом.

Самоучитель состоит из почти 600 страниц и трех частей:

Руководство для начинающих, курс дебютов, и область эндшпиля.

Эта книга – классика обучения шахматам . Методическая основа очень хорошо продумана. Особенную ценность, на мой взгляд, имеет заключительная, третья часть, — об эндшпиле.

Справедливости ради, скажу что довольно объемный раздел о дебютах имеет только относительную ценность. По понятным причинам, за прошедший век и с лишним, дебютная теория ушла далеко вперед.

Отсюда ставлю не высшую оценку с точки зрения ценности книги для современного читателя – 4 балла . Скачать книгу можно здесь

2. Ю.Авербах, М.Бейлин. Шахматный самоучитель. 1970 г.

Эта книга является предвестником «Путешествия в шахматное королевство» , вышедшей несколькими годами позже.

О «Путешествии…» я написал отдельную статью. Все, что сказано о «Путешествии…» по сути справедливо и для самоучителя. Они выдержаны в едином идейном подходе. Повторяться, пожалуй, не стоит.

Моя оценка самоучителя — 4,5 . Скачать можно здесь

3. Д.Нестерова. Учебник шахматной игры для начинающих. 2007г.

Этот учебник по сути тоже самоучитель. По своей структуре похож на книгу Шифферса, однако содержит еще разделы об истории шахмат и «сложные шахматные приемы» (глава 7).

Если вам по душе более «свежие» издания, книга Дарьи Нестеровой к вашим услугам. Вполне добротный материал.

Моя оценка — 4 балла. Скачать книгу можно здесь

4. Панов В.Н. Первая книга шахматиста, 1964 г.

Несмотря на солидный возраст, эта книга, на мой взгляд, — одна из лучших, если не лучшая в своем «жанре» . Содержание вполне типичное для большинства самоучителей, однако есть неоспоримые преимущества:

  • Оптимальное сочетание текста и диаграмм. Часто приходится видеть перекос: или множество диаграмм без пояснении или огромнее простыни неструктурированного текста. В книге Панова одно дополняет другое очень органично.
  • Используются мини-диаграммы, что делает текст компактным и удобным для чтения.

Немного портят книгу идеологические отступления типа «так играл Ленин», однако в то время без этого видимо было нельзя.

Оценка 4.5 . Скачать книгу можно здесь

От самого Фишера

5. Бобби Фишер учит играть в шахматы, 1991 год.

Имя Роберта Фишера в качестве автора книги не может не вызывать интереса.

На самом деле самоучитель начинается со 101 страницы. До этого идет статья Эдуарда Гуфельда о самом Фишере. Кроме того, есть у меня подозрения, что роль Фишера в создании материала не столь велика. В основном постарались соавторы.

В целом книга заслуживает внимания несмотря на «трудности перевода» и некоторую «блеклость» оформления.

Моя оценка 4 балла. Скачать можно здесь

Для самых маленьких

6. Александра Костенюк, Наталия Костенюк. Как научить шахматам. Дошкольный шахматный учебник.2008 год

Полагаю, Александра Костенюк в особых рекомендациях не нуждается. Наталия Костенюк – опытный специалист по дошкольному обучению.

По сути, книга – полноценное методическое пособие для обучения детей 4-7 лет. Материал скомпонован в виде конспектов учебно- игровых занятий.

Все задания в конспектах подготовлены с учетом особенностей детского восприятия, создают позитивный эмоциональный фон и отклик со стороны ребенка.

Если вы хотите самостоятельно обучить ребенка шахматам – эта книга будет весьма кстати. Просто следуйте методике и описанию занятий.

Оценка 4.5. Пятерку не поставил только потому, что это скорее учебно- методическое пособие, чем самоучитель. Скачать можно здесь

2.Следующий уровень

Если вы уже умеете играть в шахматы и имеете какой-то опыт практической игры, рекомендую обратить внимание на следующую книгу:

7. Д.И. Бронштейн. Самоучитель шахматной игры, 1979 год

Эта книга для терпеливых. Давид Ионович Бронштейн – выдающийся шахматист и личность весьма неординарная. Его книгу надо читать внимательно и тогда в больших массивах текста вы сможете вычленить ценные мысли автора.

Основная идея книги: Бронштейн рассматривает шахматную партию, как систему и пытается описать взаимодействие различных элементов этой системы.

Отмечу большое количество текста, к сожалению, не очень структурированного и несколько странные диаграммы, что называется, — на любителя.

Однако, если найти силы все это перелопатить, польза от работы с материалом может быть большей, чем с другими подобными книгами.

Моя оценка 4.5 балла. Скачать можно здесь

Как выбрать книгу?

Многое зависит от вашей ситуации. Начинаете ли вы с нуля, или уже умеете играть, учитесь сами или учите ребенка.

Как видите, 5 баллов я не поставил никому. По разным причинам. Но это сугубо личное мнение автора. Но и меньше 4 тоже не ставлю, все книги заслуживают внимания.

Рекомендую бегло просмотреть несколько книг и выбрать ту, что вам по душе и соответствует вашей ситуации .

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Как можно быстро научиться играть в шахматы 2

Слово «шахматы» в переводе с древнеперсидского языка означает «король умер». Регулярно археологи находят свидетельства того, что в них играли по одним и тем же правилам в Америке, Индии, Японии и Китае. Одним из главных достоинств этой игры является развитие интеллектуальных способностей. Зная несколько правил и принципов, можно быстро научиться играть в шахматы.

Основные понятия

На шахматной доске расположено 64 поля (8 ячеек по горизонтали и вертикали), одну половину из которых составляют белые квадратики, а другую — чёрные. Кроме того, на ней есть несколько основных зон и плоскостей:

  • горизонталь;
  • вертикаль;
  • белая и чёрная диагональ;
  • центр (состоит из четырёх полей);
  • большой центр (16 полей).

Во время игры шахматная доска должна располагаться таким образом, чтобы в правом нижнем углу располагалось белое поле. Белые всегда находятся на позиции А1.

Расположение фигур

Второй ряд составляют исключительно пешки. В первом ряду фигуры располагаются следующим образом: две ладьи ставятся по бокам, следом идут кони по обе стороны, затем — два слона (офицера). Остаётся только два свободных поля, которые должен занять ферзь с королём. Здесь правило будет такое: ферзь ставится на ячейку, соответствующую ему по цвету. Началу игры обязательно предшествует проверка: оба ферзя должны стоять друг против друга.

Особенности нападений

Ладья ходит и атакует исключительно по вертикали либо горизонтали. Слон перемещается по двум диагоналям, на которых находится. В игре два слона одного игрока не пересекаются.

Ферзь является самой сильной фигурой. Он ходит в любых направлениях: по горизонтали, вертикали, по белым и чёрным диагоналям. Король также ходит по любым ячейкам, но зона атаки у него ограничена девятью полями, то есть он передвигается и атакует только по одному шагу в каждую сторону. Конь ходит буквой Г и может перепрыгивать как через свои фигуры, так и через фигуры соперника.

Существует положение «вилка», когда у коня есть выбор в атаке какой-либо из двух фигур. Пешки ходят только по одному полю, назад передвигаться они не могут. Но в начале игры у каждой из них есть возможность сделать два шага за один раз. Все фигуры, за исключением пешки, ходят и бьют по одной и той же траектории. Пешка передвигается прямо и атакует только по диагонали. Назад она ходить не может.

Необычный ход пешкой

У шахматистов есть понятие «взятие пешки на проходе». При этом чёрная пешка находится на поле G6, а белая — на H7, то есть с начала игры ещё не делала никаких перемещений. Она может перепрыгнуть поле H6, которое находится под атакой. Здесь человек, играющий чёрными, вправе пойти на ранее атакуемое поле, забрав позади стоящую пешку на H5. Однако делать это не всегда нужно.

Дебютные принципы

Дебют — это самая первая стадия игры. В него нужно войти хорошо, при этом выполняя основные задачи:

  • грамотно разместить фигуры, чтобы они встали на боевые позиции к середине игры;
  • обеспечить безопасность короля, поскольку он в начале игры довольно уязвим;
  • избегать поспешных ходов ферзём;
  • отдавать приоритет в перемещении коней перед слонами;
  • соединять тяжёлые фигуры;
  • противодействовать планам соперника.

Одним из самых важных принципов, без которого нельзя научиться игре в шахматы, является контроль над центром доски. Любая фигура, находясь здесь, контролирует наибольшее количество полей. Ферзь, пребывая в этой зоне, держит под контролем чуть ли не половину доски и сможет оказать давление в случае появления вражеских фигур. Помимо этого, важно вводить и пешки на эту территорию.

Вторым принципом является развитие фигур, а не солдат. Последние двигаются только для того, чтобы открыть линии. Например, смысл дебюта Е4 лежит в том, чтобы помимо контроля над центром открыть пути для слона и ферзя. Кроме того, типичной ошибкой является перемещение одной и той же фигуры два раза, если на это нет существенной причины. Конечно, всегда есть свои исключения, но основное правило именно такое. Если его проигнорировать, то в дальнейшем для игрока создадутся неприятные угрозы со стороны оппонента.

Вначале королю необходимо обеспечить должный уровень безопасности. Как правило, это осуществляется с помощью рокировки, поэтому её нужно сделать как можно раньше. Это можно проиллюстрировать на примере дебюта под названием «Итальянская партия». Игрок после трёх ходов должен освободить два поля между королём и ладьёй (F1 и G1). Таким образом, в следующем ходе он может спокойно рокировать. Из-за такого манёвра королю вряд ли создадут угрозу в ближайшее время.

Есть два случая, когда рокировку делать нельзя: ранее произведённый ход королём, а также момент, когда был поставлен шах или возникла его угроза.

Третьим принципом является слишком ранее включение ферзя и активное его перемещение. Это связано с тем, что противник может воспользоваться таким поведением для развития своих фигур. Даже если создаются комфортные условия для взятия фигур оппонента, в первую очередь необходимо следовать базовым правилам и производить контроль над центром доски.

Читать еще:  Самоучитель по латыни онлайн

Тяжёлыми фигурами являются две ладьи и ферзь. При взаимодействии друг с другом они осуществляют сильную совместную игру, а находясь на одной линии, оказывают себе взаимную защиту.

Стремясь к осуществлению этих принципов, игрок будет встречать сопротивление противника. В то же время необходимо самому наблюдать и предугадывать, какие идеи хочет воплотить соперник, и всячески противодействовать им.

Атака и защита

Обменом называется взаимная атака, когда оба игрока забирают по одной фигуре друг у друга. Здесь также используется понятие ценности, где равноценным обменом считается взаимная потеря одних и тех же фигур. Кроме того, существуют следующие его виды:

  • пешка равна пешке;
  • слон равен коню;
  • конь или слон = трём пешкам;
  • ладья = слону и двум пешкам;
  • ферзь = двум ладьям.

Король бесценен, поэтому его нельзя обменивать. Есть также понятие лёгких и тяжёлых фигур. К первым относятся конь и слон, ко вторым — ферзь и ладья. Обычно в начале партии стараются вводить в игру все лёгкие фигуры.

Шахом называется ситуация, когда король подвергается атаке одной или нескольких фигур противника. Мат — это то же самое, только при этом у короля отсутствуют пути к отступлению.

Шахматная стратегия

Стратегией называется принцип ведения шахматной партии, который охватывает подготовку и осуществление развивающегося плана на позицию соперника. Основными её принципами являются:

  • анализ и оценка позиции;
  • составление дальнейшего плана игры;
  • постоянный расчёт вариантов.

Кроме того, существуют также другие элементы шахматной стратегии. К ним относятся:

  • создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника;
  • захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей;
  • создание максимальных трудностей сопернику;
  • овладение пространством (особенно в центре);
  • гармоничное расположение пешек и ослабление их у соперника.

Во время каждой партии следует помнить эти принципы и развивать игру только в соответствии с ними. Это и составляет фундамент любой победы.

Быстрый способ выиграть

Если необдуманно играть с первых ходов, можно очень быстро проиграть партию. Есть так называемый дурацкий мат, с помощью которого можно в рекордные сроки закончить партию. Его можно произвести, если игра происходит с неопытным соперником, который начал заниматься с нуля.

Суть этого мата заключается в следующем: противник в начале игры пошёл пешкой на F3, а затем другой — на G4. В результате открывается диагональ на короля и ему можно поставить ферзём мат на Н4 (предварительно открыв пути). Однако надеяться на такое стечение обстоятельств нет смысла, так как это может произойти в редких случаях. Любой более или менее профессионально занимающийся игрок не допустит таких грубых ошибок.

Больше шансов существует поставить человеку «детский мат». Идея его заключается в слабости двух пешек в начале игры. Они находятся на позициях F7 и F2 у каждого из игроков. Первый ход делается от короля (Е4) для того, чтобы открылся проход для ферзя и слона. Противник в большинстве случаев пойдёт стандартным ходом на Е5. Здесь будет два варианта атаки: ферзём с поля Н5 на пешку F7 либо по вертикали с поля F3.

Нападать рекомендуется первым способом, потому что со второго хода создаётся уже двойная угроза. Самый слабый ход, который может сделать противник в этой позиции, — походить королём на Е7. В результате можно поставить ферзём мат, переместив его на Е5.

Секреты игры

Во время наступления игроку нужно вводить новые фигуры в атаку, чтобы «поджимать» короля. В начале лучшими и самыми популярными ходами для белых считаются Е4 и D4. После таких дебютов получаются открытые позиции. Подобное начало игры особенно рекомендуется новичкам, у которых рейтинг меньше 2000. Крепким перворазрядникам и кандидатам в мастера спорта можно стартовать с позиций D4, C4 или конь — F3. Это так называемые закрытые позиции, в которых более сложно играть.

Некоторые правила

При достижении первой противоположной горизонтали пешка способна превратиться в любую фигуру, кроме короля. Граница, находящаяся на четвёртой и пятой горизонтали, называется демаркационной линией, которая разделяет фланги игроков. Соответственно, необходимо всегда помнить о следующем: если фигура поставлена за эту линию, то в любой момент она может оказаться под ударом и подвергнуться атаке противника. При переходе этой границы нужно внимательно смотреть на потенциальные угрозы.

Как можно быстро научиться играть в шахматы 2

Слово «шахматы» в переводе с древнеперсидского языка означает «король умер». Регулярно археологи находят свидетельства того, что в них играли по одним и тем же правилам в Америке, Индии, Японии и Китае. Одним из главных достоинств этой игры является развитие интеллектуальных способностей. Зная несколько правил и принципов, можно быстро научиться играть в шахматы.

Основные понятия

На шахматной доске расположено 64 поля (8 ячеек по горизонтали и вертикали), одну половину из которых составляют белые квадратики, а другую — чёрные. Кроме того, на ней есть несколько основных зон и плоскостей:

  • горизонталь;
  • вертикаль;
  • белая и чёрная диагональ;
  • центр (состоит из четырёх полей);
  • большой центр (16 полей).

Во время игры шахматная доска должна располагаться таким образом, чтобы в правом нижнем углу располагалось белое поле. Белые всегда находятся на позиции А1.

Расположение фигур

Второй ряд составляют исключительно пешки. В первом ряду фигуры располагаются следующим образом: две ладьи ставятся по бокам, следом идут кони по обе стороны, затем — два слона (офицера). Остаётся только два свободных поля, которые должен занять ферзь с королём. Здесь правило будет такое: ферзь ставится на ячейку, соответствующую ему по цвету. Началу игры обязательно предшествует проверка: оба ферзя должны стоять друг против друга.

Особенности нападений

Ладья ходит и атакует исключительно по вертикали либо горизонтали. Слон перемещается по двум диагоналям, на которых находится. В игре два слона одного игрока не пересекаются.

Ферзь является самой сильной фигурой. Он ходит в любых направлениях: по горизонтали, вертикали, по белым и чёрным диагоналям. Король также ходит по любым ячейкам, но зона атаки у него ограничена девятью полями, то есть он передвигается и атакует только по одному шагу в каждую сторону. Конь ходит буквой Г и может перепрыгивать как через свои фигуры, так и через фигуры соперника.

Существует положение «вилка», когда у коня есть выбор в атаке какой-либо из двух фигур. Пешки ходят только по одному полю, назад передвигаться они не могут. Но в начале игры у каждой из них есть возможность сделать два шага за один раз. Все фигуры, за исключением пешки, ходят и бьют по одной и той же траектории. Пешка передвигается прямо и атакует только по диагонали. Назад она ходить не может.

Необычный ход пешкой

У шахматистов есть понятие «взятие пешки на проходе». При этом чёрная пешка находится на поле G6, а белая — на H7, то есть с начала игры ещё не делала никаких перемещений. Она может перепрыгнуть поле H6, которое находится под атакой. Здесь человек, играющий чёрными, вправе пойти на ранее атакуемое поле, забрав позади стоящую пешку на H5. Однако делать это не всегда нужно.

Дебютные принципы

Дебют — это самая первая стадия игры. В него нужно войти хорошо, при этом выполняя основные задачи:

  • грамотно разместить фигуры, чтобы они встали на боевые позиции к середине игры;
  • обеспечить безопасность короля, поскольку он в начале игры довольно уязвим;
  • избегать поспешных ходов ферзём;
  • отдавать приоритет в перемещении коней перед слонами;
  • соединять тяжёлые фигуры;
  • противодействовать планам соперника.

Одним из самых важных принципов, без которого нельзя научиться игре в шахматы, является контроль над центром доски. Любая фигура, находясь здесь, контролирует наибольшее количество полей. Ферзь, пребывая в этой зоне, держит под контролем чуть ли не половину доски и сможет оказать давление в случае появления вражеских фигур. Помимо этого, важно вводить и пешки на эту территорию.

Вторым принципом является развитие фигур, а не солдат. Последние двигаются только для того, чтобы открыть линии. Например, смысл дебюта Е4 лежит в том, чтобы помимо контроля над центром открыть пути для слона и ферзя. Кроме того, типичной ошибкой является перемещение одной и той же фигуры два раза, если на это нет существенной причины. Конечно, всегда есть свои исключения, но основное правило именно такое. Если его проигнорировать, то в дальнейшем для игрока создадутся неприятные угрозы со стороны оппонента.

Вначале королю необходимо обеспечить должный уровень безопасности. Как правило, это осуществляется с помощью рокировки, поэтому её нужно сделать как можно раньше. Это можно проиллюстрировать на примере дебюта под названием «Итальянская партия». Игрок после трёх ходов должен освободить два поля между королём и ладьёй (F1 и G1). Таким образом, в следующем ходе он может спокойно рокировать. Из-за такого манёвра королю вряд ли создадут угрозу в ближайшее время.

Есть два случая, когда рокировку делать нельзя: ранее произведённый ход королём, а также момент, когда был поставлен шах или возникла его угроза.

Третьим принципом является слишком ранее включение ферзя и активное его перемещение. Это связано с тем, что противник может воспользоваться таким поведением для развития своих фигур. Даже если создаются комфортные условия для взятия фигур оппонента, в первую очередь необходимо следовать базовым правилам и производить контроль над центром доски.

Тяжёлыми фигурами являются две ладьи и ферзь. При взаимодействии друг с другом они осуществляют сильную совместную игру, а находясь на одной линии, оказывают себе взаимную защиту.

Стремясь к осуществлению этих принципов, игрок будет встречать сопротивление противника. В то же время необходимо самому наблюдать и предугадывать, какие идеи хочет воплотить соперник, и всячески противодействовать им.

Атака и защита

Обменом называется взаимная атака, когда оба игрока забирают по одной фигуре друг у друга. Здесь также используется понятие ценности, где равноценным обменом считается взаимная потеря одних и тех же фигур. Кроме того, существуют следующие его виды:

  • пешка равна пешке;
  • слон равен коню;
  • конь или слон = трём пешкам;
  • ладья = слону и двум пешкам;
  • ферзь = двум ладьям.

Король бесценен, поэтому его нельзя обменивать. Есть также понятие лёгких и тяжёлых фигур. К первым относятся конь и слон, ко вторым — ферзь и ладья. Обычно в начале партии стараются вводить в игру все лёгкие фигуры.

Шахом называется ситуация, когда король подвергается атаке одной или нескольких фигур противника. Мат — это то же самое, только при этом у короля отсутствуют пути к отступлению.

Шахматная стратегия

Стратегией называется принцип ведения шахматной партии, который охватывает подготовку и осуществление развивающегося плана на позицию соперника. Основными её принципами являются:

  • анализ и оценка позиции;
  • составление дальнейшего плана игры;
  • постоянный расчёт вариантов.

Кроме того, существуют также другие элементы шахматной стратегии. К ним относятся:

  • создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника;
  • захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей;
  • создание максимальных трудностей сопернику;
  • овладение пространством (особенно в центре);
  • гармоничное расположение пешек и ослабление их у соперника.
Читать еще:  Массаж лица видео уроки смотреть онлайн

Во время каждой партии следует помнить эти принципы и развивать игру только в соответствии с ними. Это и составляет фундамент любой победы.

Быстрый способ выиграть

Если необдуманно играть с первых ходов, можно очень быстро проиграть партию. Есть так называемый дурацкий мат, с помощью которого можно в рекордные сроки закончить партию. Его можно произвести, если игра происходит с неопытным соперником, который начал заниматься с нуля.

Суть этого мата заключается в следующем: противник в начале игры пошёл пешкой на F3, а затем другой — на G4. В результате открывается диагональ на короля и ему можно поставить ферзём мат на Н4 (предварительно открыв пути). Однако надеяться на такое стечение обстоятельств нет смысла, так как это может произойти в редких случаях. Любой более или менее профессионально занимающийся игрок не допустит таких грубых ошибок.

Больше шансов существует поставить человеку «детский мат». Идея его заключается в слабости двух пешек в начале игры. Они находятся на позициях F7 и F2 у каждого из игроков. Первый ход делается от короля (Е4) для того, чтобы открылся проход для ферзя и слона. Противник в большинстве случаев пойдёт стандартным ходом на Е5. Здесь будет два варианта атаки: ферзём с поля Н5 на пешку F7 либо по вертикали с поля F3.

Нападать рекомендуется первым способом, потому что со второго хода создаётся уже двойная угроза. Самый слабый ход, который может сделать противник в этой позиции, — походить королём на Е7. В результате можно поставить ферзём мат, переместив его на Е5.

Секреты игры

Во время наступления игроку нужно вводить новые фигуры в атаку, чтобы «поджимать» короля. В начале лучшими и самыми популярными ходами для белых считаются Е4 и D4. После таких дебютов получаются открытые позиции. Подобное начало игры особенно рекомендуется новичкам, у которых рейтинг меньше 2000. Крепким перворазрядникам и кандидатам в мастера спорта можно стартовать с позиций D4, C4 или конь — F3. Это так называемые закрытые позиции, в которых более сложно играть.

Некоторые правила

При достижении первой противоположной горизонтали пешка способна превратиться в любую фигуру, кроме короля. Граница, находящаяся на четвёртой и пятой горизонтали, называется демаркационной линией, которая разделяет фланги игроков. Соответственно, необходимо всегда помнить о следующем: если фигура поставлена за эту линию, то в любой момент она может оказаться под ударом и подвергнуться атаке противника. При переходе этой границы нужно внимательно смотреть на потенциальные угрозы.

Как научиться играть в шахматы?

Мечта научиться играть в шахматы наверняка посещала многих из нас, ведь каждый человек слышал о существовании этой умной игры, где необходимо логическое мышление и внимание.

Если вы хотите пополнить ряды шахматистов, стать хорошим игроком и участвовать в городских, а потом и в областных турнирах, то эта статья специально для вас. Я расскажу, как быстро научиться играть в шахматы, расскажу обо всех правилах и «подводных камнях», которые вам необходимо запомнить, чтобы стать сильным игроком.

Давайте для начала разберемся что же такое шахматы и зачем они нужны?

Что такое шахматы?

Шахматы — это настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции ), науки и спорта .

Для того, чтобы играть в шахматы необходимо два человека, шахматная доска и фигуры, по желанию можно играть с часами, то есть на время. В этом случае, если партия еще не завершилась, то проигрывает тот, у кого закончилось время. Это правило не работает только в том случае, если у соперника остался один король — тогда судья объявляет ничью.

Но не буду вдаваться в подробности, о них я расскажу чуть ниже. Сначала замечу, что в шахматы можно играть также с компьютером или реальными людьми через интернет (на некоторых сайтах даже на деньги!), поэтому отсутствие шахматного партнера не сможет помешать вам заниматься любимым делом.

Как научиться играть в шахматы с нуля?

Большинство читателей этой статьи не имеют представления, как ходят шахматные фигуры и не знают, что такое «миттельшпиль». Я, как опытный игрок и фанат шахмат расскажу, как обучиться шахматам с нуля и дам вам самую необходимую информацию.

1. Узнайте как расположены и как ходят шахматные фигуры.

Вы не сможете даже начать игру, если не будете знать, как правильно расставлять шахматные фигуры в начале партии и как ходит каждая из них!

Для каждой фигуры отведено свое место и при этом, белые фигуры должны стоять там, где нарисованы цифры 1 и 2 (наверняка вы замечали что вдоль шахматной доски нарисованы латинские буквы и цифры), а черные располагаются напротив белых, около цифр 7 и 8.

Если вы играете любительскую партию, то это не будет играть никакой роли, но если вы ведете партию с записью (на серьезных турнирах требуют запись партии, чтоб в последствии ее можно было воспроизвести на доске, воссоздать заново всю игру, показать вашу партию друзьям и выяснить, где были допущены ошибки), то правильная расстановка обязательна.

Узнайте название каждой шахматной фигуры, а так же ее стоимость. Стоимость фигуры — это такая цифра, которая обозначает насколько ценна и сильна фигура. Обычно стоимость измеряется в пешках.

Пешка — это самая слабая шахматная фигура, которая может ходить только вперед, а рубить в стороны. Но дойдя до края доски, она превращается в ферзя — самую сильную шахматную фигуру. Его стоимость оценивается в 10 пешек.

Но самая главная фигура на доске не ферзь, а король. Он бесценен . Цель шахматной игры — поставить мат королю соперника.

Мат — это когда на короля нападает фигура соперника и при этом король не может никуда отойти или закрыться от удара. В этом случае партия заканчивается и победителем объявляется тот, кто поставил мат королю соперника. Счет игры становиться 1-0 в пользу соперника.

О том, как располагаются и ходят фигуры, а ток же об их назначении вы можете найти информацию в интернете или учебниках.

2. Научитесь делать обдуманные ходы, узнайте, что такое рокировка.

Следующий шаг, который потребует внимательности и хорошего видения всей шахматной доски. Когда вы уже уже научились ходить шахматными фигурами и узнали, насколько ценна каждая из них, то приступайте к следующему шагу.

В шахматной партии нельзя делать необдуманные ходы. Любой неосторожный ход приводит к потерям фигур, а позже к поражению. Вы должны узнать, как следует начинать ходить, следить за тем, чтобы ваши фигуры были защищены.

Если вы осуществляете размен — ход, которым собственная фигура отдаётся за такую же или равноценную фигуру партнёра, то помните что размен должен быть равноценным. Это значит что нельзя менять ладью (которая стоит пять пешек) на коня(который оценивается в 3 пешки). К примеру выгодны размен это конь на слона или за 3 пешки.

По сути вы должны научиться связывать между собой ходы. Если вы уже выучили, как ходят пешки и фигуры, то узнайте самые выгодные поля для их расстановки. Почитайте литературу о том, как не попасться на «детский мат». Ведь многие опытные соперники, видя перед собой «новичка» пытаются сразу же получить очко, поставив неопытному игроку детскую ловушку и быстро выиграть.

В интернете есть много обучающих видео, как сделать себе выгодную позицию уже в начале и не допустить слабых полей.

Выгодная позиция — это когда ваши шахматные фигуры расположены так, что каждая фигура стоит на удачной позиции (контролирует как можно больше полей), пешки расположены в центре и защищают друг друга, фигуры соперника не могут создавать вам угрозы, а король надежно защищен.

И да, конечно! Обязательно познакомьтесь с таким понятием, как рокировка! Рокировку делают в дебюте (начале партии), чтобы спрятать короля за пешками и защитить от нападения вражеский фигур.

Рокировка — это ход в шахматах , заключающийся в горизонтальном перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и последующее перемещение ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Каждая из сторон может сделать одну рокировку в течение партии.

Все необходимую информацию об этом можно найти в начале шахматных учебниках или интернете. Вы также можете смотреть видео уроки или записаться к шахматному тренеру.

3. Узнайте, что такое шах, мат и пат.

Вы уже знаете, что цель шахматной партии — поставить мат королю соперника. Но разве можно поставить мат, если вы не имеете представление о том, как он выглядит?!

Мат, как я уже уже писала выше, это безвыходное положение — это в первую очередь шах. Поэтому для начала я дам вам определению слова шах.

Шах — ситуация в шахматах и их вариантах , когда король находится под боем, то есть на следующем ходу хотя бы одна фигура противника сможет взять короля. Правилами шахмат для игрока запрещён ход, после которого его король оказывается под шахом, даже если этот шах следует от связанной фигуры или же короля противника.

Исходя из этого определения можно сделать вывод, что мат — это шах, от которого нет защиты. Король побежден, и если вы получили мат, то должны протянуть руку сопернику и положить короля.

Существует и такое понятие как пат.

Пат — это положение короля, в котором ему не куда ходить, а другие фигуры на доске либо так же не имеют возможности для хода, либо отсутствуют. Но пр этом, королю не объявлен шах.

Выходит, что очередь хода, к примеру, за белыми, а им некуда ходить, но шаха нету. Тогда объявляется ничья и счет записывается 1/2 — 1/2.

4. Познакомьтесь с дебютом, миттельшпилем и эндшпилем.

Дебют, миттельшпиль и эншпиль — это начало, середина и конец партии соответственно.

В дебюте вы узнаете как играть в самом начале, какие планы имеет каждый дебют, как он называется и какие ловушки можно поставить в данном дебюте. Дебютов существует большое количество, но вам на начальном этапе лучше выучить 3-4 дебюта как за черных так и за белых.

Миттельшпиль — это середина и самая долгая часть партии. В миттельшпиле чаще всего происходит самое интересное. Все фигуры уже развиты и готовы к бою. Обе стороны уже определились с планами и тут все зависит от того, кто первым начнет атаку.

Чаще всего атакуют белые, но если вы играете черными, то это еще не говорит о том, что вы должны обороняться всю партию. Подобрав правильный дебют за черных и поставив фигуры на выгодные позиции вы сможете взять инициативу с свои руки и атаковать белых.

Эндшпиль — это конец партии. После миттельшпиля, когда почти все фигуры (особенно ферзи) разменяны (то есть вы рубите фигуру соперника а он взамен рубит вашу), наступает эндшпиль. В эндшдпиле уже в ход игры подключаются короли, которые в дебюте и эндшпиле стоят под прикрытием.

Читать еще:  Онлайн курсы немецкого языка бесплатно для начинающих

Прочитав, как правильно играть миттельшпиль, дебют и эндшпиль вы уже практически готовы к игре. Но есть еще несколько необходимых пунктов.

5. Решайте шахматные задачи.

В интернете и магазине вы легко можете отыскать шахматный решебник. это сборник шахматных задач с ответами,чтобы улучшить и закрепить свой навык.

В решебнике дается готовая шахматная позиция, в которой вы должны найти правильный выигрывающий ход. Задачи бываю разных сложностей. Советую начать с простых задач (с выигрышем в один-два хода), а после перейти на более сложные, позиционные задачи.

Решение шахматных задач научит вас быстро находить выигрыш в выгодной позиции, ставить комбинации и ловушки сопернику.

Очень советую познакомиться с решебниками Николая Калиниченко, в которых все подобно объясняется и шахматные задачи подобраны на разную тематику.

Поначалу решайте задачи с шахматной доской: расставляйте фигуры как указано на диаграмме и передвигайте их, пока не найдете верный ход. Позже сверьтесь с решением.

Когда вы уже достаточно натренируетесь в решении задач, можете брать решебник с собой и решать задачи в голове, ведь в шахматной партии вам никто не даст вам двигать фигуру. Есть такое важно правило: взялся — ходи! Это обозначает, что если вы взяли фигуру, но позже передумали ходить ею, то обязаны сделать ход, даже если он проигрывающий.

Таковы уж правила, увы!

6. Узнайте самые главные правила и «подводные камни».

Есть группа правил, не зная которые вы можете упустить выигрыш или получить ноль за нарушение.

Я перечислю только самые основные правила, которые вы можете запомнить прямо сейчас, прежде чем начать обучение. Желательно прямо сейчас сохраните их или запишите в блокнот:

1) Взялся — ходи! Это правило уже было упомянуто мной, но я все-же повторю. Я сама очень часто проигрывала из-за того, что забывала об этом
и по инерции трогала все фигуры. Это правило значит, что если ты взялся за фигуру, то обязан ее ходить, хочешь ты или нет! Даже если этот ход приведет к быстрому поражению.

И да, если ваш соперник нарушил это правило, вы запросто можете потребовать, чтобы он сходил той фигурой, за которую взялся. Так что не забывайте это правило!

2)Нельзя делать рокировку, если ладья или король уже ходили.

Если вы уже сделали ход королем или ладьей, то рокировку становиться невозможной, а если вы забудете об это правиле, то это будет «невозможный ход», за который полагается либо лишение нескольких минут, либо поражение.

3) Короли на шахматной доске не могут стоять рядом друг с другом в плотную.

Между ними должен быть разрыв минимум в 1 клетку. В противном случае игрок, который сделал невозможный ход рискует заработать ноль.

4)При достижение пешкой последней горизонтали она превращается в любую фигуру.

Достигнув последней линии вы должны убрать пешку и поставить на последнюю горизонталь любую фигуру (хоть коня, хоть ферзя). Если на доске еще есть ферзь, то это не помеха. Ферзей может быть хоть один, хоть девять!

И также существует ряд правил, с которыми вам предстоит ознакомиться в процессе серьезного изучения шахмат.

7. Начните практиковать свой навык.

Найдите себя партнера или поиграйте с компьютером. Выберите подходящую сложность и установите желаемое время. Обычно на быструю партию отводиться около 10 минут, а на классику — 1,5 часа.

Начните участвовать в турнирах, ведите запись партий, изучив все обозначения и правила записи.

Не бойтесь экспериментировать и рисковать! Создавайте угрозы и ловушки и не позволяйте сопернику атаковать вас. Ваша цель — поставить мат королю соперника или, по крайней мере, не допустить мата собственному королю.

Что делать дальше?

Когда вы уже научились играть в шахматы и получили достаточной опыт в городских турнирах или смогли обыграть компьютер, то возникает вопрос: что дальше?

Если вы хотите усовершенствовать свой навык, то смотрите видео уроки, изучайте новые дебюты, решайте больше задач.

Найдите себе сильных соперников не ниже 1-го разряда, запишитесь на серьезный турнир.

Можно ли заработать на шахматах?

Этому вопросу я планирую вскоре посвятить целую статью, потому что таких способов заработать на шахматах достаточно много и каждый из них нужно подробно описывать и рассматривать.

Я расскажу кратко, потому что моя статья о том, как научиться играть в шахматы, а не как зарабатывать на этом умении.

Вариантов не мало: вы можете играть на деньги в онлайн-турнирах, стать шахматным репетитором (при наличие хороших знаний), устроиться в шахматную школу тренером для группы детей и стать сопровождающим тренером на большие турниры.

Вы можете улучшить свой навык и получить звание мастера спорта, тогда у вас есть шансы попасть в большие турниры для взрослых и получать большие гонорары за призовые места.

И помните, что шахматы в любом случае очень увлекательная игра и научиться в нее играть стоит хотя бы ради того, чтобы получать удовольствие. Пусть это будет ваши маленьким хобби!

Как писал Зигберт Тарраш: «Шахматы, подобно музыке, или любому другому искусству, способны делать человека счастливым».

Как взрослому человеку научиться играть в шахматы

Как начать, какого преподавателя выбрать, какие книги читать и фильмы смотреть, если в одно прекрасное утро вы проснулись с желанием превратить свою пешку в ферзя.

Если вам предложат играть в шахматы — никогда не говорите: «Не умею». Скажите: «Умею, но не хочу».

Мое желание научиться играть в шахматы появилось именно после такой ситуации. Правда, сказать «умею» я смогла, а вот продолжить «но не хочу» не получилось. Пришлось играть. Несколько оглушительных поражений после коротких партий дали понять: знания правил игры недостаточно, чтобы выиграть. Было ещё что-то, о чём знали только шахматисты. То, что помогало им видеть доску под другим углом, словно заглядывать в будущее и разочарованно комментировать: «Ну что же ты наделала!». Захотелось узнать этот секрет, и я решила понять…

Как взрослый человек может научиться играть в шахматы

Для начала нужно было выяснить, можно ли научиться играть в шахматы самостоятельно: с помощью интернета, мобильных приложений или самоучителя. Тщательный опрос тех, кто уже умеет играть, показал: можно попробовать научиться играть самому, но лучше делать это с другом или преподавателем.

Однако первые шаги всё-таки можно и нужно сделать в одиночестве. Желательно:

  • найти или купить доску;
  • познакомиться с фигурами;
  • узнать правила игры.

На это у вас уйдёт не больше часа. Используйте видео на YouTube, на эту тему есть множество роликов. Если есть желание, отговорки излишни. Начать играть может даже ребёнок (с четырёх лет).

После того как вы разберётесь с этим этапом, стоит искать преподавателя. Почему нельзя учиться играть самому? Ответ очень простой. Вы можете попробовать делать это самостоятельно, и у вас даже начнёт получаться. Дело только в скорости обучения. То, до чего вы додумаетесь за несколько дней, учитель объяснит за час. Более того, опытный игрок или преподаватель поможет увидеть на доске то, чего вы попросту не заметите из-за отсутствия опыта.

Как найти преподавателя

Записаться в шахматную школу или клуб

Единственная проблема, которая может у вас появиться, — это ограничение по возрасту. Но и её можно решить.

Когда я попыталась записаться в ближайшие шахматные школы, мне отказали из-за того, что на обучение берут только малышей. Зато вместо этого предложили прийти и попробовать договориться с преподавателем о частных уроках.

Даже если в вашем городе есть только одна шахматная школа, идите туда и попробуйте найти себе тренера.

Ещё есть шахматные клубы. Чаще всего в них играют люди постарше, объединённые большим желанием и страстью к игре. Это классный выбор для тех, кто любит шахматы, но не всегда хороший вариант для новичка.

Найти друга-шахматиста

Когда я попробовала сделать это, оказалось, что шахматисты состоят в неком подобии «Бойцовского клуба». Простой пост в социальных сетях показал: больше половины моих друзей играли или играют в шахматы. Просто никому об этом не говорят. Попробуйте расспросить своих друзей и вы. Уверена, вы будете удивлены.

Что же касается моего личного опыта, среди своих знакомых и друзей я нашла одного, который оказался кандидатом в мастера спорта по шахматам. Мы быстро договорились об уроках, и я ещё немного приблизилась к поставленной цели.

Нанять преподавателя

Не связываясь с организациями, школами, клубами и кружками, можно просто найти учителя для частных уроков. Постарайтесь встретиться с ним лично до того, как вы договоритесь о первом уроке, чтобы убедиться: с этим человеком вы сможете учиться и не побоитесь переспрашивать у него по нескольку раз непонятные моменты. Если почувствуете дискомфорт, стеснение, неловкость, попробуйте найти другого преподавателя.

«Любой, кто играет лучше вас, уже может научить. Вот только преподаватель не должен быть занудой. И тратиться на суперпрофессионалов сразу не стоит», — советует Владимир Хлепитько.

Peter Miller/Flickr.com

Что читать

Пока ваш тренер будет рассказывать, что такое дебют, миттельшпиль и эндшпиль, учить теории и практике шахмат, попутно демонстрируя искусство композиции, вам уже можно начинать помогать себе двигаться ещё быстрее. Например, с помощью книг. Литература сама по себе не научит играть, зато станет мощным подспорьем в этом нелёгком деле.

1. Для начинающих подойдут книги-самоучители и сборники задач. Например, «Сборник шахматных комбинаций» С. Д. Иващенко, «Учебник шахматной игры» Х. Р. Капабланки и «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха. Не стесняйтесь открывать книги для детей или с пометкой «Для тех, кто только начинает играть». Ведь именно в них сложная система шахмат объясняется очень наглядно и понятно.

2. Когда разберётесь с введением и одновременно проведёте несколько плодотворных уроков со своим преподавателем, переходите к книгам по стратегии и тактике. Разберитесь с каждым этапом игры в шахматы, благо о них написано очень много. Понять, какую именно книгу выбрать, довольно сложно, поэтому обязательно спросите совета у своего тренера. Можно обратить внимание на эти труды:

  • «Моя система», А. И. Нимцович;
  • «Стратегические приёмы в шахматах», А. И. Терехин;
  • «По следам дебютных катастроф», Я. И. Нейштадт;
  • «Переход в эндшпиль», Ю. Разуваев, Г. Несис.

3. Ищите вдохновение. Читайте не только учебники по шахматам, но и книги, связанные с этой великой игрой. Например, Владимир Хлепитько говорит, что ему нравится книга Гарри Каспарова «Шахматы как модель жизни».

Смотрите фильмы о шахматах и шахматистах, например:

  • «Бобби Фишер против всего мира» — о биографии американского чемпиона и его легендарном матче с Борисом Спасским.
  • «Защита Лужина» — фильм, в котором не стоит разглядывать шахматные доски в поисках интересных комбинаций, зато можно погрузиться в его неповторимую атмосферу.
  • «Шахматная горячка» — чёрно-белая советская комедия, конечно же, почти не о шахматах. Зато в кадре появляется сам Капабланка!

А ещё?

Конечно, игнорировать интернет-помощь не стоит. Пока вы тренируетесь в реальности, все остальные способы сделать уроки более результативными тоже годятся.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector